Файл: Как победить стресс, или готовимся к экзаменам.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МБОУ «СОШ № 39 им.Айдамирова Р.А.» г.Грозного

Тренинг на тему

«Как победить стресс, или готовимся к экзаменам»

( для 9-11 классов)

Составитель:

Чужигаев А.Б.

Г.Грозный

Тема: Как победить стресс, или готовимся к экзаменам.

Цели: расширить представления детей о психотехнических навыках поведения во время экзаменов, сообщить об основных способах эффективной подготовки к экзаменам и о правилах поведения на экзамене, помочь учащимся в преодолении экзаменационного стресса.

Форма проведения: тренинг

Оборудование: компьютер с мультимедийной установкой, компьютерная презентация, звездочки из бумаги, листки бумаги, маркеры, 6 листов с заданием-тестом на умение работать по инструкции.

  1. Организационный момент

Добрый день, ребята! Погрейте свои ладошки, а теперь подарите частичку вашего тепла друг другу, улыбнитесь. Посмотрите, в классе сразу стало теплее. Надеюсь, ближайшие час общения будет для нас с вами интересными.

  1. Вступительное слово

  2. Классный час я решила начать словами известного писателя Сервантеса: «Хорошая подготовка – это половина победы». Как вы думаете, какую победу вы должны будете одержать в самом ближайшем будущем? К чему необходимо хорошо подготовиться? (К экзаменам)

В переводе с латинского «экзамен» - это «испытание». Испытание не только знаний, но и психологической устойчивости человека.

Специалисты утверждают, что успех на экзамене на 50% зависит от положительного настроя и уверенности в себе. (видео позитивный настрой)

  1. Упражнение «Самоактуализация»

Экзамены уже не за горами, поэтому давайте выясним, каково ваше состояние и отношение к этому важному периоду в жизни.

Чтобы увидеть ваш настрой перед экзаменами, который есть у вас на сегодняшний день, давайте создадим в классе звездное небо. Перед вами лежат звездочки, выберите, пожалуйста, свою.

«Белый» - я уверен в себе, у меня все получится

«Желтый» - я немного волнуюсь

«Красный» - я очень боюсь предстоящих экзаменов, но буду стараться.

Поднимите эти звезды. Посмотрите, больше всего звезд…цвета.

Давайте попробуем озвучить ваши тревоги и волнения.


- Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах…

- Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам…

-Откровенно говоря, когда я волнуюсь…

Сегодня мы познакомимся с правилами подготовки к экзаменам, узнаем о том, как преодолеть волнение во время экзаменов и, я надеюсь, вы станете более уверенными в себе.

Послушаем некоторые «Полезные советы».

Сценка: Сценка «Кто хочет сдать ОГЭ?»

Учитель: Все! Я придумала, как подготовить кадет к экзамену. Ни шпаргалок, ни тестов не нужно! Просто играем в телевизионную игру...

Посмотрим, что из этого получится… Итак, сегодня мы проведем игру-урок «Кто хочет сдать ОГЭ?» На кону - заветные баллы.

И первой приглашается добрая, веселая и просто хорошая девушка -Марина!(выходит , садится в кресло)

Учитель- ведущий: Здравствуйте, Марина. Вы хотите хорошо сдать ОГЭ?

Марина: Да!

Учитель- ведущий: А хотели бы вы передать кому-нибудь привет?

Марина: Эээ…

Учитель - ведущий: Ну, приступим. Что или кого можно взять с собой на экзамен? (Папу. Ай-пад. Бабушку. Два телефона.)

Марина: ЭЭЭЭ (чешет затылок)

Учитель - ведущий: Вы сказали «голову»? И это правильный ответ!

Марина: Ох, повезло!

Учитель - ведущий: На что надеяться должен выпускник, решая тесты? (на маму, на острый слух, ловкость рук или память?)

Марина: Я беру подсказку: «50 на 50».

