Файл: Тема Передаточные механизмы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– контактное напряжение в полюсе зацеп­ления при KH = 1.

Контактное напряжение в полюсе заце­пления при KH = 1 определяют следующим образом, МПа:

, (2.27)

где «+» – для наружного зацепления, «–» – для внутреннего зацепления;

– коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопря­женных зубчатых колес. Для стали при модуле упругости = 190;

– коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе зацепления, определяют по табл. 2.7;
Таблица 2.7

Значения коэффициента

Угол наклона

линии зуба , град

Значения при относительном смещении контура










0,080

0,050

0,030

0,020

0,010

0,005

0

–0,005

–0,010

–0,015

–0,020




0

1,48

1,52

1,58

1,62

1,68

1,71

1,76

1,83

1,93

2,14






10

1,47

1,51

1,56

1,60

1,66

1,69

1,74

1,80

1,90

2,07






15

1,46

1,50

1,55

1,58

1,63

1,67

1,71

1,77

1,86

2,00

2,35




20

1,43

1,47

1,52

1,55

1,60

1,63

1,67

1,72

1,80

1,91

2,13




25

1,42

1,45

1,49

1,52

1,57

1,59

1,62

1,67

1,73

1,81

1,97




30

1,38

1,42

1,45

1,48

1,52

1,54

1,56

1,60

1,65

1,70

1,81




35

1,35

1,37

1,40

1,42

1,46

1,48

1,50

1,53

1,56

1,60

1,66




40

1,30

1,32

1,34

1,37

1,39

1,41

1,42

1,45

1,47

1,50

1,53



– коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий;

FtHокружная сила на делительном цилиндре, Н;

– рабочая ширина венца зубчатой передачи (b2), мм;

d1 – делительный диаметр шестерни, мм.
Коэффициент , учитывающий суммарную длину контактных линий, определяется следующим образом:

при ;

при ; (2.28)

при ,

где – коэффициент торцевого перекрытия:

;

– коэффициент осевого перекрытия:

. (2.29)
Окружная сила на делительном цилиндре определяется по формуле

, (2.30)

где – вращающий момент на шестерне (колесе), Н · м;

– делительный диаметр шестерни (колеса), мм.
Коэффициент нагрузки определяют по зависимости

, (2.31)

где – коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку (табл. 2.8);

– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагруз­ки между зубьями;

– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения на­груз­­ки по ширине зуба;



– коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку.
Таблица 2.8

Коэффициент внешней динамической нагрузки

при расчетах на усталостную прочность

Режим нагружения

двига­теля

Режим нагружения ведомой машины

Равномерный

С малой

не­равномер­ностью

Со средней неравномер­ностью

Со значительной

не­равномерностью

Равномерный

1,00

1,25

1,50

1,75

С малой неравномер­ностью

1,10

1,35

1,60

1,85

Со средней неравномерностью

1,25

1,50

1,75

2,00 и выше

Со значительной неравномерностью

1,50

1,75

2,00

2,25 и выше


Коэффициент , учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями, для косозубых передач определяется по табл. 2.9 в зависимости от окружной скорости и степени точности по нормам плавности.
Таблица 2.9

Значения коэффициента

Окружная скорость v, м/с

Значения коэффициента при степени точности по нормам плавности работы

(ГОСТ 1643–72)

5

6

7

8

9

2,5

1

1,01

1,03

1,05

1,13

5

1

1,02

1,05

1,09

1,16

10

1,01

1,03

1,07

1,13



15

1,01

1,04

1,09





20

1,02

1,05

1,12





25

1,02

1,06










Коэффициент , учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий, принимают в зависимости от параметра , схемы передачи и твердости активных поверхностей зубьев по графику (определялся ранее по рис. 2.4).

Коэффициент , учитывающий динамическую нагрузку, можно определить по формуле:

, (2.32)

где – удельная окружная динамическая сила, Н/мм;

– окружная скорость на делительном цилиндре, м/с.

Коэффициент , учитывающий влияние вида зубчатой передачи, модификации профиля головок зубьев, определяется по табл. 2.10.

Коэффициент g0, учитывающий влияние разности шагов зацепления зубьев шестерни и колеса, определяется по табл. 2.11.
Таблица 2.10

Значения коэффициента

Твердость поверхностей зубьев по Виккерсу

Вид зубьев



Н1 НV 350 или

Н2 НV 350

Прямые, без модификации головок

Прямые, с модификацией головок

Косые

0,06

0,04

0,02

Н1 >НV 350 и

Н2 > НV 350

Прямые, без модификации головок

Прямые, с модификацией головок

Косые

0,14

0,10

0,04



Таблица 2.11

Значения коэффициента

Модуль m,

мм



Степень точности по нормам плавности по ГОСТ 1643–81

5

6

7

8

9

10

3,55

3,55…10

>10

2,8

3,1

3,7

3,8

4,2

4,8

4,7

5,3

6,4

5,6

6,1

7,3

7,3

8,2

10,0

10,0

11,0

13,5


Полученное значение не должно превышать предельного значения , приведенного в табл. 2.12. В противном случае следует принимать .

Таблица 2.12

Предельные значения

Модуль m,

мм

Степень точности по нормам плавности по ГОСТ 1643–81

5

6

7

8

9

10

3,55

3,55…10

>10

85

105

150

160

194

250

240

310

450

380

410

590

700

880

1050

1200

1500

1800


Б. Допускаемые контактные напряжения в проверочном расчете



Допускаемые контактные напряжения определяют раздельно для шестерни и колеса, МПа:

. (2.33)

Нахождение значений, входящих в формулу 2.33, рассмотрено при проектировочном расчете за исключением нижеприведенных коэффициентов.

Коэффициент , учитывающий влияние исходной шероховатости сопря­женных поверхностей зубьев, определяется по тому из сопряженных колес, зубья которого имеют более грубые поверхности, т. е. в зависимости от параметра шероховатости поверхности (табл. 2.13).
Таблица 2.13

Коэффициент , учитывающий влияние исходной шероховатости

сопря­женных поверхностей зубьев

Шероховатость поверхности



= 1,25…0,63

1

= 2,5…1,25

0,95

= 40…10

0,9