Файл: Методика совершенствования выносливости в игровых видах спорта (волейболе) по учебной дисциплине Игровые виды спорта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


— спортивные и подвижные игры, плавание и др. Специальные уп­ражнения — подводящие (для овладения основами техники, тактики игры и их совершенствования) и подготовительные (для развития специальных фи­зических качеств и функциональных возможностей организма спортсменов).

Основные упражнения можно применять и для повышения общей и специальной работоспособности организма волейболистов. По характеру от­ветных физиологических реакций эти упражнения делятся на следующие группы:

а) упражнения преимущественно аэробного воздействия

б) упражнения для развития общей выносливости и скоростно-силовых качеств.

в)  упражнения для развития специальной выносливости

Основным показателем аэробной производительности организма яв­ляется максимальное потребление кислорода (МПК), которое зависит от дея­тельности систем кровообращения и дыхания (частота сердечных сокраще­ний, минутный и ударный объем сердца, скорость кровотока, жизненная ем­кость легких, максимальная легочная вентиляция, тканевая утилизация ки­слорода и др.) ( Лаптев А.П. 1991г).

Поэтому развитие общей выносливости выражается, прежде всего, в повышении производительности сердца и систем внешнего дыхания. Высо­коразвитые аэробные возможности являются хорошей базой для развития специальной выносливости. Для развития общей выносливости необходимо продолжительное воздействие нагрузки на организм спортсмена. Наиболее эффективны упражнения, в которых участвует большое количество мышеч­ных групп, работа которых создает «мышечный» насос, способствующий хорошему кровообращению. К ним можно отнести спортивные игры, крос­совый бег, лыжные гонки, плавание и др. Как правило, общая выносливость квалифицированных волейболистов развивается на начальных этапах подго­товки к основным соревнованиям, а на этапах специальной подготовки и в период соревнований упражнения на общую выносливость применяются как восстановительные средства.

Выполнение физических упражнений длительное время без снижения работоспособности характеризует выносливость спортсмена. Игровая на­грузка в волейболе, характеризуется преимущественно скоростно-силовой выносливостью, т.е. способностью длительное время выполнять движения с определенной силой и быстротой. При высокой физической и эмоциональ­ной нагрузке от волейболиста требуется развитие общей и специальной вы­носливости. Развитие специальной выносливости во многом зависит от об­щей выносливости, характеризующейся высоким уровнем деятельности всех функций и систем организма занимающегося.


Общая выносливость помогает успешно справляться с продолжитель­ной работой на учебно-тренировочных занятиях и на соревнованиях, быст­рее восстанавливаться. Специальная выносливость позволяет бороться с утомлением, способствует эффективному применению технических приемов и тактических действий в учебных играх и соревнованиях, обеспечивает на­дежность игровых навыков.

Для воспитания общей выносливости применяются методы:

  • • методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный);

  • • методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный);

  • • соревновательный и игровой методы;

  • • метод круговой тренировки.

Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. При этом волейболист стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп, величину усилий, амплитуду движений. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью.

Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движения, величины усилий и т.п.

Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой и со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха. Как правило, интервалы отдыха между упражнениями 1-3 минут (иногда по 15-30 секунд). Таким образом, тренирующее воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения, сколько в период отдыха. Такие нагрузки оказывают преимущественно аэробно - анаэробное воздействие на организм.

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно в круг включаются 6-10 упражнений («станций»), которые волейболисты проходят от 1 до 3 раз.

Соревновательный метод предусматривает использование различных соревнований в качестве средств повышения уровня выносливости волейболистов.

Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.

Используя тот или иной метод для воспитания выносливости, каждый раз тренер обязан определять конкретные параметры нагрузки на предстоящую тренировку.

На начальном этапе воспитания аэробных возможностей юных волейболистов рекомендуется применять равномерный метод. Это объясняется тем, что слаженность деятельности систем,

обеспечивающих потребление кислорода, повышается в процессе самой работы (выполнение упражнений).

Примерные упражнения общего воздействия.

  • 1. Длительный непрерывный гладкий бег продолжительностью от 5 до 20 мин в зависимости от возраста, пола и подготовленности (вариант: кроссовый бег).

  • 2. Длительный переменный бег.

  • 3. Быстрая ходьба и бег в воде (глубина чуть выше колен, по пояс, по грудь).

  • 4. Эстафеты в воде (беговые).

  • 5. Игры с мячом в воде.

  • 6. Плавание без отдыха.

  • 7. Игра - «хоккей руками» - выкатить набивной мяч за линию команду соперника.

  • 8. Игра в баскетбол.

  • 9. Игра в гандбол.

  • 10. Футбол в зале и на песке.

  • 11. Бег на лыжах.

  • 12. Подъем на лыжах на горку и спуск с неё.

  • 3.8.3. Специальная выносливость

Это выносливость по отношению к определенной деятельности.

В волейболе специальная выносливость - способность волейболиста к эффективному выполнению технико-тактических действий (игровой деятельности) на протяжении отдельно взятой игры и турнира в целом преодолевая утомление.

