Файл: Природа зла в человеке.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Департамент науки, образования, молодежи и спорта.
Научно-практическая конференция старшеклассников

«Способность, труд, талант».

Тема: Природа зла в человеке

(на основе произведений писателей XIX века).
Выполнила: Матвеева В.,

ученица 10 «б» кл.

сш № 47.

Руководитель: Гуцол Ж.П.,

учитель русского языка

и литературы.

сш № 47.


Кишинэу - 2001


План работы:
Почему я выбрала эту тему.

Теория зла.

Нравственное падение человека (на основе произведений русских писателей XIX века):

а) появление помысла;

б) Борьба с помыслом.

в) Принятие помысла в сердце, услаждение им.

г) Совершение зла в действительности.

д) Полное помрачение рассудка, самоубийство.
Есть ли спасение? В чем оно?

Вывод.

Список использованной литературы.
Островский А.Н., Пьесы «Гроза», «Бесприданница», М., «Художественная литература», 1982.

Лесков Н.С., «Леди Макбет Мценского уезда», Казань, «Татарское книжное издательство», 1980 г.

Островский А.Н., «Гроза», Бесприданница», Справочные материалы серии «Школьная программа», М., 1998 г.

Лесков Н.С., Справочные материалы серии «Школьная программа», М., 1998 г.

Пушкин А.С., Справочные материалы серии «Школьная программа», М., 1998 г.

Почему я выбрала эту тему.

Рано или поздно, неизбежно столкнувшись с проявлением зла, любой разумный человек, подчинившись эмоциям и обидам, пытается найти корень зла. Увы. Если бы человек нашёл природу его, то вырвал бы, как мы вырываем сорняк из земли. Трудно не задуматься над этим, когда ужасающая статистика вызывает смуту и тревогу в душе. В наши дни количество брошенных детей превышает количество оставшихся без родителей детей в годы Второй мировой войны. Что же заставляет совершать людей такие ужасающие поступки, противоречащие законам природы, ведь даже животное не бросает своего детёныша, руководствуясь лишь инстинктами. Может быть, зло порождается в детском возрасте? Говорят, что дети – цветы жизни, а почему вырастают иногда люди-сорняки со злой, чёрствой к чужой боли, душой? На этот вопрос нет однозначного ответа.


Я уверена, что каждый из нас, независимо от возраста и опыта, задавал себе эти вопросы, они волновали человечество во все времена. И если раньше эти вопросы были не столь актуальны, люди были чище и добрее, то сегодня наши поступки бывают опрометчивы и жестоки. Конечно, многое в мире изменилось, поменялось мировоззрение людей, их идеалы, жизнь, но ведь зло отвратительно всегда, независимо от того, в какое время содеяно, поэтому я решила раскрыть эту тему, найти истоки человеческих бед, рассмотреть падение человека на примере женских судеб в произведениях известных русских писателей.

Не секрет, что в наше время процветают насилие, жестокость, падение нравственности. Я думаю это происходит оттого, что мы далеки от веры. Наши предки жили иначе: вера была неотъемлемой частью их существования, устои православия – негласный и священный закон для каждого. Поэтому падение человека мы будем рассматривать, исходя из тех внутренних принципов героев, которые были заложены в них жизнью и верой.

Теория зла.

Добро – все то, что соответствует повелениям нравственного закона, заложенного в каждом разумном существе и не зависящего от условий, в которых живет человек.

Зло…

И. Кант.

Плохие, а порой ужасные поступки человек в реальности совершает не сразу. Зло он сначала вынашивает в своём сердце. И каждый раз злой помысел входит в душу человека по одному и тому же механизму. Все войны, убийства, все явные и скрытые злодейства, а также преступления, которые противоречат церковным и нравственным законам сначала вынашиваются в человеческом сердце. И в борьбе со злом у человека всегда есть два пути: путь легкий – принять зло в свое сердце, и путь тернистый – бороться со злым помыслом. Тогда, в зависимости от выбранного пути, происходит либо нравственное падение человека, либо человек поднимается выше, душа его остается чистой и незапятнанной.