Учитель- ведущий: Пожалуйста, уберите 2 неправильных ответа. Итак, вариант Б - острый слух, Г - память.

Марина: Я кину жребий (бросает монетку). Упало на ответ – «память».

Учитель- ведущий: Иии… ответ верный!

Марина.(вытирая пот со лба): Ух!

Учитель- ведущий: Что означает словосочетание "Сизифов труд"? (A – бесполезная работа, Б – прекрасная работа, В - скучная работа, Г – неблагодарная работа).

Марина: Это значит бесполезная работа. Например, выучил урок, а тебя не спросили!

Учитель- ведущий: Дааа!

Учитель - ведущий: Следующий вопрос, и у вас 100 баллов в кармане. В каком году умер Иван Грозный?

Марина: Да ладно?? Иван Грозный умер?? Я в шоке. Пожалуй, воспользуюсь подсказкой «звонок другу».

Учитель - ведущий: Кому будем звонить?

Марина: Вадиму - он мне как брат.

( набирает номер)

Учитель - ведущий: Здравствуйте, Вадим. Вы можете помочь своему другу решить пробный ОГЭ! Вы готовы? В каком году умер Иван Грозный? У вас 30 секунд.

Вадим: Как там школа?

Марина(нервничая): Думай, Вадим!


Вадим: А теннисные столы еще не убрали?

Марина: Ты знаешь ответ?

Вадим: Дааа…. Учиться надо было!

Учитель - ведущий (назидательно): На этот раз не повезло! Ну, теперь понятно, что надо ответственно подойти к предстоящим испытаниям? Экзамен не игра: на удачу надейся, а сам не плошай!

Марина: (со вздохом) Согласен!(все уходят со сцены)

Режим дня

В трудное предэкзаменационное время нужно особенно позаботиться о поддержании своей работоспособности. Увеличить сон на 1 час. Если вы не выспались, то на изучение того же материала вы тратите значительно больше времени. Желательно заставить себя просыпаться пораньше. Лучше всего сопротивляющийся мозг воспринимает информацию с 7.00 до 12.00 и с 14.00 до 17-18.00 часов. В середине дня 30-40 минут проводить на свежем воздухе для обогащения кислородом клеток мозга. Делать перерывы каждые 60-90 минут. Перерывы не должны быть длительными (10-15 мин) и желательно наполнить их физической нагрузкой. (Слайд 4)

Питание

Далеко не последнюю роль в процессе запоминания и усвоения информации играет грамотное питание. Научно доказано, что концентрация внимания, память, хорошее настроение – совсем не случайность. Все это вполне достижимо с помощью … еды. Представьте себе, что 20% калорий, потребляемых нами в день, «съедает» мозг. Соответственно, рацион определяет и умственные способности. Одни продукты стимулируют работоспособность, другие – быстроту мышления, третьи – концентрацию.

Лучшему запоминанию способствует морковь. От перенапряжения и психической усталости лучшее средство – лук. Орехи – для выносливости. Клубника и бананы помогут снять стресс. Для питания клеток мозга просто незаменима морская рыба. Улучшает кровоснабжение мозга черника. Ничто не освежит ваши знания так, как лимон.

А непосредственно перед экзаменом не забудьте съесть шоколадку. Шоколад активизирует мыслительные процессы. За завтраком можно съесть несколько кусочков шоколада.

Цветотерапия. Используйте знания психологии о влиянии цвета на человека. В процессе подготовки к экзаменам желательно окружать себя предметами желтого и фиолетового цвета. Желтый цвет способствует запоминанию, а фиолетовый стимулирует интеллектуальные способности и умственную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

Ароматерапия. Также используйте возможности ароматерапии. Натуральные эфирные запахи нормализуют психическое состояние человека, уравновешивают процессы, происходящие в организме. Активизации умственной деятельности, концентрации внимания, сосредоточенности способствуют ароматы лимона, лаванды, розмарина, герани, апельсина. Снять нервное напряжение и волнение помогает смесь эфирных масел для аромалампы, состоящая из четырех капель герани, трех капель лаванды, двух капель можжевельника и одной капли тимьяна. Также успокаивающими свойствами обладают: герань, жасмин и мелисса. Расслабиться помогают ароматы базилика, лаванды, мелиссы, апельсина, розы, сандала, кедра. Снять общий стресс от переутомления поможет следующая смесь: лаванда – 4 капли, апельсин – 3 капли, герань – 2 капли, розмарин – 1 капля.


