Файл: Тема Культурное пространство в 30е гг. "Коммуналка".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема – Культурное пространство в 30-е гг.

"Коммуналка" - разговорное от жилищно-коммунальных услуг — это услуги, доводимые до потребителя, проживающего в жилищном фонде, для обеспечения комфортных условий жизни.

Барак — временное, быстро возводимое, дешёвое строение. Как правило, одноэтажное и деревянное, с общей кухней и санузлом.

Культурная революция - социалистическая, революционный процесс духовного преобразования общества, составная часть социалистического строительства, создание социалистической культуры — приобщение трудящихся к достижениям культуры.

Русское зарубежье — Учебные заведения и педагогическая мысль в русской эмиграции после 1917. Эмиграция российских граждан шла несколькими волнами. Наиболее крупной была первая волна (с нач. 1918 до 30 х гг.), вызванная установлением эмигрантов

Социалистический реализм — творческий метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества.

Главной целью культурных преобразований, проводившихся большевиками в 1920—1930-х гг., было подчинение науки и искусства марксистской идеологии.

Культура была поставлена под контроль государства, стремящегося руководить духовной жизнью общества, воспитывать его членов в духе господствующей идеологии.

Культурная революция подразумевала, во-первых, рост образовательного уровня советских граждан, во-вторых – обеспечение проникновения и господства марксизма-ленинизма во все сферы духовной жизни страны.

30-е годы – консервативный переворот в образовании. Возвращается урочная система, домашние задания, строгая дисциплина, восстановлено преподавание истории и географии.

В начале 30-х гг. начался переход к обязательному 4-летнему образованию, в 1937 – к семилетнему. В то же время резко выросло число школ (за 5 лет рост в 2 раза) и высших учебных заведений. К 1939 году грамотность в СССР достигла показателя в 87,4% от всего совершеннолетнего населения. К концу 30-х гг. СССР вышел на первое место в мире по числу учеников и студентов.

Ведущий стиль искусства в 30-е годы, продвигаемый государством –соцреализм (социалистический реализм).

Соцреализм основывался на следующих положениях:


1) Народность – произведение должно быть понятно простому народу, использовать элементы народной культуры;

2) Идейность – цель произведений заключается в пропаганде коммунистических идеалов;

3) Конкретность – настроение картины должно соответствовать характеру изображаемой эпохи (если картина об эпохе капитализма – все страдают, кроме капиталистов, если об эпохе социализма – страдают капиталисты, а народ радуется). В 20-30-е гг., несмотря на жёсткий контроль со стороны государства, развиваются такие виды искусства, как кино, живопись, литература и музыка.

Значительный шаг в своем развитии сделала кинематография: фильмы «Чапаев» С. и Г. Васильевых, «Броненосец «Потемкин», «Александр Невский», «Иван Грозный» С. Эйзенштейна, комедии Г. Александрова «Веселые ребята», «Цирк», фильм М. Ромма «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», И. Пырьева «Свинарка и пастух».

Известными становятся десятки актёров (среди них М. Жаров, М. Ладынина, Л. Орлова, Н. Крючков, В. Зельдин, Н. Черкасов).

Крупнейшими явлениями в музыкальной жизни стали произведения С. С. Прокофьева (музыка к кинофильму «Александр Невский»), А. И. Хачатуряна (музыка к кинофильму «Маскарад»), Д. Д. Шостаковича (опера «Леди Макбет Мценского уезда», запрещена в 1936 г.). Широкую популярность приобрели песни И. Дунаевского, А. Александрова, В. Соловьева-Седого.

Известный живописец М. Нестеров написал глубокие острохарактерные портреты («И. Павлов», «В. И. Мухина»). Скульптор и художник В. Мухина в 1937 г. выполнила сразу ставшую широко известной скульптурную группу «Рабочий и колхозница».