Но природа зла такова, что зло никогда не является к нам в своём открытом низком и отвратительном виде. Оно принимает обольстительный образ, сулит какие-то блага, соблазняет нас. И только сильные духом люди, люди с крепкой здоровой психикой и твердыми нравственными устоями, могут противостоять чарам зла и, будучи цельной натурой, смогут побороть искушение. А поддавшись ему, тысячу причин найдет человек, чтобы оправдать содеянное. И никто не желает посмотреть на себя в зеркало и сказать себе: «Ты совершаешь ошибку, ты не прав». Конечно, гораздо удобнее полагать, что совершать зло нас заставляют обстоятельства. К сожалению, очень часто, люди предпочитают считать себя жертвами, а не палачами.



В каждом человеке живут добро и зло, и даже если у человека душа чистая, он всё равно не застрахован от нравственного падения. А выбор нам в повседневной жизни приходится делать постоянно. Тогда получается, что совершил плохой поступок и обрек душу на вечные муки? Сложились трагически обстоятельства, и человек пал? Не совсем так. Есть спасение, и оно заключается в покаянии. Но только в искреннем. А искреннее покаяние - это такое сожаление о грехе, такое потрясение души, после которого невозможно вернуться к старому.

Таким образом, растление человеческой души можно рассматривать в таком порядке. Первый этап - возникновение помысла. Поводом для его появления могут послужить разные жизненные обстоятельства. Но ведь каждый человек знает, что добро всегда чистое, светлое, а зло - темное, а так как всему на свете свойственно стремиться к лучшему, то для любого человека неизбежна внутренняя борьба. Это второй этап вторжения зла. И очень часто на стороне зла выступает кто-либо в роли змея-искусителя. Все это в совокупности приводит к душевному надрыву, лишает человека сил сопротивляться, он теряет веру в себя и людей и, в конечном итоге, принимает зло в сердце. Вот тут – то и гибнет человек. Гибнет не физически, а морально. Это следующая ступень к падению. Только тогда человек готов в реальности совершить роковой поступок. Но раскаяние способно вернуть душу к жизни. В противном случае наступает помрачение рассудка, и тогда последствия иногда бывают непоправимыми.
Нравственное падение человека (на основе произведений русских писателей XIX века)
Рассмотрим классические примеры борьбы добра и зла, которые живут в каждом из нас, на основе произведений русских писателей XIX века, а именно, на примере Катерины Кабановой (А.Н. Островский, «Гроза»), Ларисы Огудаловой (А.Н. Островский, «Бесприданница») и Катерины Львовны (Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»), проследим падение человека, как следствие принятия зла.

Рассмотрим, как появляется недобрый помысел в сердцах героинь. Сопровождается он тревогой, страхом, неуверенностью. Из разговора Катерины с Варварой о жизни её в девках мы видим, что на душе у Катерины неспокойно:

Катерина. … Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану – мыслей никак не соберу, молиться – не отмолюсь никак. <…> И то мне представляется, что самоё себя совестно сделается. <…>Ах, Варя, грех у меня на уме!


А для Катерины, глубоко и искренне близкой к Богу, к православию, возникновение греховных мыслей особенно невыносимо. Потому-то и боится Катерина грозы, что на уме у нее грех.

Смятение царит и в душе у Катерины Львовны. С одной стороны, страх и неизвестность томят ее сердце, трудно «первую песенку зардевшись спеть»:

Ты чего? чего? Чего ты пришел ко мне? Я за окно брошусь, - говорила Катерина Львовна, чувствуя себя под несносною властью неописуемого страха, и схватилась рукою за подоконницу.

С другой стороны, жизнь до замужества протекала весело и беззаботно, в играх, шалостях и баловстве. Поэтому скучною жизнью жилось Катерине Львовне в богатом свекровом доме в течение целых пяти лет за неласковым мужем в безделии и праздности, и, подавив в себе угрызения совести, отбросив сомнения, страстно отозвалась она на ласки дерзкого красавца Сергея.

Ох, ох! Пусти, - тихо стонала Катерина Львовна, слабея под горячими поцелуями Сергея, а сама мимовольно прижималась к его могучей фигуре.

