Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, здоровье школьника зависит от его питания. Неправильное питание может привести к плохому самочувствию или к серьезным проблемам со здоровьем.
Выводы по первой главе:
Здоровое питание — это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на улучшение организма, что в конечном итоге приводит к положительным внешним и внутренним результатам. Можно без преувеличения сказать, что научно обоснованные методы правильного питания являются неисчерпаемыми источниками приумножения здоровья детей различного возраста.
Здоровое питание следует прививать и начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни. Правильно питающиеся дети и взрослые меньше подвержены многим заболеваниям желудка, сердечно - сосудистыми заболеваниями.
Доступность средств здорового питания заключается в том, что они всегда под рукой, они не требуют сложностей и особо больших затрат; способы их применения не представляют затруднений.
Современные дети сегодня ведут активный и очень загруженный образ жизни: занимаются в различных секциях, участвуют в школьных мероприятиях, посещают кружки. Чтобы работоспособность и здоровье ребенка не ухудшались, нужно правильно составить распорядок дня и подобрать питание.
-
Рацион питания современного школьника
-
Пищевое поведение школьника
Пищевое поведения школьников формирует уровень здоровья подростков, питанию принадлежит одно из ведущих мест в развитии. Хронически неправильное питание ведет к недополучению организмом жизненно необходимых витаминов и микроэлементов, что снижает иммунозащитные реакции организма, а это влечет за собой восприимчивость к различным заболеваниям. Кроме того, на таком фоне все болезни протекают значительно тяжелее.
Данный индивидуальный проект имеет цель изучение и исследование рациона питания и влияния питания на здоровье школьников исследуемой выборки - обучающиеся 10-11 классов МБОУ «ШИСОО» села Самбург Пуровского района. Из них 62% - юноши, и 27% - девушки.
Объектом исследования является здоровое питание.
Предмет исследования: влияние питания на здоровье школьников.
Гипотеза нашего исследования заключается в том, что здоровое питание способствует улучшению успеваемости школьников, повышению их работоспособности, настроения, укреплению здоровья. Неправильное и несбалансированное питание приведёт к развитию различных заболеваний.
Используя опытно-экспериментальные материалы нам необходимо выявить предпочтение подростков к различным продуктам и рациону питания влияющим на здоровое питание.
Мы подобрали вопросы анкетирования «Как я питаюсь?» (Приложение 1), позволяющие выявить у школьников пищевое поведение. В качестве основного метода исследования мы использовали авторскую анонимною анкету из 11 пунктов. Анкета включала вопросы о поле, возрасте, характере и структуре рациона питания. На вопросы респонденты отвечали письменно, самостоятельно, ориентируясь на свои знания и свой повседневный опыт.
По результатам анкетирования, проведенного среди обучающихся, сделаны выводы о здоровом питании подростков. Результаты анкетирования представлены в сводной таблице (Приложение 2). В настоящее время большинство подростков имеют представления о здоровом питании и стараются питаться правильно. Далее проанализируем ответы обучающихся, связанные со значением здорового питания в их рационе. Результаты исследования наглядно показаны на рисунке 2.1.1.
Рис. 2.1.1. Мнение подростков о здоровом питании
Изучив результаты, мы видим, что 15% опрошенных не знают необходимости соблюдения определенного режима питания и 31%. стараются его соблюдать, другие 54% учеников стараются питаться правильно, соблюдают количество приемов пищи. А 50% считают, что у них правильный рацион, но они часто могут его нарушить, когда появляется возможность. 38% опрошенным родители пытаются навязать правильный рацион питания, но обучающиеся считают, что в этом нет смысла, 39% учеников предпочитают не завтракать по утрам, остальные 61% считают, что завтрак необходим.
В настоящее время рацион подростков состоит из фастфуда, чипсов, газированных напитков и т.п., что оказывает влияние на их здоровье. О частоте употребления вредной еды наглядно показано на рисунке 2.1.2.
Рис. 2.1.2. Как часто в вашем рационе бывает вредная еда?
