Файл: Рабочая программа дисциплины (модуля) теория государства и права о. 07 год набора 2022.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 289

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы.

2. Социальные и технические нормы. Технико-юридические нормы.

3. Право в системе социального регулирования. Право и обычаи. Право и мораль. Право и религия. Право и корпоративные нормы.
Задания для подготовки:

1. Составить таблицу социальных и технических норм с примерами.

2. Составьте таблицу общих и отличительных признаков права и морали.
Практическое занятие 10. Право и государство, право и экономика, право и другие социальные институты
1. Право и государство. Право и политика.

2. Право и экономика. Право и культура.

3. Ценность права и правовые ценности: справедливость, свобода, равенство.
Задания для подготовки:

1.Рассмотрите пять основных позиций о трактовке соотношения государства и права: 1) этатистской, исходящей из приоритета государства перед правом; 2) естественно-правовой, утверждающей верховенство права; 3) дуалистической, предполагающей сложную взаимообусловленность права и государства; 4) позитивистской, проповедующей идею самоограничения государства правом; 5) либерально-демократической, обосновывающей идею связанности государства правом. Необходимо также охарактеризовать основные направления воздействия права на государство и государства на право.

2. Покажите взаимоотношения права с экономикой, политикой, культурой.
Практическое занятие 11. Принципы и функции права
1. Принципы права: понятие и классификация.

2. Характеристика основных принципов права.

3. Функции права: понятие и классификация.

4. Общая характеристика регулятивной и охранительной функций права.
Задания для подготовки:

Составить таблицу общеправовых, межотраслевых и отраслевых принципов права с примерами из НПА.
Практическое занятие 12. Источники права
1. Понятие источника права. Соотношение источника и формы

права. Преемственность и обновление в праве. Рецепция в праве.

2. Виды источников права. Их общая характеристика.

3. Правовой обычай. Обычное право. Деловой обычай и деловые обыкновения.

4. Судебный прецедент. Судебное право.

5. Иные источники права (правовая доктрина, принципы: права, договоры, судебная практика).

6. Нормативный правовой акт: понятие, отличительные признаки, виды. Закон как нормативный правовой акт. Признаки закона, виды законов. Подзаконные акты и их разновидности.
Задания для подготовки:

  1. На основе сравнительного анализа ч. 3 ст. 90 и ч. 1 ст.115 Конституции РФ соотнесите по юридической силе нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ.

  2. Опираясь на тексты статей 56, 65, 70, 84, 87, 88 Конституции РФ, укажите вопросы, по которым предусмотрено принятие федеральных конституционных законов.

  3. Определите виды источников российского права на основе анализа ст. 15 (ч. 4), 90, 105, 115 Конституции РФ.

  4. Определить формы (источники) права гражданского права на основе анализа ст. 3, 5 Гражданского кодекса РФ.



Практическое занятие 13. Нормы права
1. Понятие нормы права, ее признаки.

2. Логическая структура нормы права: гипотеза, диспозиция,

санкция, их разновидности.

3. Способы изложения норм права в нормативных правовых актах.

4. Виды юридических норм, критерии, используемые для классификации норм права.
Задания для подготовки:

1. Определите в нижеуказанной правовой норме гипотезу. Статья 486. Оплата товара (Часть вторая Гражданского кодекса РФ): «Если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты товара, покупатель обязан оплатить продавцу цену переданного товара полностью».

2. Выделите в приведенной правовой норме диспозицию, укажите её вид. Статья 13. Брачный возраст (Семейный кодекс РФ): «Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет».

3. Выявите в нижеуказанной правовой норме санкцию и определите её вид. Статья 5.39. Отказ в предоставлении информации (КоАП РФ): «Неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей».

4. Рассматривая вопрос о соотношении нормы права и статьи нормативного правового акта, студент Р. предположил, что данные понятия тождественны. Студент Я., напротив, отметил, что между нормой права и статьей нормативно-правового акта нет прямого, «зеркального» соответствия. Проанализируйте версии студентов. Обоснуйте правильный ответ, используя следуюшие положения Конституции РФ.

Статья 49. (Конституция РФ).

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Практическое занятие 14. Правотворчество
1. Понятие правотворчества. Правообразование и правотворчество. Принципы правотворчества.

2. Виды правотворчества: законотворчество и подзаконное правотворчество. Референдум. Делегированное, чрезвычайное, договорное, локальное правотворчество.



3. Стадии правотворческого процесса. Законодательный процесс.

4. Порядок опубликования и вступления в юридическую силу нормативных правовых актов.

5. Пределы действия нормативных актов: во времени, в пространстве, по кругу лиц, предметное действие. Обратная сила закона.

6. Систематизация нормативных правовых актов.
Задания для подготовки:

1. Прочитайте Федеральный закон РФ от 14.06.1994 г. №5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (статьи 1 - 9, 9.1) и ответьте на следующие вопросы:

  1. Каково действие во времени и в пространстве актов, указанных в законе?

  2. Каков порядок их опубликования?

  3. Что считается официальным опубликованием акта?

  4. Какова структура «Собрания законодательства Российской Федерации»?

2. Распределите субъекты правотворческой деятельности в соответствующие четыре колонки таблицы: 1. Правотворческая деятельность государства; 2. Правотворческая деятельность народа; 3. Правотворческая деятельность органов местного самоуправления; 4. Корпоративное (локальное) правотворчество.

