Файл: Ценностносмысловая позиция учителя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Практическая работа по теме No 5 «Ценностно-смысловая позиция учителя»

Согласны ли вы с позицией автора?

Абсолютно согласна с позицией автора

В педагогике накоплен огромный исторический опыт, содержащий множество вариантов воспитания. Выводы, которые позволяют сделать историко-педагогический материал, интересен и важен для современного педагога, специалиста, чья профессиональная деятельность связана с процессом социализации.

Воспитание – это, прежде всего, поведение человека. Если обученность и образование обнаруживают себя в интеллектуальной зрелости, то воспитанность характеризует поведение человека в создавшихся условиях.

Как педагогу нужно выстроить общение педагога с ребенком?

Воспитательный процесс – это движение воспитания к своей цели. Цель воспитания – это то, к чему мы стремимся в будущем, и этому подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Вопросы, к чему должен стремиться педагог в своей практической деятельность, каких результатов добиваться, можно назвать ключевыми.

Таким образом, профессионально-педагогическое общение - это всегда целенаправленный процесс.

Цели такого общения заключаются в том, чтобы:

1) создавать условия для субъект-субъектного взаимодействия со своими учениками и их родителями, с коллегами и представителями различных администраций и общественных организаций;

2) "читать" и понимать как свое поведение, так и доведение всех субъектов педагогического общения, чтобы использовать свою поведенческую грамотность для приобщения своих партнеров к культурным ценностям общества [2, c. 66].

В самостоятельной работе педагога по повышению коммуникативных способностей можно выделить несколько направлений:

- самоконтроль и развитие умений выразительной речи;

- развитие общих психофизических особенностей личности, создающих предпосылки для успешного владения речевыми навыками и умениями.

В результате многочисленных исследований и экспериментов психологи и педагоги советуют воспитателям для развития коммуникативных способностей следующее:

- нужно сознавать, что детский сад – часть общества, а отношение педагога к детям – выражение общественных требований. Педагог не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга.

Искренность педагога – это залог прочных контактов с воспитанниками. Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя.


- особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.

Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважении педагога и воспитанников.

Надо уважать индивидуальность каждого дошкольника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.

Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции.

- стоит помнить, что дети такие же, как и взрослые, у них есть свои проблемы, свои мысли и это надо учитывать в их воспитание и в общение с ними. Вот есть такие фразы, которые никак нельзя говорить детям, так как сказанное может иметь обратный эффект.

Вот несколько правил, которые разработали детские психологи, правила, которые должны соблюдаться педагогом-воспитателем как носителем культуры в общении с детьми.

Правило № 1. Говорить без нравоучений. Дети не любят когда их настырно учит. Сохраняете скрытую педагогическую позицию.

Правило № 2. Не играть в друзей. Педагог должен быть рядом со своим ребенком, но это не обязательно значит, что вы навязываетесь ему в друзья.

Правило № 3. Не перехваливать. Ребенка нужно поддерживать, но не перехвалить, так как это может повысить тщеславие, и ребенок перестанет стараться. Не хвалить ребенка перед чужими людьми, а потом, когда никого нет, говорить ему, что он не оправдывает ожидания.

Правило № 4. Быть постоянным. Не меняете свои распоряжения и не отклоняетесь от того, что вы уже раньше сказали, это заставит ребенка всегда сомневаться в ваших действиях.

Правило № 5. Не повторяетесь. Не надо говорить ребенку много всего, повторяться, так как это ребенка только раздражает и вызывает неприязнь к тому, что вы ему пытаетесь рассказать и объяснить.

Правило № 6. Не кричите. Крик- это признак слабости, не стоит показывать свою слабость. Всегда говорите твердо, уверено и не повышая голос, это больше поможет вам в ваших проблемах и в ваших решениях.

Правило № 7. Избавитесь от казарменной педагогики. Не надо распоряжаться категорически по пустякам.

Правило № 8. Не говорить с детьми грубо. Если будете грубо обращаться с детьми, пусть и на словах, то не удивляетесь, когда они сделают то же самое.



Правило № 9. Уметь мудро помолчать. В некоторых моментах нужно мудро помолчать, так будет лучше и ребенок тоже научиться быть тактичным.

Правило 11. Считаться с их мнением. Для того чтобы дети научились самостоятельно принимать решения, нужно уметь считаться с их мнением, и они тоже будут с вашим мнением считаться.

Правило 12. Войти в их мир. Войти в мир детей довольно сложно, но это необходимость, так как вы должны понять детей и попытаться сделать так, чтобы они вас понимали, только так вы добьетесь мира и согласия.

