Файл: Проектор, презентации, демонстрация национальной одежды, традиционная пища.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ведущая 1:На сегодняшнем мероприятии мы будем говорить в основном о женской одежде.

Женская одежда народов Дагестана XIX - начале XX вв. представляла собой наиболее сложную часть материальной культуры. Ее характеризует многообразие материалов, форм покроев, цветовые гаммы, отделок, украшений. Она больше, чем мужская, сохраняла самобытность, архаические черты, больше отражала зональные, этнические особенности, древние родоплеменные различия, нравы и обычаи народов.В далеком прошлом, когда складывались и развивались локальные особенности материальной культуры, женщина редко выезжала из своего аула.

Ведущая 2:Шили и украшали одежду сами женщины, Они создавали моду, фасоны, проявляя свое творчество, умение, талант, художественные и эстетические. Не удивительно, что эти многокрасочные, своеобразные костюмы вызывали восторг путешественников разных времен.

При всем многообразии женского костюма, наиболее важные его элементы (туникообразное платье-рубаха, распашное платье, некоторые виды шуб, головных уборов и т. д.) по покрою являлись едиными, если не для всего Дагестана, то для определенных микрорайон

Ведущая 1:А теперь мы представляем вашему вниманию кумыкский костюм.

Ученица 1:Нарядное платье - къабалай. Наиболее широко оно бытовало у кумыков, у других народов Дагестана встречалось редко. Покрой его близок к покрою распашного платья. Шилось в основе распашным, с отрезной талией, с плотно облегающим талию лифом, с широкой длинной юбкой, пришитой к лифу по линии талии легкими складками и сборкой. В то же время къабалай имел и ряд отличительных черт, делающих его более нарядным.Главное отличие заключалось в том, что къабалай имел спереди вставку - алдалыкъ, шириной 30-60 см., чаще из той же ткани, что и само платье, но иногда из ткани другого качества и цвета. Эта вставка от подола до пояса вшивалась в юбку, выше же пристегивалась. В целом же вставка вшивалась таким образом, что напоминало отдельное нижнее платье. Къабалай имел двойные рукава: нижние — узкие, по руке с разрезом у запястья, застегиваемые на мелкие пуговицы, узелковые петли, и верхние - широкие, длинные и, как правило, откидные, несколько расширенные книзу с округленными или прямоугольными концами.На голове они носили легкие шарфы из шифона. Шарф набрасывали на голову, оставляя концы его свободно висячими спереди. Затем правый, а за ним и левый конец шарфа забрасывали на левое плечо. Носили, откинув концы на правое плечо.


Ведущий 2:Представляем лакский стиль одежды (играет лакский мотив)

Ученица 2:Молодых лачки предпочитали одежду ярких расцветок, пожилые -темных. Нательной одеждой женщин, нередко заменяющей верхнюю, было длинное платье - рубаха, как у всех горянок, туникообразного покроя, а так же длинные узкие штаны "х1аджак". В некоторых обществах (Вицхи, Куба и др.), граничащих с Аварией, лачки у андалалским аваркам, руоаху по талии подтыкали в штаны.

С конца XIX века некоторое распространение получают платья: отрезное по талии с широкой юбкой бузмагьукъа и распашное бузма, так же отрезное: с узким лифом и широкой юбкой. Разнообразие форм и способ его украшений делает его одним из интереснейших элементов костюмного комплекса. Головной убор "бак1бахьу" "чутха". Поверх него носили платки "голмелли" сложив треугольником, или покрывала -полотенце украшенное вышивкой.

Ведущая 1:Представляем лезгинский комплект костюма.(на экране демонстрируется лезгинский костюм).

Ученица 3 :Лезгинская группа народностей предпочитала ткани в основном ярких цветов - красного, желтого, зеленого, голубого, а так же белого цветов. Черное обычно носили в период траура, а так же глубокие старухи; кроме того, будничная одежда так же нередко была темного цвета.

В целом костюм народностей лезгинской группы отличался пышностью, наличием многочисленных драпировок и складок, многоцветностью и в какой-то мере отражал влияние азербайджанского костюма

Повседневный женский костюм состоял из длинного ситцевого платья -рубахи переем , бегьрем либо туникообразного покроя, либо отрезного по линии талии, с широкой юбкой, длинных ситцевых штанов вахчаг , верхнего распашного платья, мешкообразного головного убора шуткъу и большого квадратного платка из шерсти, шелка. Основным видом обуви лезгинок были богато орнаментированные шерстяные вязаные носки и чулки кемечар , которые женщины в домашних условиях носили без верхней обуви, подшив для практичности сафьяном.