На подъёме находилась музыкальная культура. В стране работали такие выдающиеся композиторы, как Д. Шостакович (опера «Катерина Измайлова», балеты «Золотой век», «Светлый ручей») и С. Прокофьев (балет «Ромео и Джульетта»). Музыку к кинофильмам писали И. Дунаевский, братья Дм. и Дан. Покрасс и др. Сразу популярными становились песни М. Блантера и В. Соловьева-Седова на стихи М. Исаковского, А. Суркова, В. Лебедева-Кумача. Повсюду в стране и за рубежом распевали песню «Катюша» (1939 г.: В 20-30-е гг., несмотря на жесткий контроль со стороны государства, развиваются такие виды искусства, как кино, живопись, литература и музыка.

Примеры заданий

1.Вставьте пропущенные слова в предложениях:

_______________- это услуги, доводимые до потребителя, проживающего в жилищном фонде, для обеспечения комфортных условий жизни.



______________— временное, быстро возводимое, дешёвое строение. Как правило, одноэтажное и деревянное.

_____________— значит то, что человек, состоя в коммунистической партии и не будучи еще оттуда вычищен, воображает декретированием, что все задачи свои он может решить коммунистическим

Правильно: Культурная революция, изба-читальня, футуризм.

2.Назовите фамилию русского академика, борца с генетикой, изображенного на снимке.



Ответ___________

Правильно:

Трофим Денисович Лысенко.

Особенности культуры русской эмиграции 

В период с 1917 по 1922 г. Россию покинуло от 1,2 до 2 млн человек. Процесс массового отъезда граждан нашей страны, несогласных с политикой большевиков, получил название «эмиграция первой волны». Вначале отъезд из России был инициативой самих эмигрантов, но в 1922 г. советская власть взяла курс на борьбу с инакомыслием, поэтому принудительно выслала из страны ряд оппозиционно настроенных представителей интеллектуальной элиты. Десятки историков, писателей, философов, инженеров, экономистов, преподавателей вузов, врачей были арестованы или отправлены под домашний арест. Им предписывалось в ближайшее время покинуть СССР, взяв с собой минимум одежды. Деньги, драгоценности и прочее имущество необходимо было оставить.
Выезжающим было объявлено, что они лишаются гражданства и не должны возвращаться в Россию под страхом смертной казни. Л. Д. Троцкий, также покинувший Россию, потом говорил, что это был «гуманизм по-большевистски»: если бы несогласные с режимом деятели культуры не покинули СССР, их бы расстреляли или уничтожили в лагерях. 

Высланных принимали Турция, Сербия, Болгария. Впоследствии они жили во многих европейских странах. Но крупнейшими центрами русской эмиграции стали Берлин и Париж, а культурной столицей русской эмиграции — именно Париж. 

Многие русские эмигранты были апатридами — то есть лицами без гражданства. У них не было действующих документов, удостоверяющих личность, поскольку паспорта, выданные правительствами белогвардейских режимов, Временным правительством или чиновниками Российской империи больше не действовали. Советские посольства таким гражданам несуществующих государств оказать помощь не могло. Лига Наций создала комитет по делам беженцев, который возглавил норвежский полярник Ф. Нансен. Его стараниями эмигранты получали документы, которые заменяли паспорта. Их так и прозвали — «нансеновские паспорта». Они были у балерины А. П. Павловой, писателя В. В. Набокова, композитора С. В. Рахманинова и многих других.


Эмигранты первой волны видели своей миссией сохранение культуры дореволюционной России, которую они считали истинной, поскольку в тоталитарном государстве, которым был СССР, нет свободы, а значит, нет свободы творчества и полноценной духовной жизни. В первые годы эмигранты ещё надеялись на возвращение, но вскоре стало ясно, что его не будет. Они стремились создать сообщество, оставаться рядом друг с другом, не растворяться в европейских нациях. Поэтому они создали огромное количество различных общественных объединений. Среди наиболее известных — «Зелёная лампа» под покровительством Д. С. Мережковского и З. Н. Гиппиус, Общество русских художников, Объединение литераторов и журналистов. В Париже русские эмигранты также собирались в Библиотеке им. И. С. Тургенева, основанной во второй половине XIX в. Эмигранты сохранили дореволюционный язык и орфографию. Известно, что И. А. Бунин отказывался читать периодику на русском языке, если там не было «ѣ». 