При ответе на 4 вопрос анкеты мы выяснили, что 15% опрошенных употребляют вредную пищу каждый день, 65% употребляют не чаще одного раза в неделю и всего 19% стараются употреблять не чаще одного раза в месяц.
Далее проанализируем, как часто у подростков возникают проблемы со здоровьем. Результаты ответов показаны на рисунке 2.1.3.
Рис. 2.1.3. Проблемы со здоровьем
Как показывают данные диаграммы 50% опрошенных боль в желудке испытывают иногда, у 35% боли в желудке не бывает и 11% испытывают боль довольно часто.
При ответе на вопрос «Как часто у вас бывает слабость, кружится голова или вы быстро утомляетесь?» 39% отпрошенных ответили, что довольно часто бывает слабость, 19% чувствуют ее иногда и 42% никогда не ощущают.
Таким образом, анализ проведенного нами анкетирования показал, что большинство школьников придерживаются правильного питания, соблюдают режим, следят за тем, что едят. Подростки употребляют вредную еду не чаще одного раза в неделю и многие из них уже жалуются на боль в желудке, слабость, утомляемость.
Далее разработаем комплекс мер для повышения здорового питания школьников,
-
Комплекс мер для повышения здорового питания школьника
Изучив тему «Здоровое питание школьников», статистику по заболеваемости, проведённое нами анкетирование «Как я питаюсь?» нами предложено несколько правил, для повышения здорового питания школьников.
-
В результате проведённого нами анкетирования видно, что у 6 опрошенных на вопрос «Завтракаете ли Вы утром перед школой?» при ответе «нет», в ответах на вопросы: «Как часто вы чувствуете боль в желудке?» и «Как часто у Вас бывает слабость, кружится голова или Вы быстро утомляетесь?» отмечено «часто» или «иногда». И 4 из 6 испытуемых на вопрос «Посещаете ли вы школьную столовую» ответили «иногда» или «никогда», соответственно данная категория опрошенных до обеда голодает, что недопустимо для растущего организма.
Из вышесказанного выделим одно из важных правил: не пропускать завтрак. Завтрак в рационе питание является одним из главных приёмов пищи. Он снабжает организм энергией для успешной учёбы и занятий спортом в первой половине дня и от того, был ли завтрак питательным, вкусным и полезным, зависит работоспособность и самочувствие. Чаще всего из-за того, что дети не едят по утрам, у них появляются чувство головокружения, слабости, боли в желудке и т.д.
-
По статистике число школьников с хроническими заболеваниями и функциональными нарушениями за последние 10 лет увеличилось в 2 раза. К основным заболевания относятся заболевания желудочно-кишечным трактом, ожирение и сахарный диабет. Специалисты Роспотребнадзора утверждают, что это связано с неправильным питанием, избыточным потребление соли, сахара, мучных продуктов, недостаточным потребление овощей и фруктов [6].
Чтобы избежать развития хронических заболеваний подросткам необходимо: из рациона питания исключить фосфид, чипсы, газированные напитки, острую и жареную пищу. Сладости и мучные изделия одного раза в 1-2 недели. Также хочется отметить, что в пакетированных соках содержится большое количество сахара, их лучше заменить на свежевыжатые соки и при покупке готовых соков тщательно изучать их состав.
-
В результате опроса при ответе на вопрос «Питаетесь правильно, следите за тем, что едите (в рационе нет жаренной и острой пищи, а присутствует много овощей и фруктов)?» 7 опрошенных ответили «нет». Следовательно, у данных подростков в рационе питания фрукты и овощи присутствуют крайне редко, поэтому у них идёт нехватка витаминов, в результате может возникнуть авитаминоз.
Для насыщения организма витаминами и полезными питательными веществами в рацион школьника ежедневно включать свежие овощи и фрукты. Таким образом, значительно улучшаются питательные свойства рациона, так как со свежими овощами и фруктами организм получает важные и даже незаменимые вещества, такие как витамины, минеральные соли, органические кислоты и другие, совершенно необходимыми для человека вещества.