Ведущая 2:Одним из комплексов одежды народов Дагестана является аварский костюм, (на экране демонстрируется аварский костюм).

Ученица 4:Длинная (до пят) и широкая нательная рубаха туникообразного покроя под названием гурди, являлась широко бытовавшим элементом и составляла основу костюма аварки. Она служила основным видом платья, в нем горянка могла быть дома, работать в поле и даже находиться в общественных местах.Штаны для повседневного ношения шили из ситца, бязи, сатина. Они были, как правило, темного цвета ( чаще из крашенных в темный цвет бязи и более плотных хлопчатобумажных тканей). Платья подтыкали с боков в штаны или в специально для этого завязанный шнур, так что она укорачивалась почти да колен.Чухта прикрывала голову, плотно охватывая верхнюю часть лба, и как правило, свисала с затылка вниз (по спине) в виде накосника. Шили ее из пестрых и гладких тканей. Носили чухту, не снимая ни днем, ни ночью. Выходя из дома, а при посторонних и в доме, женщина обязательно поверх чухты накидывала покрывало или платье.



Среди женских костюмов особое место занимает костюм аваро-андо-дидойских народностей, отличающийся, в свою очередь, многовариантностью.В целом костюм женщин этой группы народностей присуще простота покроя, в основном темный колорит, оживляемый яркими дополнительными и красочными массивными украшениями.У андиек длинные и широкие платья - рубах кванно чаще из черной ткани, или из темной, черные штаны ошкъоги , заправляемые в сапоги, цветная чухта с высоким выступающим надо лбом седлообразным

корпусом и длинным полотнищем на подкладке, свисающим по спине, большое белое покрывало к1ази, носимое поверх чухты, войлочные и кожаные сапоги чакмагьол .Андийки не носили матерчатых поясов, а затыкали рубаху в штаны.Поверх повседневного платья бежтинки носили матерчатые передники. Передник украшался тесьмой, застроченным орнаментом, а в нижней части -узкими лентами, расположенными горизонтальными линиями, напоминающими радугу, цветными аппликациями.

Традиционной обувью была вязанная шерстяная орнаментированная обувь.

Ведущая 1:Своеобразной была одежда даргинок, (на экране даргинский костюм).

Ученица 5:Платье на кокетке длинное. Снизу платье украшали цветной вставкой, рукава на манжетке.

На голове — чухто, поверх которого одевается покрывало-полотенце.

Покрывало представляет собой длинное и широкое полотенце, надеваемое, как правило, поверх чухты. В пределах Даргинии производили покрывала из хлопка, шелка. Самыми большими считались поксрывала -"дик1а" - от 2,5 до 3,5 м. длины и до 1,5 м. ширины.

Штаны с широкими штанинами. Край штанины для прочности нередко обшивался шнуром или тесьмой.

На ногах носили кожаные чувяки.

В целом будничный костюм даргинки представлял собой своеобразный вариант общедагестанского горского костюма. Характерными для него являлись большая красочность, наличие в верхней одежде приталенных форм, многоцветность головных покрывал, нарядность общего вида усиливаемая многочисленными украшениями. Рубаха туникообразного покроя (разной расцветки, предпочтительно бордовый, зеленый, коричневый), узкие черные штаны, короткая цветная головная повязка чуткъа из разноцветных кусков, с черной полосой в налобной и теменной частях, белое, часто украшенные вышивкой золотом покрывало "к1аз". Особенно тщательно отделывала свой "к1аз" кубачинка. В отличие от всех других горянок, она покрывала его шелковой или золотой вышивкой, орнаментом растительного характера.На один конец его кубачинки нашивали широкую кайму с бахромой. Вышитую золотыми или серебряными нитками или привозную.Привозная, готовая для отделки кайма пришивалась к нарядному "к1азу" и вдоль который обрамлял лицо и свисал по спине.


Каждая кубачинка, подчиняясь закону моды, обязательно должна была иметь хотя бы один "к1аз" с дорогой отделкой,а знатные женщины имели их целую дюжину: с золотой и серебряной каймой и бахромой, вышивкой, из разных белых тканей - шелка, батиста.

Ведущая:В настоящее время одежда народов Дагестана представляет своеобразное сочетание местной традиционной и городской современной одежде: сохраняя элементы старинного костюма, дополнили его новыми формами, отвечающим современным культурно-эстетическим вкусам и представлениям.В последние годы возрождается интерес к многовековой культуре народов республики. При всех прогрессивных изменениях, свидетелями которых мы являемся, бережное отношение к лучшим образцам материальной культуры, в частности, традиционной одежды - одна из актуальных задач, стоящих перед историками культуры.

