Файл: Рабочая программа дисциплины (модуля) теория государства и права о. 07 год набора 2022.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 291

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Практическое занятие 2. Происхождение государства и права
1. Современное объяснение причин возникновения государства (потестарная или кризисная теория). Общая характеристика присваивающей и производящей экономики.

2. Институты власти и нормативные регуляторы в первобытном обществе.

3. Предпосылки появления государственности. Формы возникновения государства. Европейская, азиатская (восточная), древнегерманская и славянская модели возникновения государства.

4. Теории возникновения государства: авторы, время возникновения и развития, суть теории, зачем, в чьих интересах была создана.

5. Предпосылки и особенности возникновения права. Теории происхождения права. Общая характеристика современных теорий.
Задания для подготовки:

1. Провести сравнительный анализ взглядов философов, политиков, правоведов на происхождение государства и права. Результаты оформить в виде таблицы. Дайте им оценку. Подумайте, в чьих интересах была создана каждая из них? Зачем? Кто выгодоприобретатель в итоге?

2. Заполнить таблицу «Формы образования государств»

Таблица для заполнения: Формы образования государств

Признаки

Восточная форма

Западная форма

Древнегерманская

Славянская

Государства, образовавшиеся по этой форме

Древний

Египет

Древний

Рим

Др.Греция

Спарта




Киевская Русь

Особенности климата, которые повлияли на процессы образования государств













Что происходит с родовой общиной и её институтами власти в процессе образования государства?













Какая форма собственности доминирует после образования государства?













Специфика образования государства в каждой форме (Главная причина образования этих государств)



















Наличие рабовладения или его отсутствие. Патриархальное или классическое рабство?















Практическое занятие 3. Понятие, сущность, социальное назначение и типология государств
1. Понятие и основные признаки государства.

2. Сущностная характеристика государства. Различные подходы к пониманию сущности и социального назначения государства.

3. Государственная власть: понятие, структура, формы осуществления.

4. Типология государств. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства. Переходный тип государства.
Задания для подготовки:

1. Провести сравнительный анализ взглядов философов, политиков, правоведов на понятие и сущность государства. Результаты оформить в виде таблицы.

2. В.А. Рыбаков в статье «О сущности российского государства» (http://www.omsu.omskreg.ru/vestnik/articles/y1999-i1/a104/article.html) обобщил точки зрения ведущих ученых и политиков в трех новых подходах к сущности современного Российского государства: криминальном, номенклатурном и олигархическом. Изучите точку зрения эксперта, руководителя Санкт-Петербургского аналитического аграрного центра, доктора технических наук, академика Петровской академии наук и искусств Ковальчук Ю.К. «Спецоперация по ликвидации». <http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=594370>
Практическое занятие 4. Форма (формообразование) государства
1. Понятие формы государства. Элементный состав. Факторы, влияющие на форму государства.

2. Форма правления: понятие, виды. Монархическая и республиканская формы правления. Типичные и нетипичные формы правления.

3. Политико-территориальная организация государства. Унитарные государства; федеративные государства, виды федераций. Право сецессии.

4. Государственно-правовой режим: понятие, виды.

5. Межгосударственные объединения: конфедерации, содружества, союзы.
Задания для подготовки:

1. Провести сравнительный анализ формы государственного устройства трех современных государств.

2. Провести сравнительный анализ формы республиканского правления по следующему плану: 1. Кто выбирает президента? 2. Кто формирует правительство и перед кем оно несет ответственность? 3.Может ли парламент отправить президента в отставку? 4.Может ли президент распустить парламент? Результаты оформить в виде таблицы.

3. Для лучшего понимания сути буржуазной демократии следует прочитать раздел «Симулякр демократии» из главы VI «Глобализация» книги политолога А. Ваджра «Путь зла. Запад: матрица глобальной гегемонии» (http://lib.rus.ec/b/276249/read). «Свободный выбор» народа в условиях демократического режима напоминает сезонную «перетасовку затасканной колоды карт», где все «тузы» крапленые. Причем многообразие партийной системы, которое должен создавать политический плюрализм, является лишь видимостью, так как программы этих партий настолько же однообразны, насколько одинаковы их источники финансирования

. Поэтому демократия — это имитация политического многообразия и конкуренции, при всеопределяющем политическом монополизме. «Власть сегодня для нас… уже перемещается из парламентов в частные круги, а выборы неминуемо низводятся до уровня комедии. Все решают деньги в интересах тех, у кого они есть, а процесс выборов превращается в игру с заранее предрешенным исходом, в инсценировку самоопределения народа», — с ошеломляющей откровенностью писал О. Шпенглер (Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Всемирно–исторические перспективы. — Минск.: Попурри, 1999. Т. 2. с. 614).

Обеспечивая олигархии абсолютное господство в политической сфере, демократия позволяет ей решать еще одну очень важную задачу — сохранять баланс политического влияния между ее отдельными группировками. В условиях, когда политика — это процесс борьбы и сотрудничества финансово–политических кланов, каждый из которых защищает свои групповые интересы, политическая власть не может в полном объеме персонифицироваться в какой то должности или государственном органе, так как это усилит вероятность узурпации власти одним из этих кланов, который получит таким образом реальную возможность уничтожить своих соперников и захватит все ресурсы страны. Чтобы этого не произошло, олигархия вынуждена лишить государственную власть целостности путем разделения ее на три независимые части: исполнительную, законодательную и судебную. Только в таких условиях финансовая власть, представленная олигархией, может доминировать над властью политической (государственной), которая расчленяется для обеспечения «баланса интересов». По этой причине демократия представляет собой прочный монолит финансовой власти, с локальными вкраплениями в эту тотальность политической (государственной) власти.

