Файл: Учебное пособие Под редакцией В. И. Бариленко Омегал москва, 2009.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 841
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- оценка динамики и выполнение плана по качеству по обобщающим показателям;
- анализ технического уровня и качества продукции по единичным и комплексным показателям;
- анализ брака и рекламаций;
- оперативный анализ качества производственных процессов;
- оценка системы управления качеством.
Источники
информации:
материалы проверок качества, рекламаций, бухгалтерского учета, технических служб, бухгалтерской и статистической отчетности.
На многих предприятиях качество продукции оценивается по сортам. При этом анализ качества может строиться на расчете средних коэффициентов сортности и выявлении потерь от пониженной сортности (т.к. за понижение сортности — скидки с цены).
Средний коэффициент сортности определяется, как отношение стоимости всей разносортной продукции к ее стоимости по цене первого сорта.
∑ pi x qi
К сорт = ______________
∑ p1 x q1
где pi — цена единицы продукции i -того сорта (1.2.3.....);
p1 — цена продукции 1-го сорта;
qi — количество единиц продукции i- того сорта.
Q1 — количество единиц продукции 1-го сорта.
3.6. Анализ брака в производстве
Косвенным показателем качества продукции является брак, отражающий качество организации и выполнения производственного процесса по изготовлению продукции.
Брак — это изделия или детали, не соответствующие по своим свойствам уровню требований ГОСТов. ТУ, договоров и не пригодные для использования по прямому назначению, не принимается ОТК и не включается в готовую продукцию.
Виды брака:
- планируемый и не планируемый брак;
- исправимый и неисправимый брак — потери от брака равны стоимости окончательного брака + затраты на исправление брака, суммы взысканные с виновников и другие компенсации;
- внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителей).
Задачи анализа брака:
♦ анализ затрат на брак (себестоимость окончательных затрат и затрат на исправление брака);
♦ анализ компенсаций (стоимость брака на цель возможного использования, удержания с лиц — виновников, суммы, взысканные с поставщиков);
♦ анализ потерь от брака (динамика, удельный вес в себестоимости и т.п.);
♦ анализ влияния брака на объем продукции.
Следует определить уровень брака как удельный вес затрат на брак в цеховой себестоимости товарной продукции.
Цеховая. себестоимость = себестоимость товарной продукции — коммерческие расходы — общехозяйственные расходы — расходы на освоение производства — потери от брака — прочие расходы.
Например: объем товарной продукции =150000 руб.; затраты на брак 200 руб.; цеховая себестоимость ТП = 100000 руб.; уровень брака = 200 : 100000 х 100 = 0,2 %.
После этого можно определить и объем продукции , недополученной в результате допущенного брака.
Δ Q = фактический объем товарной продукции (тыс. руб.) х уровень брака = (150000 х 0.2)
/100 = 300 тыс. руб.
Необходим анализ причин и разработка мер по их устранению.
3.7. Анализ продаж готовой продукции
Реализация продукции является важнейшим этапом хозяйственной деятельности предприятия и завершающей стадией кругооборота его средств, в ходе которой формируются финансовые результаты. Реализация продукции — это факт признания продукции предприятия рынком.
Объем реализованной продукции определяется выручкой или доходом от реализации продукции. В соответствии со ст. 249 гл. 25 Налогового кодекса РФ доходом
от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), иное имущество либо имущественные права и выраженных в денежной и (или) натуральной формах, с учетом положений ст. 271 и 273 гл. 25 НК РФ.
Статьями 271 и 273 гл. 25 НК РФ установлены два способа определения доходов для целей налогообложения: по методу начисления и по кассовому методу.
Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается предприятием на длительный срок (ряд лет) исходя из условий хозяйствования, заключаемых договоров, требований бухгалтерского и налогового законодательства и закрепляется в его учетной политике. Таким образом, в настоящее время существуют два способа определения выручки от реализации продукции, работ, услуг: по оплате и по отгрузке. При этом следует учитывать, что предприятиям предоставлена лишь видимая свобода выбора, т.к. бухгалтерский баланс, предоставляемый в налоговую инспекцию, составляется «по отгрузке». Соответственно в целях взаимоувязки показателей отчетности форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» так же должна быть составлена «по отгрузке». Однако, если в учетной политике предприятия закреплен метод определения выручки от реализации продукции «по оплате», оно дополнительно составляет формы отчетности по этому методу.
