ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– контактное напряжение в полюсе зацепления при KH = 1.
Контактное напряжение в полюсе зацепления при KH = 1 определяют следующим образом, МПа:
, (2.27)
где «+» – для наружного зацепления, «–» – для внутреннего зацепления;
– коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых колес. Для стали при модуле упругости = 190;
– коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе зацепления, определяют по табл. 2.7;
Таблица 2.7
Значения коэффициента
Угол наклона линии зуба , град | Значения при относительном смещении контура | | ||||||||||||
| | 0,080 | 0,050 | 0,030 | 0,020 | 0,010 | 0,005 | 0 | –0,005 | –0,010 | –0,015 | –0,020 | ||
| 0 | 1,48 | 1,52 | 1,58 | 1,62 | 1,68 | 1,71 | 1,76 | 1,83 | 1,93 | 2,14 | – | ||
| 10 | 1,47 | 1,51 | 1,56 | 1,60 | 1,66 | 1,69 | 1,74 | 1,80 | 1,90 | 2,07 | – | ||
| 15 | 1,46 | 1,50 | 1,55 | 1,58 | 1,63 | 1,67 | 1,71 | 1,77 | 1,86 | 2,00 | 2,35 | ||
| 20 | 1,43 | 1,47 | 1,52 | 1,55 | 1,60 | 1,63 | 1,67 | 1,72 | 1,80 | 1,91 | 2,13 | ||
| 25 | 1,42 | 1,45 | 1,49 | 1,52 | 1,57 | 1,59 | 1,62 | 1,67 | 1,73 | 1,81 | 1,97 | ||
| 30 | 1,38 | 1,42 | 1,45 | 1,48 | 1,52 | 1,54 | 1,56 | 1,60 | 1,65 | 1,70 | 1,81 | ||
| 35 | 1,35 | 1,37 | 1,40 | 1,42 | 1,46 | 1,48 | 1,50 | 1,53 | 1,56 | 1,60 | 1,66 | ||
| 40 | 1,30 | 1,32 | 1,34 | 1,37 | 1,39 | 1,41 | 1,42 | 1,45 | 1,47 | 1,50 | 1,53 |
– коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий;
FtH – окружная сила на делительном цилиндре, Н;
– рабочая ширина венца зубчатой передачи (b2), мм;
d1 – делительный диаметр шестерни, мм.
Коэффициент , учитывающий суммарную длину контактных линий, определяется следующим образом:
при ;
при ; (2.28)
при ,
где – коэффициент торцевого перекрытия:
;
– коэффициент осевого перекрытия:
. (2.29)
Окружная сила на делительном цилиндре определяется по формуле
, (2.30)
где – вращающий момент на шестерне (колесе), Н · м;
– делительный диаметр шестерни (колеса), мм.
Коэффициент нагрузки определяют по зависимости
, (2.31)
где – коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку (табл. 2.8);
– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями;
– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине зуба;
– коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку.
Таблица 2.8
Коэффициент внешней динамической нагрузки
при расчетах на усталостную прочность
Режим нагружения двигателя | Режим нагружения ведомой машины | |||
Равномерный | С малой неравномерностью | Со средней неравномерностью | Со значительной неравномерностью | |
Равномерный | 1,00 | 1,25 | 1,50 | 1,75 |
С малой неравномерностью | 1,10 | 1,35 | 1,60 | 1,85 |
Со средней неравномерностью | 1,25 | 1,50 | 1,75 | 2,00 и выше |
Со значительной неравномерностью | 1,50 | 1,75 | 2,00 | 2,25 и выше |
Коэффициент , учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями, для косозубых передач определяется по табл. 2.9 в зависимости от окружной скорости и степени точности по нормам плавности.
Таблица 2.9
Значения коэффициента
Окружная скорость v, м/с | Значения коэффициента при степени точности по нормам плавности работы (ГОСТ 1643–72) | ||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
2,5 | 1 | 1,01 | 1,03 | 1,05 | 1,13 |
5 | 1 | 1,02 | 1,05 | 1,09 | 1,16 |
10 | 1,01 | 1,03 | 1,07 | 1,13 | – |
15 | 1,01 | 1,04 | 1,09 | – | – |
20 | 1,02 | 1,05 | 1,12 | – | – |
25 | 1,02 | 1,06 | – | – | – |
Коэффициент , учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий, принимают в зависимости от параметра , схемы передачи и твердости активных поверхностей зубьев по графику (определялся ранее по рис. 2.4).
Коэффициент , учитывающий динамическую нагрузку, можно определить по формуле:
, (2.32)
где – удельная окружная динамическая сила, Н/мм;
– окружная скорость на делительном цилиндре, м/с.
Коэффициент , учитывающий влияние вида зубчатой передачи, модификации профиля головок зубьев, определяется по табл. 2.10.
Коэффициент g0, учитывающий влияние разности шагов зацепления зубьев шестерни и колеса, определяется по табл. 2.11.
Таблица 2.10
Значения коэффициента
Твердость поверхностей зубьев по Виккерсу | Вид зубьев | |
Н1 НV 350 или Н2 НV 350 | Прямые, без модификации головок Прямые, с модификацией головок Косые | 0,06 0,04 0,02 |
Н1 >НV 350 и Н2 > НV 350 | Прямые, без модификации головок Прямые, с модификацией головок Косые | 0,14 0,10 0,04 |
Таблица 2.11
Значения коэффициента
Модуль m, мм | | |||||
Степень точности по нормам плавности по ГОСТ 1643–81 | ||||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
3,55 3,55…10 >10 | 2,8 3,1 3,7 | 3,8 4,2 4,8 | 4,7 5,3 6,4 | 5,6 6,1 7,3 | 7,3 8,2 10,0 | 10,0 11,0 13,5 |
Полученное значение не должно превышать предельного значения , приведенного в табл. 2.12. В противном случае следует принимать .
Таблица 2.12
Предельные значения
Модуль m, мм | Степень точности по нормам плавности по ГОСТ 1643–81 | |||||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
3,55 3,55…10 >10 | 85 105 150 | 160 194 250 | 240 310 450 | 380 410 590 | 700 880 1050 | 1200 1500 1800 |
Б. Допускаемые контактные напряжения в проверочном расчете
Допускаемые контактные напряжения определяют раздельно для шестерни и колеса, МПа:
. (2.33)
Нахождение значений, входящих в формулу 2.33, рассмотрено при проектировочном расчете за исключением нижеприведенных коэффициентов.
Коэффициент , учитывающий влияние исходной шероховатости сопряженных поверхностей зубьев, определяется по тому из сопряженных колес, зубья которого имеют более грубые поверхности, т. е. в зависимости от параметра шероховатости поверхности (табл. 2.13).
Таблица 2.13
Коэффициент , учитывающий влияние исходной шероховатости
сопряженных поверхностей зубьев
Шероховатость поверхности | |
= 1,25…0,63 | 1 |
= 2,5…1,25 | 0,95 |
= 40…10 | 0,9 |