Файл: Программа дополнительного образования Клуб начинающих медиаторов Я могу помочь! для обучающихся 79 классов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МУНИЦИАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю»
Директор школы
_________/Губанова А. С./
«__»_____________20____г.
ПРОГРАММА
дополнительного образования
Клуб начинающих медиаторов
«Я могу помочь!»
для обучающихся 7-9 классов
Срок реализации программы: 1 месяц
Составитель: социальный педагог
Свиридова Елена Николаевна
Архангельское 2020
Пояснительная записка
Образовательное пространство школы, где совмещены дети разных возрастов и культур, социальных слоев, национальностей является потенциально конфликтным. В настоящее время случаи конфликтов между обучающимися с физическим и моральным насилием, буллинг, проявления необоснованной детской и родительской агрессии в адрес преподавательского состава и образовательных организаций не редкость. Однако, несмотря на публичное обсуждение подобных ситуаций, привлечение к решению данных проблем специалистов, ситуация, в целом, не меняется. Традиционные средства разрешения конфликтов, которые применялись в образовании педагогами до недавнего времени, такие, как беседа и увещевания, наложение дисциплинарных, административных взысканий, больше похожие на наказание, зачастую не помогают разрешить спор, преодолеть конфликт.
Программа направлена на внедрение медиативно-восстановительных способов и механизмов предупреждения и разрешения конфликтов с участием детей и подростков, обучающихся в образовательной организации.
Нормативно-правовое обоснование программы: данная программа разработана в соответствии с Рекомендациями Минобрнауки от 18.11.2013 по организации службы школьной медиации;
-Концепцией развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2013 года № 1430);
-Приказ департамента образования, науки и молодежной политики № 810 от 21.07.2014 г. о создании служб школьной медиации в образовательных организациях Воронежской области.
Актуальность данной программы обусловлена потребностью образовательных организаций в повышении психологической безопасности образовательной среды с помощью развития конфликтологической компетентности всех участников образовательного процесса и недостаточностью использования метода школьной медиации и восстановительного подхода в настоящее время.
Новизна программы основана на привлечении подростков («группы равных») из числа обучающихся к формированию бесконфликтного пространства в школе. «Группы равных» – это группы учащихся, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при разрешении споров, предупреждения и разрешения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников. Действия медиаторов волонтеров в их работе по распространению знаний о медиации и об основах позитивного общения среди младших и средних школьников курируют руководители, которые прошли обучение методу школьной медиации.
Цель: подготовка ко-медиаторов из числа обучающихся в образовательной организации для содействия профилактике и разрешению межличностных конфликтов, повышению уровня психологической безопасности образовательной среды.
Задачи:
- формирование и обучение «группы равных», готовых использовать техники и инструменты, применяемые в работе СМ при разрешении конфликтных ситуаций, возникающих между сверстниками;
- содействие профилактике агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди обучающихся, профилактика преступности среди несовершеннолетних;
- снижение деструктивного влияния возникающих конфликтов между сверстниками.
Школьная медиация – это своеобразная школа общения. Программа обучения ко-медиаторов включает в себя обучение навыкам конструктивного взаимодействия с другими людьми, умению предотвращать и разрешать спорные и конфликтные ситуации всех участников образовательного процесса
, что согласуется с приоритетами, обозначенными в Федеральных государственных стандартах общего образования.
Категория участников: обучающиеся 7-9 классов МКОУ «Архангельская СОШ», заинтересованных в обучении навыкам медиации конфликтов.
Условия набора подростков в группу: принимаются все желающие. Предназначена для группы подростков в количестве 6-12 человек.
Срок реализации программы: 1 месяц.
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, помещение, оборудованное доской (флипчартом), предназначенное для групповой работы, материалы для рисования и записи (в достаточном количестве): фломастеры, карандаши, ручки; бумага формата А4, А3 (в достаточном количестве).
Форма и режим занятий.
Программа предполагает групповую форму работы в формате мини-лекций, семинаров - практикумов, занятий с элементами тренинга, практических занятий, психологических игр, демонстрации фильмов с последующей дискуссией. Программа рассчитана на 24 занятия по 2 академических часа, три раза в неделю.
Прогнозируемый результат реализации программы
- формирование у подростков - ко-медиаторов готовности к осуществлению медиации подростковых конфликтов в условиях образовательного учреждения, которая проявляется в конструктивной мотивации к осуществлению функций медиатора;
- владение знаниями о природе конфликтов, этапах медиации конфликтов между обучающимися в условиях образовательного учреждения;
- владение навыками осуществления медиации конфликтов между обучающимися в условиях образовательного учреждения.
