Файл: Вопросы к семинару по теме Культура речи и её слагаемые.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Нормативный – соблюдение норм литературного языка: норм языковых, коммуникативных (связанных с этическими и эстетическими представлениями нации), стилистических.

2. Коммуникативный – выбор и организация языковых средств в соответствии с ситуацией речевого общения и с поставленной коммуникативной задачей. Коммуникативная задача – цель общения, результат.

3. Этический – знание и соблюдение речевого этикета, принятых обществом правил речевого поведения в определенной сфере и ситуации общения, основанных на нормах морали и национально-культурных традициях (важнейшие этикетные ситуации обращения: знакомство, приветствие, прощание, извинение, благодарность, пожелание, просьба и др.).

4. Эстетический – обеспечение красоты речи.

Коммуникативные качества речи

1. Правильность – соблюдение языковых норм. Знание того, что твоя речь правильная, придает человеку уверенность, не отвлекает внимание от содержания у слушателей, позволяет судить об уровне образованности человека.

  1. Точность – точность словоупотребления, то есть употребление слова в том значении, которое за ним закреплено в словаре; стремление избегать двусмысленности. Точность определяется знанием предмета, логикой мышления, умением выбирать нужные слова.

  2. Информативность – содержательность, наличие значимой для раскрытия темы информации.

  3. Ясность или понятность – например, отсутствие непонятных аудитории иноязычных слов или профессиональных терминов, мешающих восприятию речи, отвлекающих от понимания смысла; отсутствие двусмысленности. Вспомним слова Гете: «Человек слышит только то, что понимает».

5. Чистота речи – отсутствие слов, чуждых литературному языку по нравственным или эстетическим представлениям, засоренность лишними словами: словами-сорняками, словами-паразитами (так сказать, как бы, значит, на самом деле).

  1. Уместность – соответствие речи цели общения, адресату, условиям общения (месту, времени), жанровым задачам.

  2. Логичность – соответствие речи законам логики на уровне высказывания, фразы, текста: отсутствие противоречий в сочетаниях слов, взаимоисключающих понятий, пропусков звеньев в развитии мысли; наличие последовательности, смысловой связности, непротиворечивости при переходе от мысли к мысли, причинных связей. Логичность проявляется в умении строить текст таким образом, чтобы в нем была главная мысль, чтобы вступление было введением в тему, в предмет речи; основная часть развивала основную мысль, намеченную во вступлении, в заключении подводились итоги, делались выводы.

  3. Богатство речи – богатство словаря, использование разнообразных языковых средств, например, синонимов, фразеологизмов, пословиц, поговорок.


8. Выразительность – способность поддерживать внимание и интерес к речи, воздействовать на ум и эмоции: умение выделять главное, пользоваться интонацией, использовать законы композиции текста и др.

9. Образность или изобразительность – умение с помощью слова создать образ, используя изобразительно-выразительные средства языка, стилистические фигуры. Важными средствами речевой выразительности и образности являются тропы – обороты речи, в которых слова и выражения употребляются в переносном значении. К видам тропов относят метафору (перенос по сходству), сравнение, эпитет (художественное определение), гиперболу (преувеличение), иронию и др.

Стилистические фигуры – это средства синтаксиса: риторическое обращение, риторический вопрос и восклицание, антитеза (контраст), инверсия (необычный порядок слов), повтор ключевых слов, анафора (единое начало), эпифора (повтор слов в конце предложения с целью заострить внимание на следствии).

Вторичные условия «хорошей речи»: интерес к теме, самостоятельность мышления, знание выразительных возможностей языка, тренинг речевых навыков, желание и умение контролировать свою речь с точки зрения выразительности.


Какие качества хорошей речи рассматриваются преимущественно в каждом из названных выше аспектов культуры речи?

В нормативном – правильность, точность, логичность; в этическом – уместность, чистота; в коммуникативном – ясность, уместность, лаконизм, или краткость; в эстетическом – богатство и выразительность.