Файл: Тема Передаточные механизмы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– коэффициент, учитывающий влияние деформационного упрочнения.

Для марок сталей и способов термообработки, не вошедших в таблицы прил. 2, допускается определять по приближенной зависимости:

, (2.61)

где – предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базовому числу циклов напряжений, определяется по формуле (2.55), МПа;

– предельное значение коэффициента долговечности;

– коэффициент, учитывающий различие между предельными напряжениями, определенными при ударном, однократном нагружении и при числе ударных нагружений .

Базовое значение предельного напряжения зубьев при изгибе максимальной нагрузкой определяется по прил. 3 в зависимости от марки стали и способа термической и химико-термической обработки.

В качестве в прил. 2 использованы усредненные (медианные) зна­чения предельного напряжения зубьев цилиндрических эвольвентных колес внешнего зацепления, установленные на основании испытаний при знакопостоянном ударном нагружении при числе повторных воздействий N от 1 до 103 и выраженные в форме максимальных местных напряжений. Использование этих значений в расчете на статическую прочность при плавном приложении нагрузки и на малоцикловую выносливость (при числе циклов N = = 102…103) обеспечивает дополнительный запас прочности против излома зубьев.

Коэффициент , учитывающий влияние шлифования переходной поверхности зуба, для зубчатых колес с переходной поверхностью зубьев, подвергнутой шлифованию после термообработки:

– после сквозной закалки с нагревом ТВЧ и объемной закалкой:

= 0,95 (черновой режим зубошлифования);


= 1,1 (чистовой режим);

– после цементации с закалкой:

= 1,0 (черновой режим);

= 1,05 (чистовой режим);

– после нитроцементации с закалкой:

= 0,9 (черновой режим);

= 0,95 (чистовой режим).

При отсутствии шлифования = 1.

Коэффициент , учитывающий влияние деформационного упрочнения, для зубчатых колес с деформационным упрочнением переходной поверхности зубь­ев:

– нешлифованной = 0,95;

– шлифованной = 1.

При отсутствии деформационного упрочнения = 1.

Предельное значение коэффициента долговечности устанавливается по формуле 2.44 для . Следует учесть, что максимальные значения:

= 4 при ;

= 2,5 при .

Значения установлены на основе усреднения результатов испытаний при ударном нагружении зубчатых колес с различными вариантами термической и химико-термической обработки и числе нагружений N от 1 до 103.

=1,3 при ,

= 1,2 при .

Коэффициент запаса прочности определяется по формуле



, (2.62)

где определяют, как в п. 2.5;

зависит от вероятности неразрушения. Для марок сталей и способов термической и химико-термической обработки из прил. 2 и вероятности неразрушения 0,99 .
Приложение 1

Таблица 1

Величины , , и для цементированных зубчатых колес

Сталь

Концентрация углерода на поверхности, %

Твердость поверх-ности зубьев

HRC

*, МПа

***



*6

Дробь, ролики*4


Электро­хими­ческая обработка*5

1. Содержащая никель более

1 % и хром 1 % и менее (напри­мер, марок 20ХН, 20ХН2М, 12ХН2, 12ХНЗА; 20ХНЗА, 15ХГНТА по ГОСТ 4543)

0,75–1,1

(достигается при контроле и авто­матическом регулировании угле­родного потенциала карбюриза­тора и закаленной атмосферы)

57…63

950

0,75

0,6

1–1,05

1,1–1,3

1,0

1,2

1,55

2. Безникелевая, со­держащая никель менее 1 % (например, марок 18ХГТ, ЗОХГТ, 20Х, 20ХГР по ГОСТ 4543 и марки 25ХГНМА).

Содержащая хром более 1 % и никель более 1 % (например, марок 12Х2Н4А. 20Х2Н4А, 18Х2Н4ВА по ГОСТ 4543 и марки 14ХГСН2МА)

820**

0,75

0,65

1–1,1

1,1–1,3

1,1

1,2

3. Всех марок

0,6–1,4

(достигается при цементации в средах с неконтролируемым углеродным потенциалом и закалке с применением средств против обезуглероживания)

57…63

800

0,8

0,65

1,1–1,2

1,15–1,3

1,2

1,25

1,65




Продолжение табл. 1

Сталь

Концентрация углерода на поверхности, %

Твердость поверх-ности зубьев

HRC

*, МПа

***



*6

Дробь, ролики*4


Электро­хими­ческая обработка*5

4. Содержащая никель более

1 % (например, марок 20Х2Н4А 20ХНЗА, 18Х2Н4ВА по ГОСТ 4543)

Возможно обезуглероживание (производится при закалочном нагреве в атмосфере воздуха или продуктах сгорания смеси углево­дородов с воздухом)

57…63

780

0,8

0,65

1,1–1,2

1,15–1,3

1,2

1,25

1,7

5. Прочая (например, марок 18ХГТ, ЗОХГТ по ГОСТ 4543)

680

0,8

0,7

* Значения установлены для зубчатых колес, для которых выполнены следующие условия:

1) толщина диффузионного слоя у переходной поверхности зубьев (0,28 m – 0,007 m2)  0,2 мм; данную формулу применяют при расчете колес с модулями до 20 мм; толщину диффузионного слоя рекомендуется определять на отожженных шлифах как толщину слоя до структуры сердцевины;

2) твердость сердцевины зубьев, измеренная у их основания, находится в пределах 30...45 НRСэ;

3) зерно исходного аустенита в диффузионном слое не грубее балла 5 по ГОСТ 5639.

