Файл: Давление твердых тел, жидкостей и газов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическая карта урока


Учебная тема: Давление твердых тел, жидкостей и газов

Тема урока: Давление. Единицы давления

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока: Образовательная:

ввести понятие давления, расширить и углубить знания по данной теме,

дать представление учащимся о зависимости давления от силы, действующей на поверхность и площади этой поверхности

применить знание давления к решению задач.
Развивающая:

развитие умения наблюдать и выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов

развитие логического мышления учащихся, развитие памяти, внимания, монологической речи, умения рассуждать, выделять главное, самостоятельно приобретать знания, навыки и применять их на практике,

развитие умения давать объективную самооценку,

научить применять знакомые формулы в измененных условиях,

расширить кругозор сведениями из истории физики.
Воспитательная:


воспитание уважительного отношения к одноклассникам,

формирование самостоятельности,

развитие эстетического вкуса учащихся, аккуратности, внимательности, создание успеха,

воспитание интереса к физике.


Учебно - Воспита-тельный момент (УВМ). Этап урока

этапа

Время мин

Содержание УВМ данного этапа


Деятельность учителя


Деятельность ученика


Формы контроля

1. Организационный этап

Подготовка учащихся к работе на уроке




Взаимное приветствие учителя и учащихся, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. Записывают в тетрадь число.


Учитель проверяет готовность класса к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность

Ученики готовятся к работе, организуют рабочее место.




Проверка домашнего задания


Установить правильность и осознанность выполнения д\з всеми уч-ся. Коррекция пробелов и ошибок.
















Этап всесторонней проверки знаний



Организовать и целенаправить познавательную деятельность

10

Глубоко и всесторонне проверить знания уч-ся, выявив пробелы. Стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения.

фронтальный опрос

Ответить на вопросы:

1. Что такое сила?

2. Как обозначается и в каких единицах измеряется сила?

3. Каким прибором измеряют силу?

4. Назовите виды сил. Какое они имеют направление?

5. От чего зависит результат действия сила?

6. Расскажите, что Вы знаете о силах упругости?
7. Сила тяжести? Что это за сила?
8. Что называется весом тела?
Учитель: Проверим, как теоретические знания примените при решении задач.

Учащиеся выполняют разноуровневую самостоятельную работу по вариантам

Вариант 1.

1 уровень.

1. Что необходимо сделать, чтобы увеличить силу тяготения?
2. На столе лежит книга. Изобразите силы, действующие на нее.

2 уровень.

1. Дайте определение веса тела.
2. Мальчик поднимает гирю весом 160 Н. Какова масса гири?

3 уровень.

1. Почему санки легче тянуть по снегу, чем по земле?
2. Определите силу тяжести, действующую на чугунный брусок массой 30 кг.

Вариант 2.

1 уровень.

1. Что необходимо сделать, чтобы увеличить силу трения?
2. В чем различие веса тела и силы тяжести?

2 уровень. Дайте физическое обоснование пословицам:

1. Пошло дело, как по маслу. Угря в руках не удержишь!
2. Определите массу ведра воды, на которую действует сила тяжести 120 Н

3 уровень. Дайте физическое обоснование пословицам:

1. Лыжи скользят по погоде. Что кругло – легко катится.
2. Определите жесткость пружины, если под действием силы 4 Н она растянулась на 8 см.

Ученик: Силы упругости:
– возникают при

деформации;
– одновременно у двух тел;
– перпендикулярны поверхности;
– противоположны смещению;
– при малых деформациях выполняется закон Гука Fупр = –
Ученик: Сила, с которой Земля притягивает к себе тела. Формула для нахождения силы тяжести

Fт = mg. Направлена она по радиусу к центру Земли.

Ученик: Вес тела – сила упругости, действующая на опору или подвес. Приложен вес к опоре или подвесу. Определяется по формуле Р = mg.

Рецензирование ответов учащихся, направленное на прояснение + и – сторон в их знаниях. Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.

