Файл: московский финансовопромышленный университет синергия Факультет Электронного обучения.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Факультет Электронного обучения
Направление/специальность подготовки:37.03.01 Психология.
Профиль/специализация:Социальная психология
Форма обучения:Заочная
Отчет
ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков
_________________________2__________________________
(семестр)
Обучающийся | Давиденко Дарья Александровна | | |
| (ФИО) | | (подпись) |
Руководитель практики от Университета | | | |
| (ФИО) | | (подпись) |
Москва 202..г.
Содержание
Введение ………………………………………………………………… | 3 |
1. Нормативно-правовая база, определяющая деятельность психолога | 4 |
2. Особенности организации рабочего места психолога организации | 10 |
3.Номенклатура дел, создаваемых в процессе работы психолога организации ……………………………………………………………… | 13 |
4. Методы психологической диагностики, применяемыми в различных организациях ………………………………………………… | 15 |
5. Результаты психологической диагностики …………………………. | 19 |
Заключение ………………………………………………………………. | 22 |
Список использованной литературы …………………………………… | 23 |
Приложение | 25 |
Ведение
Учебная практика является частью основной образовательной программы 37.03.01 Психология «Социальная психология» и первым этапом ознакомления студентов с работой в конкретной сфере профессиональной деятельности.
Главной целью учебной практики является получение первичных профессиональных умений и навыков; систематизация, закрепление, расширение и углубление теоретических знаний, полученных в ходе учебного процесса.
Задачи учебной практики:
-
знакомство с практическим опытом деятельности психологов; -
становление профессиональной позиции психолога социальной сферы; -
овладение основными технологиями диагностической, коррекционной, консультативной, просветительской, прогностической деятельности по отношению к человеку, группе, организации; -
формирование навыков взаимодействия с социальными объектами деятельности (людьми, семьями, группами, организациями и т.д.); -
формирование культуры самоорганизации деятельности практического психолога.
-
Нормативно-правовая база, определяющая деятельность психолога
Законодательную, нормативно-правовую базу работы психолога определяют правовые документы, условно сгруппированные в пять уровней, в соответствии с субъектами их издания:
-
Международные документы:
-
Конвенция ООН о правах ребенка 1995 г. и др.
-
Российские документы федерального значения:
-
Конституция РФ; -
Семейный кодекс РФ; -
Трудовой кодекс РФ; -
Закон РФ «Об образовании» с изменениями и дополнениями; -
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; -
Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; -
Закон РФ «О государственной поддержке детских и молодежных общественных объединений» и др.
Особое место в иерархии нормативно-правовой документации занимают ведомственные иинструктивные документы:
-
Приказ Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636 «Положение о службе практической психологии в системе образования Российской Федерации»; -
Письмо Минобразования России от 24 декабря 2001 г. № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»; -
Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»; -
Письмо Минобразования России от 01 октября 2009 г. № 06-14-23 «Об организации работы по профилактике жестокого обращения с детьми» и др.
Значимые для специалиста и сферы его профессиональной деятельности документы субъекта РФ, в которой он проживает и работает.
-
Локальные нормативные акты (внутриучрежденческие документы).
Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить практическому психологу ориентиром при планировании и построении любого из основных направлений работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога.
Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации.
Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка», в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации «О персональных данных», Уставом Российского психологического общества, Всеобщей декларацией прав человека.
Этические принципы призваны обеспечить:
‒ решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
‒ защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;
‒ сохранение доверия между психологом и клиентом;
‒ укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности. Основные направления профессиональной деятельности психолога в учреждении системы образования (психодиагностика, психологическая помощь и реабилитация, психологическое консультирование, психологическое просвещение, профилактическая работа, а также развивающая и психокоррекционная работа) могут быть и должны выстраиваться в соответствии с нормами и правилами Этического кодекса.