Если хотя бы одно условие не выполняется, то следует приведенные в таблице значения снижать на 25 %. Марку стали и технологию химико-термической обработки выбирают исходя из требуемой прочности зубьев с учетом экономических факторов. Не всегда целесообразно выполнять условия 1, так как это может быть связано с дополнительными издержками производства.

Значения установлены для условий плавного изменения напряжений на переходной поверхности и не касаются спектра нагружения, для которого характерно наличие ударных нагрузок. Если в спектр включе­ны ударные нагрузки, то независимо от технологии химико-термической обработки предпочтительнее при­менять стали с высоким содержанием никеля.

** Для сталей с содержанием хрома более 1 % и никеля более 1 %, закаливаемых после высокого пуска, принимают = 950 МПа, если высокий отпуск проводится в безокислительной среде.

*** Данные в знаменателе принимают, если не гарантировано отсутствие шлифовочных прижогов или острой шлифовочной ступеньки на переходной поверхности.

*4 Данные в знаменателе принимают для зубчатых колес, упрочненных дробью или роликами после шли­фования переходной поверхности или шлифования с образованием ступеньки на переходной поверхности.

Максимальные значения следует принимать при оптимальных режимах деформационного упрочне­ния.

*5 Значения установлены для условий бескоррозионной электрохимической обработки, проводимой для удаления слоя интенсивного обезуглероживания и слоя внутреннего окисления. Данные в знаменателе принимают в случае, если электрохимическая обработка проводится после шлифования переходной поверх­ности. Если электрохимической обработке подвергается зубчатое колесо со шлифовочной ступенькой на зубе, то принимают = 1.

*6 Для передач особо высокой ответственности допускается устанавливать значения в индиви­дуальном порядке.



Таблица 2

Определение параметров , , и для нитроцементированных зубчатых колес

Легированная сталь

Концентрация углерода

на поверхнос­ти, %

Концентрация азота на поверхности, %

Твердость зубьев на поверхности

**, МПа

***

*4

*5

1. Хромомарганцевая, содержа­щая молибден, закаливаемая с нитроцементационного нагрева (например, марки 25ХГМ по ГОСТ 4543)

0,7–1,0

0,15–0,3

57...63 НRС

1000

0,7



1,0

1–1,35


1,55

2. Не содержащая молибден, за­каливаемая с нитроцементаци­онного нагрева (например, мар­­ки 25ХГТ, ЗОХГТ, 35Х по ГОСТ 4543)

0,7–1,0

0,15–0,5

57...63 НRС

750

0,75

1,05–1,1

1,1–1,35

1,55

* Концентрация углерода достигается при контроле и автоматическом регулировании углеродного потен­циала карбюризатора и атмосферы для нагрева при закачке.

** Значения установлены для зубчатых колес, для которых выполнены следующие условия:

1) толщина диффузионного слоя у переходной поверхности зубьев 0,13 m– 0,2 т не более 1,2 мм (при­менять нитроцементацию для зубчатых колес с модулем более 8 мм без специальных испытаний не реко­мендуется). Толщину диффузионного слоя рекомендуется определять на отожженных шлифах как толщину слоя до структуры сердцевины;

2) твердость сердцевины зубьев, измеренная у их основания, должна быть 30...45 НRС э;

3) зерно исходного аустенита в диффузионном слое не грубее балла 6 по ГОСТ 5639.

Если хотя бы одно условие не выполняется, то следует приведенные в таблице значения умень­шить на 25 %. Наличие темной составляющей в структуре диффузионного слоя не допускается. Значения справедливы для плавного изменения напряжений на переходной поверхности и не касаются спек­тра нагружения, для которого характерно наличие ударных нагрузок.

*** Данные установлены для случаев, когда гарантировано отсутствие шлифовочных прижогов или ос­трой шлифовочной ступеньки на переходной поверхности. Если эти условия не гарантированы, то значе­ние уменьшают на 25 %.

*4 Данные в знаменателе в скобках принимают для зубчатых колес, упрочняемых дробью или ролика­ми после шлифования переходной поверхности или шлифования с образованием ступеньки на переходной поверхности.

Максимальные значения следует принимать при оптимальных режимах деформационного упрочне­ния.

*5 Для передач особо высокой ответственности допускается устанавливать значения в индивидуаль­ном порядке.