Сценка "Хорошая традиция"

Музыка - Лакский мотив

На сцене две сестры, одна городская, впервые

приехавшая в село Сайда, а другая сельчанка Патимат.

Действие происходит в ауле. К сестрам подходит аулъчанка их сверстница и

здоровается.

Аульчанка:

- Бивзрав! Мои дорогие!

Патя:

- Иннагу бивзрав!

Сайда

- Не легче сказать "

привет"?

Патя:

- Нет, это у Вас в городе отвечают так, а у нас в ауле принято

здороваться так, как надо здороваться лачкам.

Мужчины здороваются:

"Ассаламуалейкум!", что означает "Да будет мир над вами!", во всех случаях

отвечают: "Ваалейкум вассалам!", т. е. "И вам мир!"

Сайда:_-_Ты_мне_говорила,_что_в_ауле_из_родственников_наших_живет_один_дядя_Курбан_со_своей_семьей.Мать:_-_Ну_да,_а_чтоСайда'>Сайда:_-_Очень_нравится.Автор_:Приехала_Сайда_домой_в_город.Мать'>Сайда:_-_Ну,_теперь_я_точно_знаю,_как_надо_приветствовать_аульчан.Автор:_-_Проходит_сельчанка_в_национальной_одежде.Сайда'>Сайда:_-_А_кто_должен_первым_приветствоватьПатя'>Сайда:

- А кто должен первым приветствовать?

Патя:

- Приветствовать надо четко и ясно. Младший должен первым

приветствовать старшего, мужчина первым должен приветствовать женщину,

входящий приветствует присутствующих, хозяин приветствует гостя,

здоровый - больного, уходящий прощается с остающимися.

Сайда:

- Ну, теперь я точно знаю, как надо приветствовать аульчан.

Автор:


- Проходит сельчанка в национальной одежде.

Сайда:

- Патя, мне так стыдно, но я даже не знаю, как называется наша

национальная одежда.

Патя:

- Конечно, тебе должно быть стыдно, ты ведь лачка! И не знаешь о

лакской одежде, культуре и обычаях.Одежда лачек была более

своеобразной, отличалась богатством украшений. Женский головной убор

является очень важной частью одежды. Разнообразие форм и способ его украшений делает его одним из интереснейших элементом костюмного комплекса. Головной убор " бак!бах1у ", " чутха ". Поверх чутхи одевали голмелли . Платье должно быть свободным, что бы скрывать строение фигуры, или надевали платье, отрезное по талии с широкой юбкой бузмагьукъа. Неотъемлемой частью были узкие штаны "х1ажак"

- Ну, как Сайда, нравится?

Сайда:

- Очень нравится.

Автор:

Приехала Сайда домой в город.

Мать:

- Ну, как, доченька, понравилось тебе в горах?

Сайда:

- Отдохнула хорошо, но я не понимаю, мама, почему ты меня обманула.

Мать:

- А в чем дело?

Автор:

Удивилась мать такому обвинению.

Сайда:

- Ты мне говорила, что в ауле из родственников наших живет один дядя

Курбан со своей семьей.

Мать:

- Ну да, а что?

Сайда:

- Оказалось, что в ауле все друг другу родственники.

Мать:

- Не понимаю. Толком объясни.

Сайда:

- Когда мы с Патей выходили на прогулку, всех встречных она называла тетями, дядями, дедушками, бабушками, братьями и сестрами, а ты мне не говорила, что у нас в ауле так много родственников. Почему?

Мать:

- Знаешь, доченька, это такая традиция у аульчан. Чтобы расположить к себе людей, они друг другу говорят: "дедушка", "бабушка", "дядя", "тетя", а к своим сверстникам обращаются со словами: "сестра", "брат".Старшие

обращаясь к младшим говорят: "сын мой", "хорошего отца сын".

Сайда:

- Вот как!

Сайда:

- Хорошая традиция. Теперь я тоже буду обращаться к старшим и к

своим сверстникам.

Мать:

- Я очень рада, дочь моя!

Ведущая 1:Традиционную национальную структуру в целом сохраняет и пища дагестанцев. Пищевой рацион их, в основном, составляли продукты животноводства и земледелия, которые пополнялись Съедобными растениями и дикорастущими травами, что напрямую связано с природно-географическими особенностями края, где проживают дагестанцы.Традиционными угощениями дагестанцев является пища из мучных и мясомолочных продуктов. Самым распространенным блюдом является хинкал.