С какими актуальными проблемами нашего современного общества связано содержание данной статьи

Совершенный, всесторонне и гармонически развитый человек – высшая цель воспитания, идеал, к достижению которого стремится отечественная школа. Сегодня ее главная цель – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, трудовому и физическому развитию школьника, создавать предпосылки для приобщения к общечеловеческим ценностям, обеспечивать возможности для самореализации, раскрытия потенциальных возможностей, творческих способностей, достижения успеха. Традиционными для такой системы остаются следующие составляющие общей цели: умственное (интеллектуальное), физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание.

Современное общество ставит перед педагогами, воспитателями и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого человека. Формирование культуры поведения - одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. Интерес к этой теме обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания.

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное сочувствие. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека.

Термин «культура» - латинского происхождения, первоначально означавший возделывание почвы (культивирование). В настоящее время культура употребляется в более обобщенном значении, хотя единого подхода к пониманию сущности культуры нет.


Культура в общем смысле понимается как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Культура в узком смысле выступает как сфера духовной жизни людей, способ осуществления ими профессиональной и иной деятельности.

Сущность культуры определяется способами осуществления жизнедеятельности, поэтому выделяют разновидности культур, связанных с различными сферами человеческой деятельности: общения, потребления, досуга, быта и т. д.

Культура в ее материальной и духовной формах является существенной характеристикой жизни общества. Человек формируется в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо посредством усвоения языка, приобщения к ценностям, традициям и т. д. Таким образом, человек является продуктом, представителем и носителем культуры.

Общая культура педагога – это результат личностного развития, развития социально значимых личностных характеристик, реализуемых в его профессиональной деятельности.

В содержании общей культуры педагога можно выделить несколько компонентов: экологическую культуру (характеризующая взаимосвязь человека с окружающей средой), правовую, коммуникативную, экономическую, и т. д. культуры.

В чем проявляется гуманистическая направленность идей автора данной публикации?

Педагогическая культура – часть общечеловеческой культуры, в которой проявляются духовные и материальные ценности образования и воспитания, способы творческой педагогической деятельности, содержащие в себе достижения разных исторических эпох и необходимых для социализации личности.

Материальные ценности педагогической культуры – это средства обучения и воспитания.

Духовные ценности педагогической культуры – это педагогические знания, теории, концепции, накопленный человечеством педагогическийопыт и выработанные профессионально - этические нормы.

Педагогическая культура базируется на общей культуре и с учетом специфики деятельности педагога является частью общечеловеческой культуры.

Педагогическая культура – уровень овладения педагогической теорией и практикой, современными педагогическими технологиями, способами творческой саморегуляции индивидуальных возможностей личности в педагогической деятельности.

В. Бондаревская среди компонентов педагогической культуры выделяет:


- гуманистическая культура педагога по отношению к детям и его способность быть воспитателем;

- психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление;

- образованность в сфере преподаваемого предмета и владение педагогическими технологиями;

- опыт творческой деятельности, умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему (дидактическую, воспитательную, методическую, способность разработать авторский образовательный проект;

- культура профессионального поведения, способы саморазвития, умение саморегуляции собственной деятельности, общения.

Вариативное задание No 3. Н.Г. Никонов «Мой рабочий одиннадцатый»

Со слов Н.Г. Никонова:» Что такое авторитет? Прежде всего, по-моему, хозяин слову. Сказал — сделал, обещал — выполнил, назначил срок— пришел минута в минуту.»

Опыт убеждает меня, что

Авторитет педагога – это, прежде всего, средство воспитательного воздействия на учащегося. Авторитетной личности как бы авансируется успех. Личности, признающейся авторитетной, приписывается компетентность и в других областях. Происходит как бы иррадиация авторитета.

Авторитет учителя – это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. Отношения учащихся к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены. И чем выше этот авторитет, чем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово

“ Для ребят идея неотделима от личности, - писала Н.К.Крупская. – То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый или чуждый им человек”

Только при правильных взаимоотношениях можно учить и воспитывать. Не устрашать, не льстить, а понять, подобрать особый ключ к каждому.

Проблемой авторитета учителя – воспитателя занимались Андриади И.П., Кондратьев М.Ю., Крупская Н.К., Макаренко А.С., Самуйленков Д.Ф., Станкин М.И., Сухомлинский В.А, и др..

Ученые Макаренко А.С, Станкин М.И. разграничили в своих трудах истинный и ложный авторитет, выделили виды ложного авторитета.

Андриади И.П., Кондратьев М.Ю., Самуйленков Д.Ф. занимались изучением компонентов авторитета и пути его формирования.

О значении авторитета учителя-воспитателя говорили очень многие педагоги и психологи (Амоношвили Ш.А. ., Крупская Н.К., Кондратьев М.Ю., Лихачев Б., Макаренко А.С.,Ольшанский В.Б., Сухомлинский В.А и др.).