Оценка эффективности реализации программы
Форма оценки | Показатель эффективности |
Педагогическое наблюдение | Процент обучающихся, желающих пройти (прошедших) обучение. |
Практические занятия | Процент участия слушателей в ролевых играх в качестве ведущих восстановительных программ |
Анализ результатов групповых занятий | Процент положительных отзывов, полученных от учащихся, родителей, педагогов и администрации школы в конце всех занятий. |
Работа СШМ | Включение обучающихся, прошедших обучение, в СШМ (их участие в работе). |
Формы подведения итогов реализации программы: выступление агитбригады, выставки творческих работ, соревнования.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Всего часов | Из них теоретических | Из них практических |
1. | Вводное занятие | 1 | 0 | 1 |
2. | Что такое медиация? Роль медиатора. Структура медиации | 3 | 2 | 1 |
3. | Тактика поведения в конфликте | 1 | 0 | 1 |
4. | Общение и умение слушать. | 3 | 0 | 3 |
5. | Конфликт. Правила ведения споров. Возникли проблемы: что делать? | 5 | 1 | 4 |
6. | Наши сходства и различия. | 2 | 1 | 1 |
7. | Эмоции и чувства. Стресс. | 4 | 1 | 3 |
8. | Откуда медиатору взять столько сил и терпения? | 2 | 1 | 1 |
9. | Практические навыки ведения процедуры медиации. | 2 | 0 | 2 |
10. | Итоговое занятие | 1 | 0 | 1 |
11. | Всего | 24 | 6 | 18 |
Содержание изучаемого курса
№ п/п | Название темы | Содержание | Форма проведения | Количество часов |
1. | Вводное занятие | Встреча «Вкусным чаем друзей встречаем!» Знакомство с участниками группы. Правила занятий. Краткое содержание курса. | занятие-встреча (чаепитие) | 1 |
2. | Что такое медиация? Роль медиатора. Структура медиации | Что такое медиация? Роль медиатора. | мини-лекция | 1 |
Каким должен быть «настоящий медиатор»? Упражнения «Интервью», «Качества медиатора», «Рассказ от имени предмета». | семинар-практикум | 1 | ||
Структура медиации. | мини-лекция | 1 | ||
3. | Тактика поведения в конфликте | Поиск позитивных аспектов среди подростков. Тесты конфликтности и тактика поведения в конфликте общении (Методика Басса-Дарки, Томаса-Килмена) | диагностика | 1 |
4. | Общение и умение слушать. | Навыки слушания. Общение и умение слушать. | семинар-практикум | 1 |
Навыки самообладания при общении с неприятными вам людьми. Как управлять своим состоянием и как его изменить. | семинар-практикум | 1 | ||
Самоконтроль в общении. Упражнение «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы». | занятие с элементами тренинга | 1 | ||
5. | Конфликт. Правила ведения споров. Возникли проблемы: что делать? | Знакомство с понятием «конфликт». | мини-лекция, работа с кейсом | 1 |
Изучение правил ведения споров. Упражнения «Комплимент», «Я спешу». Ролевая игра «Контакты». | занятие с элементами тренинга | 1 | ||
Упражнения «Передерни веревочку», «Хвосты», «Наблюдательные марсиане», «Покажи ситуацию». | занятие с элементами тренинга | 1 | ||
Работа в малых группах. Упражнения «Выход из контакта», «Выражаем благодарность». | практикум | 1 | ||
Возникли проблемы: что делать? Упражнения «Ответ без размышлений», «Шапка вопросов», «Рецепт хорошей медиации» | занятие с элементами тренинга | 1 | ||
6. | Наши сходства и различия. | Наши сходства и различия. | мини-лекция + практика | 1 |
Проблемные вопросы. Упражнение «Поиск сходства». Упражнение «На льдине». | занятие с элементами тренинга | 1 | ||
7. | Эмоции и чувства. Стресс. | Знакомство с понятием «эмоции», «чувства». Особенности эмоционального общения | мини-лекция, работа с кейсом | 1 |
Эмоции и чувства. | семинар-практикум | 1 | ||
Разминка «Привет себе». Упражнение «Испорченный телефон». Упражнение «Рисование по инструкции». Практическая работа: «Польза и вред эмоций». | занятие с элементами тренинга | 1 | ||
Стресс. Упражнения:«Угадай эмоцию», «Передай чувство мимикой», «Передай чувство, только голосом». | семинар-практикум | 1 | ||
8. | Откуда медиатору взять столько сил и терпения? | Откуда медиатору взять столько сил и терпения? | мини-лекция | 1 |
Упражнения «Благодарность», «Страшилка», «Аптечка самопомощи». | занятие с элементами тренинга | 1 | ||
9. | Практические навыки ведения процедуры медиации. | Чему мы научились? Практические навыки ведения процедуры медиации. | практикум | 1 |
Восстановительная медиация. | практикум | 1 | ||
10. | Итоговое занятие | Подведение итогов работы. Подготовка и представление результата деятельности группы. | практикум | 1 |
Всего | 24 |
Список литературы:
-
Подготовка медиаторов-волонтеров («групп равных») в школе : методический сборник / сост. С. К. Рыженко. Краснодар, 2018. 118 с.Электронная версия. -
Программа «Деятельность команды медиаторов (учащиеся) школьной службы примирения «Цепочка мира» (программа обучения «группы равных») Составитель: Звонкова М.В. , руководитель школьной службы медиации Барабинск, 2017г. Электронная версия. -
Алахвердова О.В., Карпенко А.Д. Медиация - конструктивное разрешение конфликтов. СПб, 2008. Электронная версия. -
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2014. Электронная версия. -
Солдатова Г.В. Служба медиации в образовательной организации: Учебно-методическое пособие. СПб.,2015 -
Шамликашвили Ц.А. Основы медиации как процедуры урегулирования споров. Учебное пособие.-М., 2013 -
Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2007. 352 с. -
Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2016 -
Шабалина В.В. Виртуальная мастерская: подготовка посредников – волонтеров подростковой психологической службы. – СПб., 2001. Электронная версия. -
Колеченко А. «Ученическое посредничество в школьных конфликтах», 2015 г. Электронная версия. -
Гребенкин Е.В. «Школьная конфликтология для педагогов и родителей», Феникс, 2013 г.