Этап подготовки к активному усвоению нового материала


Смотивировать обучающихся к изучению темы.







Тема нашего урока будет связана с изучением новой для вас физической величины. А что именно надо узнать?
На слайдах:(пропущено слово)

У больного повысилось кровяное давление

Атмосферное давление резко падает, возможны осадки.

Тренер пытался оказать психологическое давление на судью.

Во всех предложениях пропущено слово: - Давление.

Часто в жизни мы сталкиваемся с этим словом, только в разных ситуациях.

Что в вашем понимании означает это слово?

Родственным к слову давление является глагол «давить».

Прочитайте, что означает это слово в толковом словаре Владимира Ивановича Даля. (читают ) «Гнести, нагнетать, пригнетать, угнетать, жать, сжимать, нажимать, прижимать, тискать, притискивать, теснить, обременять тяжестью, жать силою»

А что с точки зрения физики оно может означать? (жать силою)

Я думаю, что вы уже догадались какая тема нашего урока.

Какая? (Давление)

Мы увидели с вами, что в жизни с этим словом сталкиваемся часто, а что бы вы хотели узнать об этой величине? Подводим итог:

итак, сегодня на уроке мы должны познакомиться с физической величиной – давление; узнать, (цели написаны на слайде).


Актуализация опорных знаний.

У вас на столах лежат грузы массой 100 грамм. Возьмите их в ладонь.

Что вы ощущаете? (Их действие, тяжесть, давят)

1.А почему это происходит? (На грузы действует сила тяжести со стороны земли, которая направлена вниз.)

Какая сила действует на этот груз? (Сила тяжести со стороны Земли)

По какой формуле находят силу тяжести, действующую на тело?

(F = mg)

2.Какие силы действуют на груз? (Сила тяжести, сила упругости)

Зависит ли результат действия этой силы от того на какую грань мы положим этот брусок? (Брусок на столе большой. Показываю различные положения бруска) (Да, нет, не знаю)

Итак, появилось две точки зрения.

Обсуждают вопросы, ищут ответы, опираясь на жизненный опыт

Записывают тему урока в тетрадь.

Эффективность восприятия и осмысление нового материала, понимание практической значимости изучаемого материала, формулировка цели урока учащимися

Этап усвоения новых знаний


Дать учащимся представление об изучаемом явлении. Восприятие, осознание и первичная систематизация на качественном и количественном уровне. Усвоение способов, которые привели к данному обобщению.







С помощью чего в физике можно проверить истинность того или иного высказывания? (Опыт, эксперимент)

Давайте, проверим ваши мнения опытом.

Опыт. У вас на партах лежит брусок и коробка с песком. Опустите сначала брусок большой гранью, а затем маленькой гранью. Посмотрите на глубину следа, который оставил брусок.

Зависит ли результат действия силы на опору от грани? (Да.)

Какая зависимость? (Когда кладем большей гранью чуть-чуть проваливается, след неглубокий. А когда узкой гранью след глубокий.)

Результат действия силы на опору разный в зависимости от того, на какой грани лежит тело на опоре.

Сила действует на всю площадь!

Сила распределяется по всей площади.

Значит: Сила, приходящаяся на единицу площади, это и есть давление.

Итак, мы познакомились с тем, что такое давление.

Оно обозначается буквой р.

Что еще нам нужно узнать о давлении (формулу, как изменяется)

Давайте получим формулу для вычисления давления с помощью следующего опыта. Для этого мне нужен ассистент.

У меня на столе коробка с песком, дощечка с вбитыми гвоздями и гири.

Помощью этого оборудования установим зависимость между давлением и силой. (Демонстрирует ассистент)

Какую зависимость мы наблюдали? (чем больше сила, тем больше давление)

Для второго опыта приглашаю желающего: Ставим куб на максимальное количество гвоздей 16, фиксируем глубину погружения. Затем ставим куб на 8 гвоздей, затем на 4, на – 2. В каждом случае фиксируем глубину погружения.