Перечень:

  • Министерство юстиции.

  • Президент РФ.

  • Ученик 3-го класса Лицея № 1 г. Москвы.

  • Депутат Воронежской городской думы.

  • Совет директоров ОАО «Аврора».

  • Лицо, содержащееся в специализированном психоневрологическом интернате и признанное судом недееспособным.

  • Депутат Муниципального совета г. Борисоглебска.

  • Глава муниципального образования.

  • Директор фабрики «Заря».

  • Граждане, обладающие избирательными правами и зарегистрированные на территории Московской области.

  • Губернатор Краснодарского края.

  • Федеральная налоговая служба.

  • Заведующий кафедрой информатики и информационных технологий Института экономии и управления.

  • Всенародное голосование граждан РФ.

3. Государственная Дума приняла закон о бюджете в третьем чтении и направила его в Совет Федерации для одобрения. Верховная палата не успела рассмотреть закон в установленный срок в связи с большим количеством поступивших законов. Какие действия должен предпринять председатель Совета Федерации в данном случае согласно Регламенту Совета Федерации и действующей Конституции РФ?
Практическое занятие 15. Юридическая техника
1. Понятие юридической техники. Место и значение юридической техники в юридической деятельности.


2. Законодательная (правотворческая), правоприменительная и правореализационная техника, ее требования и инструменты (средства, приемы, способы, правила).

3. Технико-правовые категории в юридической технике: правовые аксиомы, правовые презумпции, юридические фикции, преюдиции.

4. Юридические документы: понятие, признаки, классификация.
Задания для подготовки:

Подготовить краткий конспект 4 главы «Общие правила юридической техники» по следующему источнику: Кашанина Т. В. Юридическая техника: учебник / Т. В. Кашанина. — 2-е изд., пересмотр. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. — 496 с.
Практическое занятие 16. Система права и система законодательства
1. Понятие системы и структурные элементы права. Правовой институт, подинституты. Отрасли и подотрасли права. Правовые общности отраслей.

2. Предмет и метод правового регулирования как главные критерии деления права на отрасли.

3. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право. Внутригосударственное (национальное) и международное право.

4. Система права и система законодательства: внутрисистемные, функциональные связи и различия.
Задания для подготовки:

1. Расположите все известные вам нормативные правовые акты (законы, указы, постановления и др.) в иерархической последовательности, начиная с акта, обладающего высшей юридической силой.

2. Найдите в Конституции РФ общие нормы, которые получили дальнейшее закрепление и правовое регулирование в других отраслях права.

3. Что значит выражение «межотраслевые связи в праве»? Есть ли подобные связи, например, между гражданским и уголовным правом, конституционным и экологическим?

4. Придумайте правила поведения студентов вашей группы, которые будут основаны на диспозитивном, императивном, рекомендательном и поощрительном методах.

5. Прочитайте нижеприведенные правовые нормы и определите способ правового регулирования.

а) Ст. 28 Конституция РФ: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

б) Часть 2 ст. 34 Конституции РФ: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».

в) Ст. 25 Семейного кодекса РФ: «Супруги обязаны материально поддерживать друг друга. В случае отказа в такой поддержке нуждающийся в
материальной помощи нетрудоспособный супруг, а также жена в период беременности и в течение полутора лет после рождения ребенка имеют право по суду получать содержание (алименты) от другого супруга, если последний в состоянии его предоставить».
Практическое занятие 17. Правовые отношения
1. Понятие правоотношений и их характеристика как формы реализации права. Предпосылки возникновения правоотношений.

2. Субъекты (участники) правоотношений. Правосубъектность. Правоспособность. Дееспособность. Деликтоспособность. Правовой статус.

3. Содержание правоотношения: субъективные юридические права и юридические обязанности.

4. Объекты правоотношений. Характеристика объекта-действия и объекта-блага (интереса).

5. Понятие юридических фактов и их классификация. Фактические (юридические) составы.
Задания для подготовки:

1. Провести сравнительный анализ субъектов (участников) правоотношений, указать отличия между ними по правосубъектности, правоспособности, дееспособности, деликтоспособности.

2. Составить таблицу классификации юридических фактов. Привести примеры по каждому виду.
Практическое занятие 18. Реализация в праве. Пробелы и коллизии в праве.
1. Понятие реализации права. Формы непосредственной реализации права. Методы реализации права.

2. Правоприменение как особая форма правореализации. Понятие применения права. Субъекты и стадии применения права.

3. Правоприменительные акты, их отличие от нормативных правовых актов. Классификация правоприменительных актов.

4. Понятие пробела. Мнимые и реальные пробелы. Причины возникновения, устранение и преодоление пробелов.

5. Понятие юридических коллизий. Объективные и субъективные причины их возникновения. Порядок их разрешения.
Задания для подготовки:

I. Рассмотрите приведенные ниже ситуации и найдите пути их решения.

Ситуация 1. На проходящие выборы в орган государственной власти гражданин Б. не пошел и участие в голосовании не принял по причине своих политических взглядов.

Правомерны ли действия гражданина Б.? Является ли поведение гражданина Б. объектом правового регулирования и что это означает? Какова форма реализации права в поведении гражданина Б?

Ситуация 2. Кодификационным бюро при составлении сборника законодательства в его состав были внесены и акты применения права. Может ли акт применения права быть внесен в сборник законодательства и почему? Каково отличие акта применения права от нормативного правового акта?