Файл: Рабочая программа дисциплины (модуля) теория государства и права о. 07 год набора 2022.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 289
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы.
2. Социальные и технические нормы. Технико-юридические нормы.
3. Право в системе социального регулирования. Право и обычаи. Право и мораль. Право и религия. Право и корпоративные нормы.
Задания для подготовки:
1. Составить таблицу социальных и технических норм с примерами.
2. Составьте таблицу общих и отличительных признаков права и морали.
Практическое занятие 10. Право и государство, право и экономика, право и другие социальные институты
1. Право и государство. Право и политика.
2. Право и экономика. Право и культура.
3. Ценность права и правовые ценности: справедливость, свобода, равенство.
Задания для подготовки:
1.Рассмотрите пять основных позиций о трактовке соотношения государства и права: 1) этатистской, исходящей из приоритета государства перед правом; 2) естественно-правовой, утверждающей верховенство права; 3) дуалистической, предполагающей сложную взаимообусловленность права и государства; 4) позитивистской, проповедующей идею самоограничения государства правом; 5) либерально-демократической, обосновывающей идею связанности государства правом. Необходимо также охарактеризовать основные направления воздействия права на государство и государства на право.
2. Покажите взаимоотношения права с экономикой, политикой, культурой.
Практическое занятие 11. Принципы и функции права
1. Принципы права: понятие и классификация.
2. Характеристика основных принципов права.
3. Функции права: понятие и классификация.
4. Общая характеристика регулятивной и охранительной функций права.
Задания для подготовки:
Составить таблицу общеправовых, межотраслевых и отраслевых принципов права с примерами из НПА.
Практическое занятие 12. Источники права
1. Понятие источника права. Соотношение источника и формы
права. Преемственность и обновление в праве. Рецепция в праве.
2. Виды источников права. Их общая характеристика.
3. Правовой обычай. Обычное право. Деловой обычай и деловые обыкновения.
4. Судебный прецедент. Судебное право.
5. Иные источники права (правовая доктрина, принципы: права, договоры, судебная практика).
6. Нормативный правовой акт: понятие, отличительные признаки, виды. Закон как нормативный правовой акт. Признаки закона, виды законов. Подзаконные акты и их разновидности.
Задания для подготовки:
-
На основе сравнительного анализа ч. 3 ст. 90 и ч. 1 ст.115 Конституции РФ соотнесите по юридической силе нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ. -
Опираясь на тексты статей 56, 65, 70, 84, 87, 88 Конституции РФ, укажите вопросы, по которым предусмотрено принятие федеральных конституционных законов. -
Определите виды источников российского права на основе анализа ст. 15 (ч. 4), 90, 105, 115 Конституции РФ. -
Определить формы (источники) права гражданского права на основе анализа ст. 3, 5 Гражданского кодекса РФ.
Практическое занятие 13. Нормы права
1. Понятие нормы права, ее признаки.
2. Логическая структура нормы права: гипотеза, диспозиция,
санкция, их разновидности.
3. Способы изложения норм права в нормативных правовых актах.
4. Виды юридических норм, критерии, используемые для классификации норм права.
Задания для подготовки:
1. Определите в нижеуказанной правовой норме гипотезу. Статья 486. Оплата товара (Часть вторая Гражданского кодекса РФ): «Если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты товара, покупатель обязан оплатить продавцу цену переданного товара полностью».
2. Выделите в приведенной правовой норме диспозицию, укажите её вид. Статья 13. Брачный возраст (Семейный кодекс РФ): «Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет».
3. Выявите в нижеуказанной правовой норме санкцию и определите её вид. Статья 5.39. Отказ в предоставлении информации (КоАП РФ): «Неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей».
4. Рассматривая вопрос о соотношении нормы права и статьи нормативного правового акта, студент Р. предположил, что данные понятия тождественны. Студент Я., напротив, отметил, что между нормой права и статьей нормативно-правового акта нет прямого, «зеркального» соответствия. Проанализируйте версии студентов. Обоснуйте правильный ответ, используя следуюшие положения Конституции РФ.
Статья 49. (Конституция РФ).
1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Практическое занятие 14. Правотворчество
1. Понятие правотворчества. Правообразование и правотворчество. Принципы правотворчества.
2. Виды правотворчества: законотворчество и подзаконное правотворчество. Референдум. Делегированное, чрезвычайное, договорное, локальное правотворчество.
3. Стадии правотворческого процесса. Законодательный процесс.
4. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных правовых актов.
5. Пределы действия нормативных актов: во времени, в пространстве, по кругу лиц, предметное действие. Обратная сила закона.
6. Систематизация нормативных правовых актов.
Задания для подготовки:
1. Прочитайте Федеральный закон РФ от 14.06.1994 г. №5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (статьи 1 - 9, 9.1) и ответьте на следующие вопросы:
-
Каково действие во времени и в пространстве актов, указанных в законе? -
Каков порядок их опубликования? -
Что считается официальным опубликованием акта? -
Какова структура «Собрания законодательства Российской Федерации»?
2. Распределите субъекты правотворческой деятельности в соответствующие четыре колонки таблицы: 1. Правотворческая деятельность государства; 2. Правотворческая деятельность народа; 3. Правотворческая деятельность органов местного самоуправления; 4. Корпоративное (локальное) правотворчество.
