ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 272
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Право и мораль теснейшим образом связаны между собой, дополняют друг друга, хотя и между ними могут быть существенные рассогласования. Но в целом нравственные нормы подкрепляют правовые (возникает так называемое моральное право), и наоборот, нарушение правовых норм влечет за собой, как правило, и моральное осуждение нарушителя.
Во многих правовых актах закрепляется действие морального регулятора, процедура его реализации.
Важную роль играет и моральная ответственность. Осуждение нарушителя силой общественного мнения (порицание, выговор и т.п.) – это весьма действенное регулятивное средство, получившее широкое распространение.
Нормы морали регламентируют широкий круг отношений, но вряд ли смогут заменить право в сфере общественного производства, где требуются четкая регламентация, однозначные решения, исключающие различные толкования и т.д.
Однако моральный фактор играет и будет играть большую роль и в повышении эффективности производства. И системой норм, и положениями, формулируемыми в нравственно-этической области научного знания, и через нравственное сознание, социально-психологические механизмы он помогает четко оценить то или иное поведение участников общественных отношений, вырабатывая, так сказать, дополнительные критерии, позволяющие судить о том, что хорошо, а что плохо в деятельности работников, трудовых коллективов, администрации.
Моральный регулятор в сфере общественного производства, быта проявляется в самых разных формах. Знает он светские и религиозные нормы.
Нормы морали имеют не только общеколлективное значение. Они могут содержать и специфические требования к тем или иным профессиональным группам. В этой связи еще раз уместно привлечь внимание к таким регулятивным специфическим механизмам, как, например, научная этика или этика хозяйственника, предпринимателя, включающая в себя деловитость, предприимчивость и другие нравственные качества, помогающие выполнять важные социальные функции организаторов общественного производства.
Таким образом, моральный регулятор во всем своем многообразии, сложностях, противоречиях, взаимодействиях занимает в нормативной системе общества одно из важнейших и определяющих мест, и его изучение дает понимание реальных процессов воздействия нормативной системы на общественные отношения.
6. Структура и принципы морального сознания
7. Основные понятия этики и морали
Этика – это философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль.
Мораль (лат. moralitas, от moralis) – относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; mores – нравы, обычаи, мода, поведение. Латинское слово «мораль» этимологически совпадает с греческим «этика» и было образовано по аналогии с ним.
В обычном общении люди часто не делают различия между понятиями «этика» и «мораль», но в философской, специальной и профессиональной литературе под ними понимаются разные вещи. Мораль – это то, что изучает этика, то, что она описывает и предписывает, это формы сознания людей (индивидуальная, групповая, общественная, корпоративная), способы мироощущения, переживания и восприятия, которые являются ценными, уникальными и неповторимыми для каждого отдельного человека и доступны для понимания и обозрения только ему самому (любовь, дружба, братство, отношения с Богом, милосердие); это вид отношений в обществе и между людьми, а также отношения между общественными институтами и структурами и пр.
Термин «мораль» употребляется также для характеристики:
• тех форм поведения и деятельности, которые считаются правильными или неправильными;
• правил и стандартов, которыми руководствуются при осуществлении деятельности;
• ценностей, которые существуют в сознании, внедряются в сознание и могут реализовываться в определенных формах поведения.
Для описания сложного мира моральных явлений за свою долгую, более чем 2500-летнюю историю существования этика выработала особый язык, знание которого позволяет людям выделять, опознавать (идентифицировать), анализировать моральные переживания, чувства, проблемы, принципы, ценности, нормы, идеалы, а также конструировать кодексы, правила, разрешать проблемы, принимать решения, разрабатывать принципы, транслировать ценности и идеалы. Если вы не знакомы с этим языком, мир морали останется для вас недоступным.
8. Моральные качества личности
Основные моральные качества личности
Каждому человеку в жизни приходится осуществлять свой моральный выбор: сделать что-то хорошее или поступить неправильно, но добиться какого-либо результата. Это постоянная борьба общественных ценностей с внутренним миром каждой отдельной личности. Всё самое основное из моральных качеств закладывается человеку с рождения, когда он начинает понимать и чувствовать отношение к себе своих родителей, потом друзей, сверстников и воспитателей, учителей, при просмотре фильмов, чтении книг и так далее.
Благодаря всему этому многообразию информационных источников и накапливается всё то сложное и многогранное в человеческом поведении, которое он для себя выстраивает в течение жизни. Одинаковых людей не бывает, у каждого есть свой характер, отношение к жизни, её ценностям и у каждого имеется свой индивидуальный взгляд на окружающий мир.
Несмотря на то, что у каждого человека есть свои черты характера и темперамент, всё же существуют определённые моральные качества, по которым и оцениваются люди обществом.