Подготовка к экзамену.

Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п. (щёлк)

Составь план занятий. Для начала определи: кто ты – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.

Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.

Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание). (щёлк)

Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Как развивать свою эмоциональную устойчивость?

Для тренировки эмоциональной устойчивости очень полезным и эффективным будет упражнение «Полчаса, которые принадлежат только мне».

Суть данного упражнения в том, чтобы подарить себе хотя бы полчаса после занятий, для того, чтобы отключиться и передохнуть перед следующим этапом работы. Проведите эти полчаса по своему желанию: (щёлк)погуляйте по улице города, (щёлк)почитайте стихи или прозу, (щёлк)послушайте музыку, (щёлк)поиграйте с любимым животным, подойдите к окну и посмотрите на небо, деревья, на идущих по улице людей, попробуйте вообразить, о чем они думают, (щёлк)расслабьтесь и посидите с закрытыми глазами или, наоборот, заполните паузу активными движениями: потанцуйте под ритмичную музыку. Главное, чтобы эти полчаса вы провели исключительно по собственному желанию и чтобы они принесли вам удовлетворение и радость.


Также развитию эмоциональной устойчивости способствуют методы саморегуляции, целенаправленно созданные человеком для управления самим собой. Можно выделить четыре способа саморегуляции: релаксация (расслабление), концентрация, визуализация и самовнушение.

Основной способ саморегуляции — самовнушение. Оно должно быть позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным (нельзя внушать себе негативное); должно быть обличено в простые, четкие и типичные фразы в утвердительной форме без частицы «не» (я хочу, я могу и т. п.) и предполагает многократное повторение. (щёлк)

Но нужно помнить, что психологические методы саморегуляции достаточно индивидуальны, поэтому выпускникам и абитуриентам при подготовке и во время сдачи экзамена желательно найти свои собственные способы саморегуляции. Если это сложно сделать самостоятельно, можно обратиться за помощью к специалистам-психологам и с их помощью освоить различные техники самопомощи и саморегуляции.

Мини-сценка.Неудачное знакомство

Парень встречает на улице красивую девушку:

— Девушка, а чем вы будете заниматься завтра?

Девушка (грустно и зло): сдавать ЕГЭ.

Парень: Зачем же сразу хамить? Просто сказали бы – нет…

Накануне экзамена

Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. День перед экзаменом лучше посвятить сохранению хорошего физического состояния и психологического самочувствия. Необходимо прекратить всяческую подготовку (разумно это сделать ещё раньше, за два-три дня, но это под силу не каждому, так как страх перед предстоящим испытанием обычно пересиливает), дабы избежать эффекта «каши в голове». Необходимо в этот день выбрать щадящий режим: побольше отдыхать, предпочесть активному отдыху спокойный, избегать сильных физических и умственных нагрузок. Лучше всего провести этот день в хорошей компании и неспешных прогулках. В ночь перед экзаменом очень важно выспаться. Многие совершают ошибку: всю ночь перед экзаменом проводят за книгами, эффект такого поступка обратный — вместо того, чтобы систематизировать знания и осуществить прекрасный ответ на экзамене, мозг переутомляется, появляется эффект «тяжёлой головы» и человеку зачастую начинает казаться, что он «ничего не помнит». Поэтому не стоит напрягаться, а лучше лечь пораньше и проснуться со свежей головой и хорошими мыслями.