Перечень:
-
Министерство юстиции. -
Президент РФ. -
Ученик 3-го класса Лицея № 1 г. Москвы. -
Депутат Воронежской городской думы. -
Совет директоров ОАО «Аврора». -
Лицо, содержащееся в специализированном психоневрологическом интернате и признанное судом недееспособным. -
Депутат Муниципального совета г. Борисоглебска. -
Глава муниципального образования. -
Директор фабрики «Заря». -
Граждане, обладающие избирательными правами и зарегистрированные на территории Московской области. -
Губернатор Краснодарского края. -
Федеральная налоговая служба. -
Заведующий кафедрой информатики и информационных технологий Института экономии и управления. -
Всенародное голосование граждан РФ.
3. Государственная Дума приняла закон о бюджете в третьем чтении и направила его в Совет Федерации для одобрения. Верховная палата не успела рассмотреть закон в установленный срок в связи с большим количеством поступивших законов. Какие действия должен предпринять председатель Совета Федерации в данном случае согласно Регламенту Совета Федерации и действующей Конституции РФ?
Практическое занятие 15. Юридическая техника
1. Понятие юридической техники. Место и значение юридической техники в юридической деятельности.
2. Законодательная (правотворческая), правоприменительная и правореализационная техника, ее требования и инструменты (средства, приемы, способы, правила).
3. Технико-правовые категории в юридической технике: правовые аксиомы, правовые презумпции, юридические фикции, преюдиции.
4. Юридические документы: понятие, признаки, классификация.
Задания для подготовки:
Подготовить краткий конспект 4 главы «Общие правила юридической техники» по следующему источнику: Кашанина Т. В. Юридическая техника: учебник / Т. В. Кашанина. — 2-е изд., пересмотр. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. — 496 с.
Практическое занятие 16. Система права и система законодательства
1. Понятие системы и структурные элементы права. Правовой институт, подинституты. Отрасли и подотрасли права. Правовые общности отраслей.
2. Предмет и метод правового регулирования как главные критерии деления права на отрасли.
3. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право. Внутригосударственное (национальное) и международное право.
4. Система права и система законодательства: внутрисистемные, функциональные связи и различия.
Задания для подготовки:
1. Расположите все известные вам нормативные правовые акты (законы, указы, постановления и др.) в иерархической последовательности, начиная с акта, обладающего высшей юридической силой.
2. Найдите в Конституции РФ общие нормы, которые получили дальнейшее закрепление и правовое регулирование в других отраслях права.
3. Что значит выражение «межотраслевые связи в праве»? Есть ли подобные связи, например, между гражданским и уголовным правом, конституционным и экологическим?
4. Придумайте правила поведения студентов вашей группы, которые будут основаны на диспозитивном, императивном, рекомендательном и поощрительном методах.
5. Прочитайте нижеприведенные правовые нормы и определите способ правового регулирования.
а) Ст. 28 Конституция РФ: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
б) Часть 2 ст. 34 Конституции РФ: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».
в) Ст. 25 Семейного кодекса РФ: «Супруги обязаны материально поддерживать друг друга. В случае отказа в такой поддержке нуждающийся в
материальной помощи нетрудоспособный супруг, а также жена в период беременности и в течение полутора лет после рождения ребенка имеют право по суду получать содержание (алименты) от другого супруга, если последний в состоянии его предоставить».
Практическое занятие 17. Правовые отношения
1. Понятие правоотношений и их характеристика как формы реализации права. Предпосылки возникновения правоотношений.
2. Субъекты (участники) правоотношений. Правосубъектность. Правоспособность. Дееспособность. Деликтоспособность. Правовой статус.
3. Содержание правоотношения: субъективные юридические права и юридические обязанности.
4. Объекты правоотношений. Характеристика объекта-действия и объекта-блага (интереса).
5. Понятие юридических фактов и их классификация. Фактические (юридические) составы.
Задания для подготовки:
1. Провести сравнительный анализ субъектов (участников) правоотношений, указать отличия между ними по правосубъектности, правоспособности, дееспособности, деликтоспособности.
2. Составить таблицу классификации юридических фактов. Привести примеры по каждому виду.
Практическое занятие 18. Реализация в праве. Пробелы и коллизии в праве.
1. Понятие реализации права. Формы непосредственной реализации права. Методы реализации права.
2. Правоприменение как особая форма правореализации. Понятие применения права. Субъекты и стадии применения права.
3. Правоприменительные акты, их отличие от нормативных правовых актов. Классификация правоприменительных актов.
4. Понятие пробела. Мнимые и реальные пробелы. Причины возникновения, устранение и преодоление пробелов.
5. Понятие юридических коллизий. Объективные и субъективные причины их возникновения. Порядок их разрешения.
Задания для подготовки:
I. Рассмотрите приведенные ниже ситуации и найдите пути их решения.
Ситуация 1. На проходящие выборы в орган государственной власти гражданин Б. не пошел и участие в голосовании не принял по причине своих политических взглядов.
Правомерны ли действия гражданина Б.? Является ли поведение гражданина Б. объектом правового регулирования и что это означает? Какова форма реализации права в поведении гражданина Б?
Ситуация 2. Кодификационным бюро при составлении сборника законодательства в его состав были внесены и акты применения права. Может ли акт применения права быть внесен в сборник законодательства и почему? Каково отличие акта применения права от нормативного правового акта?