Основными этическими принципами являются:
Принцип уважения. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод личности. Конфиденциальности - неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность. Осведомленность и добровольное согласие Клиента:клиент должен быть извещен о цели работы
, о применяемых методах и способах использования полученной информации. В случае, если Клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в работе, такое решение должно быть принято его законными представителями. Самоопределение Клиента: психолог признает право Клиента на сохранение максимальной автономии и самоопределения; Клиентом может быть любой человек в случае своей несомненной дееспособности по возрасту, состоянию здоровья, умственному развитию, физической независимости. В случае недостаточной дееспособности человека решение о его сотрудничестве с Психологом принимает лицо, представляющее интересы этого человека по закону [4].
Принцип компетентности. Автономия и индивидуальная ответственность. Психолог должен стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень компетентности в своей работе, а также признавать границы своей компетентности и своего опыта. Психолог должен предоставлять только те услуги и использовать только те методы, которым обучался и в которых имеет опыт.
Принцип ответственности. Автономия и индивидуальная ответственность. Психолог должен помнить о своих профессиональных и научных обязательствах перед своими клиентами, перед профессиональным сообществом и обществом в целом. Психолог должен стремиться избегать причинения вреда, должен нести ответственность за свои действия, а также гарантировать, насколько это возможно, что его услуги не являются злоупотреблением.
Принцип честности: Признание уязвимости человека и уважение целостности личности. Психолог должен стремиться содействовать открытости науки, обучения и практики в психологии. В этой деятельности психолог должен быть честным, справедливым и уважающим своих коллег. Психологу надлежит четко представлять свои профессиональные задачи и соответствующие этим задачам функции.
Нарушение Этического кодекса психолога включает в себя игнорирование изложенных в нем положений, неверное их толкование или намеренное нарушение. Нарушение Этического кодекса может стать предметом жалобы. Жалоба на нарушение Этического кодекса психолога можетбыть подана в Этический комитет Российского психологического общества в письменном виде любым физическим и юридическим лицом. Рассмотрение жалоб и вынесение решений по ним осуществляется в установленном порядке Этическим комитетом Российского психологического общества.
В качестве санкций, применяемых к Психологу, нарушившему Этический кодекс, могут выступать: предупреждение от имени Российского психологического общества (общественное порицание), приостановление членства в Российском психологическом обществе, сопровождающееся широким информированием общественности и потенциальных клиентов об исключении данного специалиста из действующего реестра психологов РПО.
Информация о применяемых санкциях является общедоступной и передается в профессиональные психологические ассоциации других стран. В случае серьезных нарушений Этического кодекса Российское психологическое общество может ходатайствовать о привлечении Психолога к суду.
Под непрофессионализмом практических психологов чаще понимается несоответствие личностных качеств специалиста требованиям, предъявляемым к данной профессии. Профессиональная некомпетентность подразумевает недостаточный уровень образования, несоблюдение этических принципов и правил работы с субъектами образовательного процесса, ошибки в деятельности педагога-психолога.
Факторами, препятствующими профессиональной эффективности деятельности педагога-психолога могут быть: низкий уровень мотивации труда, отсутствие осознания своей профессиональной миссии, недостаточная выраженность профессионально значимых качеств, отстраненность и неумение воздействовать на участников образовательного процесса, неумение выбрать оптимальную зону профессионального приложения, стереотипность в работе, привязанность к одному подходу, категоричность, оценочное отношение к личности и точкам зрения, стремление к самоутверждению посредством клиента, неадекватное видение своих прямых действий и их результатов, отсутствие потребности в самореализации, саморазвитии, профессиональный цинизм и профессиональные деформации педагога-психолога.
Возможные нарушения этических правил, допускаемые педагогом-психологом во время психологического консультирования: самоутверждение психолога на консультации; излишней естественность или искусственность в поведении педагога-психолога; стремлении дать полезный совет; проекции собственных трудностей на проблемы клиента; оценивание клиента.
Возможные ошибки педагога-психолога при ведении консультационной беседы: отсутствие необходимого психологического настроения, что препятствует созданию благоприятного для беседы психологического климата; переход к решению проблемы без достаточного изучения ее сущности и тех условий, в которых она проявляется; жесткая приверженность первоначально избранной гипотезе; невыслушивание мнения собеседника; создание препятствий для разъяснения собеседником своей точки зрения; постановка собеседнику прямых вопросов при неясных мотивах беседы.
-
Особенности организации рабочего места психолога организации