Какую зависимость мы наблюдали? (чем больше площадь, тем меньше глубина погружения, т.е. давление)



Итак, ребята мы с вами вывели опытным путем формулу, являющуюся физическим законом. Давайте сформулируем этот закон на языке физики. (дети формулируют закон)

Давление – величина равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.

Так как давление - это физическая величина, то у нее есть единица измерения. Давайте, ее определим.

В чем измеряется сила? (Н)

В чем измеряется площадь? 2)

Хорошо! Тогда, что будет единицей измерения давления? (Н/м2)

Найдите в учебнике, кто ввел эту единицу и как она называется? (эта единица называется Паскалем, в честь французского ученого Блеза Паскаля).

Выполняют опыты

Формулируют закон

Берут необходимое оборудование. Проделывают опыты.

Выбирают выступающего

Правильность ответов и активное участие класса в подведении итогов работы.

Этап закрепления новых знаний

Установить усвоены или нет содержание новых понятий, закономерностей и др. Устранить обнаруженные пробелы.







Тест: из современных образовательных ресурсов:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b0454-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html



Мы узнали, что такое давление, как вычисляется и в чем измеряется, теперь я вам предлагаю решить задачу. (У доски ученик)

Какое давление на пол оказывает ковёр весом 2Н, площадью4 м2 (Решение задачи у доски, учеником)

Задача. С какой силой действует танк на поверхность, если при площади его гусениц – 3 м2, давление его на поверхность будет 15 000 Па.

Человек идет по глубокому снегу.

А что бы вы могли ему предложить? (лыжи)

С какой целью? (чтоб не проваливался в снег)

А в жизни можно столкнуться с такой ситуацией: человек провалился под лед. Как ему помочь и при этом не пострадать самому? (предложить ему веревку, лестницу, палку при этом передвигаться по льду лежа)

Вот видите, ребята, зная и применяя данный физический закон, можно сохранить жизнь человеку.




Опрос средних и слабых учеников, выявление уровня осознанности материала большинством этой группы

Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Объявить домашнее задание.




Разъяснение методики выполнения д\з и подведение итогов урока (оценки)

Обязательное домашнее задание

прочитать §33, упр.12(1,2) ответить на вопросы, выучить новые определения и формулы, решить задачи индивидуального домашнего задания, количество задач и их номера вы определяете сами

Дополнительное домашнее задание

найти информацию о площади острия шипов растений, когтей, зубов, клыков животных и о площади соприкосновения животных с землей;

подготовить доклад о жизни и деятельности Блеза Паскаля.

Записывают домашнее задание в дневник, тянут карточки с задачами


Дифференцированный подход в отборе учебного материала для д\з, правильное выполнение д\з всеми учениками

8. Рефлексия

Подвести итоги урока.




осознание учащимися способов деятельности, обнаружение смысловых особенностей

Учитель раздает карточки для заполнения (плюсы, минусы, интерес)

Беседа по вопросам:

  • Какая цель стояла перед нами на этом уроке?

  • Достигнута ли наша цель?

  • Что нового Вы узнали на уроке?

  • Оцените ваше настроение в конце урока: удивлен, безразличен, восхищен, встревожен, раздражен, спокоен.

Ребята! В заключение хочу сказать. Физик видит то, что видят все: предметы и явления. Он также как и все восхищается красотой и величием мира, но за этой всем доступной красотой ему открывается еще одна красота закономерностей в бесконечном разнообразии вещей и событий. Физику доступна редкая радость – понимать природу, и даже «беседовать» с ней. Мне хочется пожелать вам научиться понимать природу, и разговаривать с ней на одном языке.

В заключении учитель обобщает ответы учащихся, оценивает работу на уроке и делает вывод о достижении цели урока всем классом.

Обучающиеся рефлексируют и анализируют деятельность на уроке.

Осознание в различных видах (вербальной или графической) не только того что было сделано на уроке, но и как.