У Ларисы Огудаловой ситуация складывается иначе. Мысли о том, чтобы бросить Карандышева и любой ценой быть с Паратовым, ей предлагает сам Карандышев. Именно он, все время сравнивая себя с Паратовым, говоря о нем с презрением и неуважением, подталкивает Ларису на этот шаг. Невольно сравнивая Карандышева и Паратова, она с отвращением понимает, как проигрывает в сравнении ее жених.

Карандышев. Ну чем я хуже Паратова? <…>

Лариса. Потому что сравнение не будет в вашу пользу. Сами по себе вы что-нибудь значите, вы хороший, честный человек; но от сравнения с Сергеем Сергеичем вы теряете все.

Карандышев. Ведь это только слова: нужны доказательства. Вы разберите нас хорошенько!

Лариса. С кем вы равняетесь! Возможно ли такое ослепление! Сергей Сергеич … это идеал мужчины. Вы понимаете, что такое идеал? Быть может, я ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей; но это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мной.

Эти слова Ларисы заслуживают уважения за искренность и силу чувства. Не вина, а беда ее, что объектом любви она выбрала Паратова, да и был ли у нее выбор? При ее воспитании только Сергей Сергеевич мог стать «героем ее романа». Она получила дворянское воспитание, и в ее характере проявляется резкое противоречие между стремлением к внешнему блеску, показному благородству жизни и более глубокими, внутренними свойствами ее натуры – серьезностью, правдивостью и жаждой неподдельных и искренних отношений. Семья Огудаловых обеднела и занимает теперь двусмысленное положение в провинциальном «обществе». В этих условиях противоречие в характере Ларисы неизбежно приведет к трагическому конфликту. Все это
ставит незаурядную девушку в тяжелое положение, она вынуждена не только переносить окружающую ее фальшь, хитрость, лицемерие, но и принимать в них участие. Если бы противоречивость жизни Ларисы была только внешней, она могла бы найти из нее выход, но противоречивость эта лежит в основе ее характера. Лариса сама беззаветно тянется к блеску и благородству жизни, всякое проявление простоты и непритязательности для нее оскорбительно. И как у остальных героинь, душа Ларисы мечется в отчаянии и безнадежности. Она достаточно умна, чтобы оценить перспективы, ожидающие ее в замужестве с Карандышевым. Она понимает, что Карандышев мелочный ограниченный чиновник, который путем женитьбы на Ларисе пытается самоутвердиться, приобрести вес в обществе, обставив Паратова. Мечтательная душа Ларисы не может с этим смириться. Унылому безотрадному течению жизни с Карандышевым она предпочитает яркий миг счастья рядом с любимым человеком.

Вслед за помыслом в душе героинь рождается борьба. Надо сказать, что борются они не столько с окружающим обществом, сколько с теми представлениями о добродетелях, которые были воспитаны в них. И конечно же борьба с самим собой протекает по-разному. Наиболее болезненно борьбу со своими нравственными устоями переносит Катерина. Да это и не удивительно. Ведь здесь большую роль играет ее искренняя вера в Бога и близость к духовному началу. Будучи глубоко религиозной, совершить прелюбодеяние – один из десяти смертных грехов – для нее означает обречь себя на смерть. И как это часто бывает, когда человек находится на перепутье и не может решиться сделать выбор, появляется кто-то, кто подталкивает к решению, не всегда верному. В случае с Катериной ее золовка Варвара выступила в роли змея - искусителя. Варвара, выросшая в среде, где царят ханжество, лицемерие, обман, прекрасно приспособилась к этим условиям. Она учит Катерину лгать и своевольничать, сохраняя при этом маску благочестия. Сначала она готовит Катерину в общих чертах,

Варвара. Ты какая-то мудреная, бог с тобой! А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.

далее следует более конкретное предложение от Варвары:

Варвара. В саду, за малиной, есть калитка, ее маменька запирает на замок, а ключ прячет. Я его унесла, а ей подложила другой, чтоб не заметила. На вот, может быть понадобится. Если увижу, так скажу, чтоб приходил к калитке.

Терзания разрывают душу Катерины, как птица в клетке мечется ее испуганное сердце: