Файл: Программа дополнительного образования Клуб начинающих медиаторов Я могу помочь! для обучающихся 79 классов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МУНИЦИАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Утверждаю»

Директор школы

_________/Губанова А. С./

«__»_____________20____г.

ПРОГРАММА

дополнительного образования

Клуб начинающих медиаторов

«Я могу помочь!»

для обучающихся 7-9 классов

Срок реализации программы: 1 месяц

Составитель: социальный педагог

Свиридова Елена Николаевна

Архангельское 2020

Пояснительная записка

Образовательное пространство школы, где совмещены дети разных возрастов и культур, социальных слоев, национальностей является потенциально конфликтным. В настоящее время случаи конфликтов между обучающимися с физическим и моральным насилием, буллинг, проявления необоснованной детской и родительской агрессии в адрес преподавательского состава и образовательных организаций не редкость. Однако, несмотря на публичное обсуждение подобных ситуаций, привлечение к решению данных проблем специалистов, ситуация, в целом, не меняется. Традиционные средства разрешения конфликтов, которые применялись в образовании педагогами до недавнего времени, такие, как беседа и увещевания, наложение дисциплинарных, административных взысканий, больше похожие на наказание, зачастую не помогают разрешить спор, преодолеть конфликт.

Программа направлена на внедрение медиативно-восстановительных способов и механизмов предупреждения и разрешения конфликтов с участием детей и подростков, обучающихся в образовательной организации.

Нормативно-правовое обоснование программы: данная программа разработана в соответствии с Рекомендациями Минобрнауки от 18.11.2013 по организации службы школьной медиации;

-Концепцией развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2013 года № 1430);


-Приказ департамента образования, науки и молодежной политики № 810 от 21.07.2014 г. о создании служб школьной медиации в образовательных организациях Воронежской области.

Актуальность данной программы обусловлена потребностью образовательных организаций в повышении психологической безопасности образовательной среды с помощью развития конфликтологической компетентности всех участников образовательного процесса и недостаточностью использования метода школьной медиации и восстановительного подхода в настоящее время.

Новизна программы основана на привлечении подростков («группы равных») из числа обучающихся к формированию бесконфликтного пространства в школе. «Группы равных» – это группы учащихся, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения и разрешения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников. Действия медиаторов волонтеров в их работе по распространению знаний о медиации и об основах позитивного общения среди младших и средних школьников курируют руководители, которые прошли обучение методу школьной медиации.

Цель: подготовка ко-медиаторов из числа обучающихся в образовательной организации для содействия профилактике и разрешению межличностных конфликтов, повышению уровня психологической безопасности образовательной среды.

Задачи:

- формирование и обучение «группы равных», готовых использовать техники и инструменты, применяемые в работе СМ при разрешении конфликтных ситуаций, возникающих между сверстниками;

- содействие профилактике агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди обучающихся, профилактика преступности среди несовершеннолетних;

- снижение деструктивного влияния возникающих конфликтов между сверстниками.

Школьная медиация – это своеобразная школа общения. Программа обучения ко-медиаторов включает в себя обучение навыкам конструктивного взаимодействия с другими людьми, умению предотвращать и разрешать спорные и конфликтные ситуации всех участников образовательного процесса

, что согласуется с приоритетами, обозначенными в Федеральных государственных стандартах общего образования.
Категория участников: обучающиеся 7-9 классов МКОУ «Архангельская СОШ», заинтересованных в обучении навыкам медиации конфликтов.

Условия набора подростков в группу: принимаются все желающие. Предназначена для группы подростков в количестве 6-12 человек.
Срок реализации программы: 1 месяц.
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, помещение, оборудованное доской (флипчартом), предназначенное для групповой работы, материалы для рисования и записи (в достаточном количестве): фломастеры, карандаши, ручки; бумага формата А4, А3 (в достаточном количестве).
Форма и режим занятий.

Программа предполагает групповую форму работы в формате мини-лекций, семинаров - практикумов, занятий с элементами тренинга, практических занятий, психологических игр, демонстрации фильмов с последующей дискуссией. Программа рассчитана на 24 занятия по 2 академических часа, три раза в неделю.
Прогнозируемый результат реализации программы

- формирование у подростков - ко-медиаторов готовности к осуществлению медиации подростковых конфликтов в условиях образовательного учреждения, которая проявляется в конструктивной мотивации к осуществлению функций медиатора;

- владение знаниями о природе конфликтов, этапах медиации конфликтов между обучающимися в условиях образовательного учреждения;

- владение навыками осуществления медиации конфликтов между обучающимися в условиях образовательного учреждения.
Оценка эффективности реализации программы

Форма оценки

Показатель эффективности

Педагогическое наблюдение

Процент обучающихся, желающих пройти (прошедших) обучение.

Практические занятия

Процент участия слушателей в ролевых играх в качестве ведущих восстановительных программ

Анализ результатов групповых занятий

Процент положительных отзывов, полученных от учащихся, родителей, педагогов и администрации школы в конце всех занятий.

Работа СШМ

Включение обучающихся, прошедших обучение, в СШМ (их участие в работе).




Формы подведения итогов реализации программы: выступление агитбригады, выставки творческих работ, соревнования.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название темы

Всего часов

Из них теоретических

Из них практических

1.