Поскольку анализ реализации затрагивает практически все сферы хозяйственной деятельности предприятия, то его проведение с привязкой к какой-либо одной форме отчетности практически невозможно. Основными источниками информации для изучения тенденций изменения реализации продукции служат: z «Бухгалтерский баланс» форма № 1; z «Отчет о прибылях и убытках» форма № 2; z статистическая форма отчетности № 1-п «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о производстве отдельных видов продукции в ассортименте» и форма № 1-п срочная (месячная).
Дополнительно для анализа могут быть привлечены данные синтетического и аналитического бухгалтерского учета о производстве продукции, ее отгрузке, об остатках
нереализованной продукции, материалы маркетинговых исследований, пояснительная записка с принципами учетной политики и т.д.
Основными задачами анализа являются:
- оценка динамики показателя реализации продукции и бизнес-плана предприятия;
- проверка выполнения договоров на поставку продукции и своевременности оплаты этой продукции покупателями;
- выявление влияния факторов, воздействующих на изменение объема реализованной продукции на финансовые результаты предприятия;
- выявление резервов возможного увеличения объема реализации продукции;
- определение критической точки производства и запаса финансовой прочности предприятия;
- обобщение результатов анализа и разработка на их основе мероприятий направленных на увеличение выручки от реализации продукции.
Для характеристики объема производства и реализации продукции в стоимостном выражении традиционно принято использовать следующие показатели:
Основными задачами анализа являются:
- оценка динамики показателя реализации продукции и бизнес-плана предприятия;
- проверка выполнения договоров на поставку продукции и своевременности оплаты этой продукции покупателями;
- выявление влияния факторов, воздействующих на изменение объема реализованной продукции на финансовые результаты предприятия;
- выявление резервов возможного увеличения объема реализации продукции;
- определение критической точки производства и запаса финансовой прочности предприятия;
- обобщение результатов анализа и разработка на их основе мероприятий направленных на увеличение выручки от реализации продукции.
Для характеристики объема производства и реализации продукции в стоимостном выражении традиционно принято использовать следующие показатели:
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 35
Валовая продукция — это стоимость всей произведенной продукции, включая незавершенное производство.
Реализованная продукция — в зависимости от принятой на предприятии учетной политики в качестве реализованной продукции рассматривается либо отгруженная и уже оплаченная потребителями продукция (метод «по оплате»), либо отгруженная, но еще не оплаченная потребителями продукция (метод «по отгрузке»).
Товарная продукция — стоимость произведенной продукции без учета внутреннего оборота и незавершенного производства.
Традиционно анализ реализации продукции начинают с оценки динамики и выполнения плана по объему реализации продукции. В наиболее общем виде анализ динамики по объему и реализации продукции нарастающим итогом с начала года проводится по данным статистической отчетности (форма № 1-п и форма № 1-п срочная).
При этом следует отметить, что в ходе анализа нельзя ограничиваться сопоставлением фактических показателей объема реализации продукции за различные периоды т.к. изменения цен (особенно в условиях инфляции) могут существенно исказить результаты анализа. Поэтому оценку реальных изменений объема реализации продукции необходимо осуществлять путем сравнения показателей, исчисленных в одинаковых (сопоставимых) ценах. Необходимо учитывать и возможное воздействие на объемные показатели
изменений учетной политики предприятия и необходимость проверки достоверности отчетных данных о выручке от реализации (внутренний и внешний аудит).
Надо сказать, что в условиях рынка, когда все предприятия самостоятельно заключают договоры на поставку продукции и планируют свою реализацию, в ходе анализа необходимо определить, насколько запланированный объем реализации продукции обеспечивает финансовую устойчивость и получение прибыли предприятием.
Здесь следует сказать об очень интересном явлении — эффекте воздействия
производственного рычага. Суть данного явления сводиться к тому, что любое изменение объема реализованной продукции ведет к еще более сильному изменению прибыли.
Проведенный анализ следует дополнять сравнительным анализом и проверкой качества внутри фирменного планирования.
В ходе анализа реализации продукции следует иметь в виду, что решающее значение для выполнения плана поставок и реализации продукции имеет ритмичное выполнение плана выпуска продукции, ее своевременная отгрузка. С целью определения факторов, влияющих на изменение объема реализованной продукции и определения степени влияния каждого из них на объем реализации целесообразно использовать следующую факторную модель:
РП = ТП + (ТО0 + ПС0 *) - (ТО1 +ПС1)
где РП — объем реализованной продукции за период;
ТП — выпуск товарной продукции за период;
ТО0,1 — товары отгруженные на начало(0) и конец (1) периода;
ПС0,1 — готовая продукция на складе на начало (0) и конец (1) периода;
* остаток нереализованной продукции.
Полученное равенство называется балансом продукции. Он показывает, что величина реализации зависит от выпуска продукции и изменения остатков нереализованной продукции за отчетный период.