Литература русского зарубежья 1920–1930-х гг. 

В эмиграции оказался практически весь цвет литературного Серебряного века. Здесь были поэты-символисты: З. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонт, В. И. Иванов. Здесь были и акмеисты: Г. В.  Иванов, В. Ф. Ходасевич, И. В. Одоевцева. За границей с 1922 по 1939 гг. жила М. И. Цветаева. Все они продолжали писать, сохраняя традиции дореволюционной литературы XX в. Прозаики — А. И. Куприн, И. А. Бунин, А. Н. Толстой — считали себя наследниками писательских традиций XIX века, поэтому были верны направлению реализма. Некоторые из них признаны на Западе: так, И. А. Бунин в 1933 г. получил Нобелевскую премию по литературе, прежде всего, за роман «Жизнь Арсеньева».



 И. А. Бунин. Фотография Г. В. Трунова

В целом русские писатели в эмиграции переводились и печатались очень мало. Они считали своей миссией сохранение образа исчезнувшей России. Их творчеству свойственны ностальгия, мистицизм, религиозность, высокий пафос, идеализация покинутой Родины. Появились в эти годы и писатели-сатирики, оставившие зарисовки о жизни в эмиграции. Среди них можно назвать А. П. Шполянского (Дон-Аминадо), Тэффи (Н. А. Лохвицкую). Во второй половине 20-х гг. дебютируют новые писатели, выросшие в среде русских эмигрантов. Наиболее известный из них — В. В. Набоков, который писал преимущественно на английском языке. Широко признан на Западе, но мало известен в России писатель Г. И. Газданов, дебютировавший в начале 30-х гг. с романом «Вечер у Клэр». 


Весь XX в. современные исследователи называют литературоцентричным, но в русской эмиграции тяга к литературному слову была усилена многократно. Издательства, литературные общества и объединения были центрами притяжения выходцев из России за рубежом. Даже люди, которые не занимались литературным творчеством, считали своим долгом оставить воспоминания о дореволюционном прошлом, о бегстве из родной страны. Увековечить, оставить в памяти — один из центральных мотивов русской литературы за рубежом в 20–30-е гг. Отсюда множество воспоминаний, которые вышли тогда из под пера наших бывших соотечественников, но не всегда тогда же опубликованных. 
Осенью 1922 г. из Петрограда в Штеттин отбыл пароход, на борту которого были ведущие российские философы того времени: Н. А. Бердяев, Б. П. Вышеславцев, С. Е. Трубецкой, С. Л. Франк, И. А. Ильин. Они занимались осмыслением роли православия в истории русской культуры, стремились определить значение роли национальных традиций на самосознание русского человека, создавали портрет русской нации в XX веке. Философ С. Н. Булгаков посвятил религиозной тематике большинство работ. Попытка осмысления путей развития человечества — основа работ Н. А. Бердяева. Он уверен, что единства человечества можно достичь путём свободного развития национального самосознания и творчества. Проблема исторического развития русской нации занимала философа и социолога П. А. Сорокина, получившего широкую известность на Западе  (основоположник теории социальной мобильности). Он исследовал вклад русской культуры в мировую историю. 



П. А. Сорокин в 1917 г. Фотография неизвестного автора



Изобразительное искусство 

Значительный вклад в мировую культуру внесло творчество Марка Захаровича Шагала (1887–1985). 



 М. З. Шагал. Фотография П. И. Шумова

Художник принял революцию и даже был уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии, но в 1923 г. по приглашению французского коллекционера живописи А. Волара переехал с семьёй в Париж. Ему суждено было стать главным представителем авангарда в живописи 1920–1930-х гг. На протяжении всей жизни в его картинах будут представлены образы из далёкого витебского детства — дома, люди, музыкальные инструменты, рыбы, коровы. Многоцветный фантастический мир творчества Шагала известен во всём мире. Одна из наиболее известных его работ — роспись плафона парижской Оперы Гарнье.