Файл: Этнокультурный облик современной России.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Этнокультурный облик современной России


Введение

Актуальность темы. Пространство исторической жизни населения России, начиная с конца ХХ века, характеризуется крайне активной динамикой этносоциальных процессов, изучение которых группой отечественных исследователей способствовало выделению совокупности разнонаправленных векторов этносоциального развития современных обществ. В настоящее время Россия имеет уникальный шанс для укрепления единства всех слоев общества и всех народов, проживающих на территории самого большого государства в мире. Подчеркнута практическая значимость проблемы для современных обществ и нашей страны.В начале нового тысячелетия Россия стоит перед множеством исторических вызовов. Сегодня, как никогда ранее, необходимо утвердить в новой форме приоритеты, цели исторического развития России, соотнести их с контурами нового мира, в котором нам предстоит жить. Необходимо проанализировать пройденный путь, осознать место в настоящем мире, наметить будущие перспективы. Изучение тенденций этносоциального развития общественных систем и отношений была предпринята значительно раньше, нежели чем она стала одной из реалий сегодняшнего дня. Начиная с анализа исследований М. Вебера, П.А. Сорокина, Ф. Барта, а затем П. Бурдье, Г. Гарфинкеля, Э. Гидденса, П. Штомпки, можно проследить пристальное внимание авторов к проблеме проявления феномена этничности и его локализационных свойств в спектре межгруппового взаимодействия как важнейшего элемента социальной эволюции, подкрепляемого динамизмом историко-культурного развития стран и государств.

1. Понятие этноса

Изменение этнического состава многих современных обществ, увеличение полиэтнической составляющей породили множество оснований для рассмотрения путей дальнейшей эволюции, как обществ, так и государств. Живыми примерами могут служить особенности функционирования и развития этнических пространств России, Германии, Франции последних лет, где увеличение общей численности мигрантов, а затем этнических диаспор является одним из ведущих факторов изменения траектории социального развития обществ, в том числе на уровне государственного регулирования и законотворчества. С точки зрения соотношения равновесного-неравновесного, более
равновесными предстают общества Востока, где незыблемость культурных традиций в отдельных случаях является свойством ментальности этносов и часто глубоко переплетается с их консервативно-патриархальным семейным укладом. Это обеспечивает преемственность этнокультурных ценностей, тем самым создавая условия для постоянной устойчивой трансляции конкретного этнокультурного образца в пространстве и времени, формируя ценностное ядро определенного общества. Так, в этнических пространствах государств Ближнего Востока, Средней Азии, Кавказа, Китая, Японии приверженность семейному клану трактуется как доминирующая ценность социальных отношений и смысл человеческого бытия. Рассматривая акцентуации соотношения равновесность-неравновесность в контексте развития современных этнических пространств, следует выделить её абсолютные и относительные свойства. Абсолютными свойствами в данном случае будут выступать культура и традиции, видоизменения которых могут до неузнаваемости трансформировать облик этнического пространства вплоть до разрушения его этнического ядра-этноса. Относительными свойствами является совокупность характеристик, в первую очередь самого этноса, которые могут варьироваться в зависимости от внешних условий, придавая социальным процессам внутри этнического пространства тот или иной акцент. Среди них надлежит выделить: этнические стереотипы как образцы восприятия внешней среды, способные влиять на устойчивость и степень открытости социальной системы; этническую идентичность как форму проявления этнического сознания: может быть показателем степени конформности и одновременно влиять на уровень сплоченности этноса как социального ядра; национальное самосознание как свойство притязаний этноса на власть в рамках определенного социального пространства: оказывает влияние на стремление к изменению места этноса в стратификационной структуре полиэтнического социума, порождает и стимулирует конфликтогенность, увеличивая долю неравновесности системы. Одним из значимых факторов эволюции современных обществ выступает межэтническое взаимодействие. Его объективной предпосылкой выступают потребности этнического развития, уровень которых предопределяется характером и доминантой социальных связей, существующих внутри этнического пространства. Анализ общесоциальных тенденций развития этнокультурного поля современной России указывает на характерные особенности проявления указанной категории. Процессы, которые мы наблюдаем в последнее время, взаимно противоположны, но неразрывны по сути, ибо связаны с определением отдельным этносом места своей культуры в пространстве проживания и в то же время с провозглашением стратегии поведения представителей этнических групп в полиэтнической среде. Отсюда вполне понятная социальная дуальность: на одной чаше весов –

стремление к дифференциации, изоляции культур, возрастающее стремление сохранить свою культурно-языковую самобытность, рост этно-национального самосознания; на другой – тенденция интеграции культур, взаимокультурной диффузии различных пластов культуры . Учет культурообразной основы коммуникативной культуры отдельного этноса позволяет более эффективно выстраивать модель межэтнического взаимодействия в рамках развития социальных систем на основе теории диалоговых отношений. Анализ современной эпохи общественного развития России позволяет заметить, что этносоциальная составляющая в структуре современных обществ носит весьма противоречивый характер. Соединяя и разъединяя одновременно, обогащая и существенно ограничивая, она влечет за собой стягивание, столкновение локальных культур, которые, по словам Р. Робертсона, должны переопределяться в этом столкновении локальностей. Под локальной культурой современного мира в том числе понимают культуру этническую, которая живя, развиваясь, сопротивляясь и интегрируясь в глобализационном пространстве, проявляет себя как этносоциальный феномен. Современному российскому обществу свойственна множественность культурных проявлений, наиболее устойчивые из которых сохраняются во взаимосвязанном, открытом гомеостазе различных этнических общностей. В данном случае важнейшим пространственным фактором является не только изменение среды в её поликультурном выражении, но и усложнение социокультурных и аксиологических смыслов бытия, формирования нового уровня функционирования социальных систем на основе принципов синергетики. Этносоциальная динамика развития в эволюции современных этнокультурных обществ России придает амбивалентный характер процессу развития, который определенно может изменить априорную позицию эволюции. Конечно, изменение социальной системы не может быть абсолютно предсказуемым, однако учет ряда параметров позволит более глубоко осмыслить и проанализировать текущие процессы.


2. Россияне: нация или национальность?

Кто мы, граждане Российской Федерации - нация или национальность, этнос, многонациональный народ? Вопрос не праздный он рассматривается на высшем политическом уровне нашей страны. По мнению отечественного философа Ю. Д. Гранина, понятие «нация» — категория конвенциональная . На основании этого факта еще в 1960-е гг. английский мыслитель Э. Геллнер дал определение нации — это изобретение националистов.
Согласно такой точке зрения, нация — цель любого национализма, а национализм — средство формирования, развития и экспансии наций. После выхода ряда работ К. Дойча «Рост наций», Э. Д. Смита «Теория национализма», Э. Геллнера «Нации и национализм», Б. Андерсона «Воображаемые сообщества» и сборника статей под редакцией Э. Хобсбаума и Т. Рэйнждера «Изобретение традиции» указанная трактовка стала определяющим ориентиром для многих ученых, исследующих феномен нации. При выборе стратегии и тактики строительства национального государства эти взгляды, как правило, разделяются по двум типам: 1) этнокультурный — признание национального большинства народа в качестве старшего брата; 2) гражданско-политический — признание равноправия всех народов, проживающих на данной территории. Заметим, что оба эти типа не противоречат Конституции РФ 1993 г., в которой говорится о том, что все народы, проживающие в России, равны, государственным языком является русский