-
воспитанность, то есть умение культурно себя вести на людях в любых общественных местах (парк, кафе, офис, театр и так далее). Кроме того, к воспитанности можно отнести и культуру речи. Ведь очень важно, чтобы человек мог изъясняться доступным языком, не коверкая слова и не употребляя ненормативную лексику при этом; -
дружелюбность, то есть доброжелательное отношение к окружающим людям и умение оценивать людей не по их внешнему виду, а по душевным качествам; -
вежливость — умение с должным уважением относится к пожилым и более старшим по возрасту людям, а также своим ровесникам; -
аккуратность определяет человека по тому, как он относится к вещам, предметам и по выполнению каких-либо задач; -
пунктуальность — это качество, из-за которого появляется доверие к человеку, так как намного приятней иметь дело с тем кто всё сделает вовремя, прийдет на встречу в назначенный час, а не опоздает на совещание и так далее; -
уверенность всегда являлась отличительной чертой сильной личности, которая привлекает к себе внимание и заставляет восхищаться ею, так как уверенный в себе человек излучает силу; -
справедливость — это качество, позволяющее человеку различить добро и зло и принять правильное решение, основываясь на своих внутренних эмоциях и мировоззрении; -
преданность — это то, что делает человека особенным. Достоин восхищения тот человек, который предан тому, что он делает, а особенно, когда это качество сильно развито у людей, любящих и дорожащих своей семьёй, друзьями, традициями и иными ценностями; -
общительность — умение входить в контакт с окружающими и поддерживать разговор на все темы; -
решительность — важное моральное качество, необходимое в любом деле. Эта черта характера позволяет быстро принимать правильное решение, не колеблясь долгое время; -
смелость — способность проявлять высокий духовный подъём, придающий силу решить какую-либо задачу; -
бережливость — умение сохранять и дорожить тем, что есть у человека; -
ответственность — умение добросовестно выполнять обещания и быть в ответе за их реализацию; -
скромность — редкая черта, которая характеризуется умением не выставлять свои качества и чувства на показ; -
чувство юмора — умение тонко подшутить над ситуацией в нужный момент. Это очень располагает к себе любого человека и делает обладателя этим качеством интересным собеседником.
Плохие моральные черты личности
-
грубость; -
неопрятность; -
наглость; -
лживость; -
надменность; -
подлость; -
трусость.
9.Морально – этические учения в истории человечества
10. Нравственные основы международно – правовых актов о правах человека
Обеспечение основных прав и свобод личности представляет главную нравственную задачу правосудия, решению которой мировое сообщество уделяло и уделяет особое внимание. Каталог прав человека, зафиксированный в международно-правовых документах, явился результатом длительного исторического формирования эталонов и стандартов, которые стали нормой для современного демократического общества
Анализ юридических актов по правам человека, созданных в различные эпохи и в разных странах, показывает исторические корни тех норм, институтов и принципов, которые были восприняты международным правом для защиты прав человека. Признание виновным лишь по приговору суда, соразмерность правонарушения и наказания, презумпция невиновности, свобода прений, слова, печати, религии, право покидать страну и возвращаться в нее, ответственность должностных лиц за нарушение прав человека -эти и другие права, вошедшие в золотой фонд гуманистических ценностей, впервые были заложены в Великой хартии вольностей (1215), развиты в английском Билле о правах (1689), Декларации независимости, американском Билле о правах, Декларации прав человека и гражданина(1948)
нельзя не вспомнить и древнегреческую философию, давшую импульс развитию учения о естественных правах человека, а также постулаты периода Реформации и Просвещения. которые выдвинули идеи социальной справедливости и равенства. Естественно-правовое учение играет определяющую роль в развили прав и свобод человека, признании их приоритета.
Начало сотрудничеству государств в области прав человека °было положено созданием после Второй мировой войны Организации Объединенных Наций. В качестве одной из ее целей и принципов, записанных в Уставе ООН, указывалась необходимость осуществлять международное сотрудничество в разрешении проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и поощрения и развития уважения к правам человека и основным свободам всех. без различия расы, пола, языка, религии.
Первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого сотрудничества государств по правам человека, явился Устав ООН. Он возложил на государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы человека, не допуская какой-либо дискриминации. День прав человека.10дек. Основополагающим европейским договором стала Конвенция о правах человека, принятая 4 ноября 1950.
11. Нравственный смысл Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948г
Всеобщая декларация прав человека была принята 10 декабря 1948 г. 48 голосами при 8 воздержавшихся. СССР при голосовании воздержался. Формально Декларация не является международным договором и поэтому не имеет обязательной юридической силы. Однако ее принятие стало поистине историческим событием, а день принятия отмечается практически всеми странами мира как День прав человека.
По существу Декларация явилась первым международным актом, признавшим, что права человека принадлежат ему от рождения, без которых он не может реализовать себя как личность. И какое бы ни было по своему устройству государство, оно обязано уважать права человека, признавать их и обеспечивать.
Декларация впервые четко назвала эти права, главными среди которых являются право на жизнь, человеческое достоинство, свобода от рабства и пыток, право на свободу мысли, убеждений, совести и религии, право на участие в управлении своей страной и доступа к государственной службе. Декларация провозгласила право каждого человека на правосубъектность, равенство всех перед законом, презумпцию невиновности. Декларация встала на защиту человека от вмешательства в его личную и семейную жизнь, произвольного посягательства на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции. Было закреплено право каждого человека выбирать местожительство в пределах своего или другого государства, покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в нее. Во Всеобщей декларации прав человека содержится категорический запрет на произвольное лишение государством гражданства. Декларация провозгласила целый набор социальных, экономических и культурных прав: право на труд, образование, а также социальное обеспечение. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости.
12. Конституция РФ о правах и свободах человека.
Основы правового статуса личности составляют конституционно закрепленные права и свободы. Несмотря на то, что конституционные права и свободы составляют относительно небольшую часть всех прав и свобод человека и гражданина, их значение велико в силу следующих особенностей: