Файл: Программа профессиональной переподготовки Специальное (дефектологическое) образование по профилю.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения
Программа профессиональной переподготовки
Специальное (дефектологическое) образование по профилю
«Организация и содержание логопедической работы»
Дисциплина: Психология лиц с нарушением речи (логопсихология)
Практическое задание 3 , Модуль 3.
Психолого-педагогическая диагностика и коррекция лиц с нарушениями речи
Выполнил:
слушатель Ерошина Елена Валерьевна
Преподаватель:
Шацкова Виктория Николаевна
Задание 1. Картотека заданий по развитию высших психических функций
Психическая функция | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 |
Восприятие | Угадай, кто зовёт» (Развитие слухового восприятия) (5-7 лет) Дети стоят в кругу. Выбирается водящий, который встает в центр круга. Ему завязывают глаза. Дети по очереди зовут водящего по имени, а тот должен догадаться, кто именно его зовёт. | «Зашиваем коврик» (Развитие зрительного восприятия) (4-7 лет) На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые могут закрыть дырки. Заплатки можно вырезать, чтобы ребёнок мог не только выбирать заплатки, но и закрывать ими дырки. | «Узнай предмет» (Развитие тактильного восприятия) (5-7 лет) Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные мелкие предметы: пуговицы разной величины, напёрсток, катушку, кубик, шарик,... . Задание ребёнку: «Определи на ощупь, что это за вещи. Скажи, на что это похоже». Если в игре участвует несколько детей, то надо попросить одного ребёнка описывать каждый предмет, ощупывая его, а второго ( или всех остальных) угадать, назвать и зарисовать вещь по предлагаемому описанию. |
Воображение | «Шкатулка со сказками» (6 – 7 лет) Цель: Развивать воображение и речь. Оборудование. 8 – 10 кружков разных цветов, коробка, прикрытая платком. Ход игры. Предложите ребёнку сочинить вместе с вами сказку. Тот, кто начинает, вытаскивает из шкатулки цветной кружок. Надо придумать, кто это или что это будет в сказке. После этого как первый играющий сказал 2-3 предложения, следующий вытаскивает другой кружок, говорит кто это или что это такое. И продолжает сказку. Затем кружок вытаскивает следующий играющий и т.д. Важно, чтобы получилась законченная история и чтобы ребёнок про один и тот же кружок в разных ситуациях придумывал разные варианты ответов. | «Перевёртыши» (6 – 7 лет) Цель: Развивать умение подчинять своё воображение задаче, находить разнее варианты решения. Оборудование. Одинаковые листочки бумаги, на каждом из которых нарисована фигурка. Для одного раза это могут быть по 4 листочка, где одна и та же фигурка нарисована в разных положениях (перевернута). Ход игры. В игре участвуют двое детей. Каждая фигурка должна быть расположена так, чтобы вокруг неё осталось место для дорисовывания. Каждый ребёнок должен дорисовать свои фигурки. Необходимо обратить внимание детей на то, что все рисунки должны быть разными и как можно полнее и интереснее. За один раз можно дорисовать 1-2 набора. | «Что произойдёт, если…» (5-7 лет) Цель: Развивать воображение. Ход игры. Предложите ребёнку ответить подробно на предложенные вопросы. Например. Что будет, если оживут все сказочные герои? Что будет, если все животные начнут говорить человеческим голосом? Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая? |
Память | «Запомни рассказ» (5-7 лет) Прочитать детям рассказ. Затем попросить ребёнка воспроизвести прослушанное как можно ближе к тексту. Слушая рассказ ребёнка, обязательно обратить внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребёнок понял смысл рассказа. Если он с рассказом не справляется, следует задавать ему вопросы или же использовать иллюстрации к этому тексту. | «Добавь слово» (5 – 7 лет) Цель: Развивать слуховую память. Ход игры. Игра проводится с группой ребят. Один ребёнок называет какой- нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет кокое - либо своё. Третий ребёнок повторяет два слова и называет третье. Четвёртому придётся повторять уже три слова, а потом называть своё и т.д. Эту игру целесообразно проводить неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, т.е. будет увеличиваться объём памяти. | «Гуляем по саду» (5-7 лет) Цель: Развивать зрительную память и наблюдательность. Ход игры. Гуляя с ребёнком по саду, обратить его внимание на то что можно увидеть в саду, какие деревья, кустарники, овощи. Задание 1. Попросите ребёнка перечислить эти растения. Задание 2. Покажите ребёнку карточки с различными растениями и попросите его выбрать картинки тех растений, которые он знает. Задание 3. Уберите карточки и попросите ребёнка перечислить растения в том порядке, в котором он их называл. |
Мышление | «Плавает или тонет» (5-7 лет) Цель: Упражнять в установлении причинно-следственных зависимостей. Оборудование. Набор парных предметов: карандаш и гвоздь, деревянный и металлический шарики, деревянная и металлическая линейки. Ход игры. Педагог рассматривает с детьми предметы, нужные для игры. Затем сообщает, что сегодня они будут отгадывать, что плавает, а что нет. Детям дают предметы в случайном порядке. А не попарно, и они отвечают заранее, поплывёт предмет или нет. Затем они опускают предметы по одному в воду и наблюдают за ними. | «Поезд» (6 – 7 лет) Цель: Учить детей соотносить план комнаты с реальной комнатой. Оборудование. Большой лист бумаги, карандаш, 4 стрелки, указывающие направление движения. Ход игры. Педагог собирает детей вокруг стола, на котором лежит лист бумаги, и при них рисует план комнаты. Затем взрослый говорит: - Сегодня мы поиграем в поезд. Выбудете вагончиками, а я – паровозом. Поезд будет ехать туда куда показывает стрелка. | «Что лишнее?» (4 – 7 лет) Цель: Развивать умение находить общие и различные свойства, сравнивать предметы, объединять их в группы по какому-либо основному признаку. Оборудование. Картинки с изображением фруктов, посуды, овощей и так далее. Ход игры. Предложите рёбёнку рассмотреть картинки и ответить на вопросы: Что лишнее? Почему? Назови отличительный признак. Как, одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета? Например. Яблоко, груша, лук, персик. Ложка, вилка, нож, карандаш |
Речь | Дидактическая игра «Родственные слова» (6-7 лет) Цель: Развивать у детей понятие родственных слов. Упражнять в словообразовании. Материал. Мяч. Ход игры. Педагог, поочерёдно бросает мяч детям, просит их назвать родственные слова к произнесённому слову. Например: - Берёза. – Берёзонька, берёзка, берёзовый, подберёзовик. - Осина. – Осинка, осиновый, подосиновик. - Дуб. – Дубок, дубовый, дубочек, дубина. - Рябина. – Рябинка, рябинушка, рябиновый. | Дидактическая игра «Закончи предложение» (6-7 лет) Цель: Упражнять в образовании имён прилагательных от имён существительных. Расширять и активизировать словарный запас. Материал. Мяч. Ход игры. Педагог произносит словосочетание и даёт образец образования прилагательного. Затем просит детей изменить словосочетания по предложенному образцу. - Пиджак из шерсти. Он какой? – Шерстяной. - Платье из шёлка. Оно … - Футболка из трикотажа. Она … - Куртка из кожи. Она … - Шуба из меха. Она … - Сапоги из резины. Они … - Брюки для мужчин. Они … - Майка для детей. Она … - Сарафан для лета. Он … | Дидактическая игра «Скажи наоборот» (6-7 лет) Цель: Расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в употреблении слов-антонимов. Материал. Мяч. Педагог предлагает детям закончить предложение, словом с противоположным значением. Например: - Берет новый, а платок … - У ботинок широкие носы, а у туфель … - Брюки грязные, а комбинезон … - Блузка светлая, а пальто … - Чешки на тонкой подошве, а кроссовки … |
Конспект психокоррекционного занятие по развитию личности.
«Давайте дружить» для детей старшей группы
Цель: Способствовать сплочению детского коллектива.
Задачи:
1. Развитие координации и снятие мышечного напряжения.
2. Формировать у детей положительное отношение к себе и к окружающим.
3. Совершенствовать коммуникативные навыки.
Оборудование
- магнитофон.
- клубок ниток.
Ход занятия:
I. Вводная часть:
- Ритуал приветствия.