Поэтому–то для демократии, а точнее — олигархии, самостоятельный монарх или вождь, представляющие собой чистую концентрацию политической (государственной) власти, выступают абсолютным злом. Более того, демократы (либералы) провозглашают абсолютным злом и саму политическую (государственную) власть. Поэтому демократия — это политический механизм, обеспечивающий господство олигархии и баланс интересов между ее отдельными группами, одновременно создающий в массовом сознании стойкую иллюзию власти народа. В связи с этим главной целью демократии является не «власть народа», которая в принципе невозможна, а подчинение политической (государственной) власти сообществу финансовых магнатов, а всех неденежных целей общества — денежным
».
Практическое занятие 5. Функции государства
1. Понятие функций государства.

2. Классификация функций государства. Содержание внутренних и внешних функций государства.

3. Формы и методы реализации функций государства.

4. Тенденции развития функций государства. Влияние процессов глобализации на функционирование государства.
Задания для подготовки:

1. Подготовить реферат о развитии одной из функций современного государства (на выбор студента).

2. Для понимания влияния процессов глобализации на функционирование государства необходимо прочитать и кратко законспектировать статью: Скуратов И.В. «Влияние глобализации на функции государства» – Оренбург, 2014. http://www.oimsla.edu.ru/personal/info?id=33

Глобализация абсолютизирует роль и значение транснациональной олигархии, превращая ее в самодовлеющий и определяющий фактор. При глобализации финансово–политические группы получают абсолютную власть.
Практическое занятие: 6. Механизм государства
1. Понятие механизма государства. Механизм государства и государственный аппарат.

2. Понятие и признаки государственного органа. Система и виды государственных органов.

3. Принципы организации и деятельности органов государства.

4. Принцип разделения власти как организационно-правовая основа деятельности государственного аппарата.
Задания для подготовки:

1. Проведите анализ государственных органов, исходя из следующих критериев:

  • способ формирования

  • пространственные границы деятельности

  • принципы разделения властей

  • характер компетенции

  • правовые формы деятельности

  • сроки полномочий

2. Студент В. утверждает, что понятия «механизм государства» и государственный аппарат» являются тождественными. Студент Г., напротив, считает, что данные атрибуты государственности соотносятся как целое и его часть. Кто из них с Вашей точки зрения прав? Аргументируйте её.

3. Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин в своих высказываниях о принципе разделения властей отмечает, что «…речь идет теперь не о параллельно существующих и абсолютно независимо друг от друга развивающихся властях, а об их взаимодействии и сотрудничестве и даже единстве, в рамках которого сохраняются и конституционно обеспечиваются различия и самостоятельность органов, осуществляющих законодательную деятельность, управление и правосудие… Иными словами, в отечественной конституционной практике понятие разделения властей равнозначно понятию организационного обособления властей» (Комментарий к Конституции РФ / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2010). Как вы понимаете данное высказывание? Согласны ли вы с мнением его автора?


4. Изучить научную статью - Скуратов И.В. «Концепция разделения властей: теория и российские дилеммы.» // Труды Оренбургского института (филиала) МГЮА. Вып. 7. — Оренбург, 2006 http://www.oimsla.edu.ru/personal/info?id=33Перечислите проблемы современной России в сфере разделения властей.
Практическое занятие 7. Государство в политической системе общества
1. Общество как система. Гражданское общество: понятие, структура.

2. Государство и гражданское общество: соотношение и сферы сотрудничества.

3. Понятие и структура политической системы. Место государства в политической системе общества.

4. Государство и политические партии. Государство и церковь, государство и средства массовой информации.
Задания для подготовки:

1. Рассматривая основные субъекты политической системы общества, студент Т. пояснил, что политические партии входят в систему органов государственной власти. Он мотивировал свой ответ тем, что члены политических партий осуществляют свою деятельность в государственных органах, например в Государственной Думе РФ. Прав ли студент? Выскажите свою точку зрения.

2. На каких основах должны строиться взаимоотношения церкви и государства как элементов политической системы общества?

3. В перечне черт государства, отражающих его место в политической системе общества, имеются три лишние позиции. Найдите и удалите их.

Черты государства, определяющие его особое положение в

политической системе общества:

  1. это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов.

  2. обладает монополией на государственное принуждение

  3. обладает монопольным правом издавать обязательные для всех установления

  4. создается для решения задач, имеющих локальное, местное значение.

  5. организация, выражающая и защищающая интересы трудящихся

  6. обладает суверенитетом.


Практическое занятие 8. Понятие, сущность и социальное назначение права
1. Проблемы правопонимания в современной юридической науке.

2. Право как нормативный регулятор общественных отношений. Признаки права.

3. Сущность и содержание права.

4. Социальное назначение права.
Задания для подготовки:

1. Провести сравнительный анализ взглядов философов, политиков, правоведов на понятие и сущность права. Результаты оформить в виде таблицы.
Практическое занятие 9. Право в системе регулирования общественных отношений