На практике составляют плановый и отчетный баланс продукции в двух оценках
— по себестоимости и в оптовых ценах. Такие балансы используют, как средство проверки правильности учета и планирования, увязки показателей реализации, отгрузки и выпуска продукции. Их использование при проведении анализа позволяет определить степень обеспеченности реализации товарной продукцией, напряженность и обоснованность плана по реализации, вскрыть факторы изменения общей реализации в сфере обращения. В аналитических целях полезно сопоставлять плановые и фактические балансы проводить их динамическое сравнение (но только в сопоставимых ценах).
Надо сказать, что в условиях рынка, когда все предприятия самостоятельно заключают договоры на поставку продукции и планируют свою реализацию, в ходе анализа необходимо определить, насколько запланированный объем реализации продукции обеспечивает финансовую устойчивость и получение прибыли предприятием.
Здесь следует сказать об очень интересном явлении — эффекте воздействия
производственного рычага. Суть данного явления сводиться к тому, что любое изменение объема реализованной продукции ведет к еще более сильному изменению прибыли.
Проведенный анализ следует дополнять сравнительным анализом и проверкой качества внутри фирменного планирования.
В ходе анализа реализации продукции следует иметь в виду, что решающее значение для выполнения плана поставок и реализации продукции имеет ритмичное выполнение плана выпуска продукции, ее своевременная отгрузка. С целью определения факторов, влияющих на изменение объема реализованной продукции и определения степени влияния каждого из них на объем реализации целесообразно использовать следующую факторную модель:
РП = ТП + (ТО0 + ПС0 *) - (ТО1 +ПС1)
где РП — объем реализованной продукции за период;
ТП — выпуск товарной продукции за период;
ТО0,1 — товары отгруженные на начало(0) и конец (1) периода;
ПС0,1 — готовая продукция на складе на начало (0) и конец (1) периода;
* остаток нереализованной продукции.
Полученное равенство называется балансом продукции. Он показывает, что величина реализации зависит от выпуска продукции и изменения остатков нереализованной продукции за отчетный период.
На практике составляют плановый и отчетный баланс продукции в двух оценках
— по себестоимости и в оптовых ценах. Такие балансы используют, как средство проверки правильности учета и планирования, увязки показателей реализации, отгрузки и выпуска продукции. Их использование при проведении анализа позволяет определить степень обеспеченности реализации товарной продукцией, напряженность и обоснованность плана по реализации, вскрыть факторы изменения общей реализации в сфере обращения. В аналитических целях полезно сопоставлять плановые и фактические балансы проводить их динамическое сравнение (но только в сопоставимых ценах).
Неукоснительное выполнение заключенных договоров на поставку продукции является аксиомой рыночной экономики. Невыполнение предприятием принятых на себя обязательств может привести к потере деловой репутации, выставлению штрафных санкций со стороны партнеров и т.п. Поэтому в ходе анализа реализации продукции необходимо определять не только общее выполнение плана реализации продукции, но и выполнение плана реализации продукции с учетом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Для этого определяют средний процент выполнения плана реализации по договорам. В основе исчисления такого среднего процента лежит прием, согласно которому в выполнение плана засчитывается фактически отгруженная в счет каждого договора продукция, но не свыше ее стоимости, предусмотренной по этому договору на изучаемый период времени. Подобная корректировка проводится для того, чтобы недопоставки по одним договорам не были перекрыты сверхплановыми поставками по другим договорам и не искажали результаты анализа.
В формализованном виде расчет среднего процента выполнения плана реализации продукции по договорам может быть представлен следующим образом:
РП1 — РП′
С =
РП0
х 100
%,
где
С — средний процент выполнения плана по договорам;
РП1 — фактически реализованный объем продукции;
РП′ — стоимость недопоставленной по отдельным договорам продукции;
РП0 — плановый объем реализации продукции.
При таком способе расчета средний процент не может превысить 100 %.
Соответственно, чем лучше выполняются договорные обязательства, тем ближе величина среднего процента будет к 100 %.
В ходе анализа реализации продукции целесообразно также проводить сравнительный анализ, анализировать причины невыполнения поставки продукции по отдельным договорам. При этом выделяют три основных направления недопоставок
продукции:
- по договорам (покупателям);
- по номенклатуре продукции;
- по подразделениям — виновникам недопоставок.
Необходимо также проводить оперативный анализ реализации продукции, осуществлять контроль за соблюдением графика отгрузки продукции, за тем, чтобы расчетные документы своевременно сдавались и т.п. Здесь задачи анализа реализации продукции тесно переплетаются с задачами анализа дебиторской задолженности.