Вводное занятие

1

0

1

2.

Что такое медиация? Роль медиатора. Структура медиации


3

2

1

3.

Тактика поведения в конфликте

1

0

1

4.

Общение и умение слушать.

3

0

3

5.

Конфликт. Правила ведения споров. Возникли проблемы: что делать?

5

1

4

6.

Наши сходства и различия.

2

1

1

7.

Эмоции и чувства. Стресс.

4

1

3

8.

Откуда медиатору взять столько сил и терпения?

2

1

1

9.

Практические навыки ведения процедуры медиации.

2

0

2

10.

Итоговое занятие

1

0

1

11.

Всего

24

6

18


Содержание изучаемого курса


№ п/п

Название темы

Содержание

Форма проведения

Количество часов

1.


Вводное занятие

Встреча «Вкусным чаем друзей встречаем!» Знакомство с участниками группы. Правила занятий. Краткое содержание курса.

занятие-встреча (чаепитие)

1

2.

Что такое медиация? Роль медиатора. Структура медиации


Что такое медиация? Роль медиатора.


мини-лекция

1

Каким должен быть «настоящий медиатор»? Упражнения «Интервью», «Качества медиатора», «Рассказ от имени предмета».

семинар-практикум

1

Структура медиации.

мини-лекция

1

3.

Тактика поведения в конфликте

Поиск позитивных аспектов среди подростков. Тесты конфликтности и тактика поведения в конфликте общении (Методика Басса-Дарки, Томаса-Килмена)

диагностика

1

4.

Общение и умение слушать.

Навыки слушания. Общение и умение слушать.

семинар-практикум

1

Навыки самообладания при общении с неприятными вам людьми. Как управлять своим состоянием и как его изменить.

семинар-практикум

1

Самоконтроль в общении. Упражнение «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы».

занятие с элементами тренинга

1

5.

Конфликт. Правила ведения споров. Возникли проблемы: что делать?

Знакомство с понятием «конфликт».

мини-лекция, работа с кейсом

1

Изучение правил ведения споров.

Упражнения «Комплимент», «Я спешу».

Ролевая игра «Контакты».

занятие с элементами тренинга

1

Упражнения «Передерни веревочку», «Хвосты», «Наблюдательные марсиане», «Покажи ситуацию».

занятие с элементами тренинга

1

Работа в малых группах. Упражнения «Выход из контакта», «Выражаем благодарность».

практикум

1

Возникли проблемы: что делать? Упражнения «Ответ без размышлений», «Шапка вопросов», «Рецепт хорошей медиации»

занятие с элементами тренинга

1

6.

Наши сходства и различия.

Наши сходства и различия.

мини-лекция + практика

1

Проблемные вопросы. Упражнение «Поиск сходства». Упражнение «На льдине».

занятие с элементами тренинга

1

7.

Эмоции и чувства. Стресс.

Знакомство с понятием «эмоции», «чувства». Особенности эмоционального общения

мини-лекция, работа с кейсом

1

Эмоции и чувства.

семинар-практикум

1

Разминка «Привет себе».

Упражнение «Испорченный телефон».

Упражнение «Рисование по инструкции».

Практическая работа: «Польза и вред эмоций».

занятие с элементами тренинга

1

Стресс. Упражнения:«Угадай эмоцию», «Передай чувство мимикой», «Передай чувство, только голосом».

семинар-практикум

1

8.

Откуда медиатору взять столько сил и терпения?

Откуда медиатору взять столько сил и терпения?

мини-лекция

1

Упражнения «Благодарность», «Страшилка», «Аптечка самопомощи».

занятие с элементами тренинга

1

9.

Практические навыки ведения процедуры медиации.

Чему мы научились? Практические навыки ведения процедуры медиации.

практикум

1

Восстановительная медиация.

практикум

1

10.

Итоговое занятие

Подведение итогов работы. Подготовка и представление результата деятельности группы.

практикум

1

Всего

24



Список литературы:

  1. Подготовка медиаторов-волонтеров («групп равных») в школе : методический сборник / сост. С. К. Рыженко. Краснодар, 2018. 118 с.Электронная версия.

  2. Программа «Деятельность команды медиаторов (учащиеся) школьной службы примирения «Цепочка мира» (программа обучения «группы равных») Составитель: Звонкова М.В. , руководитель школьной службы медиации Барабинск, 2017г. Электронная версия.

  3. Алахвердова О.В.,  Карпенко А.Д. Медиация - конструктивное разрешение конфликтов. СПб, 2008.  Электронная версия.

  4.  Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2014. Электронная версия.

  5. Солдатова Г.В. Служба медиации в образовательной организации: Учебно-методическое пособие. СПб.,2015   

  6.   Шамликашвили Ц.А. Основы медиации как процедуры урегулирования споров. Учебное пособие.-М., 2013   

  7.    Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2007. 352 с.

  8.    Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2016

  9. Шабалина В.В. Виртуальная мастерская: подготовка посредников – волонтеров подростковой психологической службы. – СПб., 2001. Электронная версия.

  10. Колеченко А. «Ученическое посредничество в школьных конфликтах», 2015 г. Электронная версия.

  11. Гребенкин Е.В. «Школьная конфликтология для педагогов и родителей», Феникс, 2013 г.