Специальная выносливость в волейболе является очень сложным многокомпонентным качеством. Её структура определяется спецификой волейбола, как игры, её отдельными составляющими, а так же положением соревнований.

Специальная выносливость в волейболе классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (выполнение нападающих ударов, блокирование, подача в прыжке - прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например тренировочная, игровая, соревновательная); по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например силовая выносливость, скоростная выносливость, и т.п.).

Таким образом специальную выносливость волейболистов можно представить, как:

  • • скоростная;

  • • прыжковая;

  • • тренировочная;

  • • игровая;

  • • соревновательная.

Тренировочная выносливость - выражается в показателях суммарного объема и интенсивности специфической работы волейболистов, выполняемой в тренировочных занятиях.

Средствами являются упражнения, запланированные на данное занятие. Нагрузка выражается варьированием объема и интенсивности.

Заключение

Основными методами воспитания общей выносливости являются равномерный метод тренировки, различные варианты
переменного метода, игровой метод.
Нагрузки должны строго соответствовать возрастным особенностям юных волейболистов и оказывать разностороннее воздействие на организм спортсмена.
В процессе многолетней подготовки необходимо продолжать работу над совершенствованием общей выносливости волейболистов
как базы специальной.
К эффективным средствам воспитания общей выносливости относятся: длительный бег и кроссы с различной интенсивностью;
спортивные и подвижные игры; ходьба на лыжах; катание на коньках; езда на велосипеде, плавание и т.д.
К методам воспитания общей выносливости, применяемым на этапе начальной подготовки, прибавляется метод круговой
тренировки. Тренеру необходимо использовать оптимальное сочетание этих методов в различные периоды годичного цикла
тренировки, не отдавая предпочтения какому-либо.Необходимо тщательно дозировать тренировочные нагрузки,
связанные с воспитанием и совершенствованием выносливости.
При неправильном использовании средств и методов тренировки, формировании нагрузок могут возникнуть отрицательные
последствия для организма юных волейболистов.

Скоростную выносливость можно рассматривать как проявление способности организма противостоять утомлению при выполнении волейболистом различных перемещений с высокой скоростью на протяжении всей игры.
Наиболее эффективными средствами воспитания скоростной выносливости являются: перемещения в различных направлениях
с максимальной скоростью, продолжительность от 10 до 30 с в одной серии, 2-5 серий в одном занятии, отдых 1-3 мин; то же, но с падениями; выполнение технических приемов (передача сверху двумя руками, снизу двумя руками, блок) после перемещения, продолжительность от 10 до 30 с, интенсивность и быстрота перемещения максимальная, отдых 1-3 мин, 2-3 серии.
Основными методами воспитания скоростной выносливости являются: повторный, интервальный и соревновательный.

Прыжковая выносливость — способность волейболиста к многократному выполнению прыжков на оптимальную высоту.
Средства воспитания прыжковой выносливости: прыжковые упражнения со скакалкой, многократное напрыгивание на

предмет, имитационные упражнения (выполнение блока, нападающего удара), игровые упражнения (выполнения от 10 до 15-18 нападающих ударов подряд и т.д.).
Методы: повторный, интервальный, соревновательный, круговой.

Игровая выносливость — способность вести игру в высоком темпе без снижения эффективности технических приемов и
тактических действий. Игровая выносливость совершенствуется увеличением на тренировочных занятиях количества сыгранных
партий до 6-7, уменьшением количества игроков в командах до 4-3 с заполнением перерывов между партиями игрой в баскетбол 5-7 мин, выполнением прыжковых или беговых упражнений и т.д.
Список использованных источников


  1. Буров, А. Э. Диагностика и оценка профессионально важных качеств в практике профессионально-прикладной физической культуры : практикум / А. Э. Буров, О. А. Ерохина. — Саратов : Вузовское образование, 2022. — 160 c. — ISBN 978-5-4487-0816-9. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/116614.html

  2. Иваницкий, М. Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии) : учебник для институтов физической культуры / М. Ф. Иваницкий ; под редакцией Б. А. Никитюка, А. А. Гладышевой, Ф. В. Судзиловского. — 16-е изд. — Москва : Издательство «Спорт», 2022. — 624 c. — ISBN 978-5-907225-77-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/116355.html

  3. Зайцева, И. П. Физическая культура. Теоретический зачет для студентов III курса специальной медицинской группы «Б» : учебное пособие для СПО / И. П. Зайцева. — Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2022. — 259 c. — ISBN 978-5-4488-1471-6, 978-5-4497-1477-0. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/116763.html 

  4. Физическая культура и спорт в современных профессиях : учебное пособие / А. Э. Буров, И. А. Лакейкина, М. Х. Бегметова, С. В. Небратенко. — Саратов : Вузовское образование, 2022. — 261 c. — ISBN 978-5-4487-0807-7. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/116615.html

9. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк. - М.: Академия (Academia), 2016. - 382 c.