Дети встают в круг
Пальчиковая игра под песню Фунтика «Про дружбу»:
«Дружат в нашей группе девочки и мальчики
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять мы закончили считать.
Раз, два, три, четыре, пять начинай считать опять».
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия
(Звучит аудиозапись песни «Настоящий друг».)
«Кто из вас самый сообразительный и уже догадался, о чем мы будем с вами сегодня говорить? … Да, сегодня на занятии мы с вами будем говорить о дружбе. Удивительное, волшебное слово! Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово – дружба».
(Совместное озвучивание слова).
«А как вы понимаете, что такое дружба?» ( Когда мы делимся игрушками, не обижаем друг друга…)
«Дружба - это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, не ссорятся. Дружба - это улыбки друзей. Значит, друзья - это люди, с которыми нам интересно и комфортно».
-Давайте споём первую часть песенки.
Игра «Это я – узнай меня!»
Дети сидят на ковре. Один ребенок поворачивается к ним спиной. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине и говорят: «Это я! Узнай меня!» Ребенок должен угадать, кто его погладил. Дети могут говорить измененными голосами.
2. Динамическая пауза под музыку «Если есть Хороший друг»
Настроение упало, Дело валится из рук… Но еще не все пропало, Если есть хороший друг. С делом справимся вдвоем, С облегчением вздохнем - Настроение поднимем И от пыли отряхнем! | - опускают руки вниз - качание головой, встряхивают кистями - разводят руками - разворачиваются лицами др. к другу - пожимают друг другу руки - делают глубокий вдох, выдох - нагибаются и медленно выпрямляются - отряхиваются. |
Садятся.
3. Знакомство с пословицами о дружбе.
«В народе сложено много пословиц и поговорок о дружбе и в каждой заложен свой особый смысл. Послушайте мои поговорки и объясните, о чем они. (Дети повторяют пословицы и поговорки и объясняют их смысл и значение.)
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Один за всех и все за одного.
Сам погибай, а товарища выручай.
Старый друг лучше новых двух.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты.
Дружным любая беда нипочем.
4. Найди друга
«Когда с кем-то дружишь, всегда рад видеть этого человека, скучаешь без него. И мы сейчас будем выбирать себе друга. Я вам раздам вырезанные из бумаги рукавички с различными не закрашенными узорами. (Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти свою пару, количество пар рукавичек должно соответствовать количеству пар участников игры)».
После того, как каждая пара рукавичек встретится, дети должны раскрасить одинаково рукавички, (детям предлагается для работы три карандаша разного цвета, красный, зеленый, синий. Во время работы звучит аудио запись).
Игра “живые картинки” под веселую музыку.
- Давайте поиграем в “живые картинки”.
-Придумайте, как можно показать, чтобы мы догадались, что на картинке двое друзей. Одни будут показывать картинки, а другие будут догадываться, и оценивать, получилось или нет. А теперь поменяйтесь ролями.
Садятся.
5. Узнай друга
«Я предлагаю вам узнать своего друга, на ощупь! Хотите попробовать? Выберем ведущего завяжем ему глаза, и предложим ощупав ребенка, нужно догадаться, кто из детей подошел к нему, ощупав этого ребёнка. Посмотрим, кому удастся угадать (затем выбирают другого ведущего)».
«Связующее звено».
«А сейчас Вы будете передавать клубок ниток по кругу так, чтобы все, кто держал клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается пожеланиями для своих друзей (когда клубок соединится с началом нити). Дети натяните нить! Вот какой крепкий круг у нас получился. Вот какие вы дружные.
Релаксационная музыкальная пауза.
- Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.
III. Заключительная часть.
Звучит аудиозапись песни «Дружба начинается с улыбки».
-А сейчас давайте мы с вами станцуем танец дружбы.
Рефлексия.
«Ребята, что вы узнали о дружбе? Нужна ли нам дружба? … Ребята, цените дружбу, делайте все для ее сохранения, и, если вдруг ваши отношения испортились, всегда нужно набраться смелости, перебороть себя, и сделать первый шаг на восстановление отношений, кто бы ни был виноват в их ухудшении».
Наше занятие закончено! До свидания!