Файл: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных организаций министерство образования, науки и молодежной политики краснодарского края.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

27 года) для несовершеннолетнего, находившегося на длительном ле- чении или находящегося в социально опасном положении, а также ходатайствовать перед психолого-медико-педагогической комисси- ей (с согласия родителей (законных представителей) несовершен- нолетнего) о необходимости обследования учащегося с целью со- ставления для него индивидуального учебного плана и плана пси- холого-медико-педагогического сопровождения.
7.9.
При отказе родителей (законных представителей) обу- чающегося, состоящего на внутришкольном учете, от помощи, предлагаемой школой, невыполнении ими рекомендаций, сделан- ных учителями-предметниками, Совет профилактики выносит ре- шение об обращении с ходатайством в территориальную КДН и ЗП:
 о проведении профилактической работы с несовершенно- летними, употребляющими спиртные напитки, наркотические ве- щества, психотропные вещества, привлекавшимися к администра- тивной ответственности, вернувшимися из специальных учебно- воспитательных или лечебно-воспитательных учреждений закрыто- го типа;
 о рассмотрении материала в отношении несовершеннолет- него, совершившего деяние, за которое установлена администра- тивная ответственность;
 об оказании помощи в организации летнего отдыха несо- вершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете;
 о рассмотрении материала в отношении родителей (закон- ных представителей), не выполняющих свои обязанности по со- держанию, воспитанию или обучению несовершеннолетнего;
 об административных мерах воздействия на несовершенно- летнего и его родителей, уклоняющихся от выполнения Федераль- ного закона «Об образовании в Российской Федерации»;
 о постановке учащегося на учет в территориальной КДН и
ЗП.
7.10.
Для рассмотрения вопроса на заседании территориаль- ной КДН и ЗП заместитель директора школы по воспитательной работе организует сбор документов по запросу комиссии и по де- лам несовершеннолетних.
7.11.
На заседание Совета профилактики по вопросу снятия с внутришкольного профилактического учета несовершеннолетнего уведомлением приглашаются его родители (законные представите- ли). Родители (законные представители) под роспись знакомятся с решением совета о снятии несовершеннолетнего с учета.

28
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Развитие восстановительных технологий является перспектив- ным направлением современной воспитательной работы. Служба школьной медиации способствует решению воспитательных задач будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное разви- тие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской
Федерации от 30 июня 2014 года № 1430-р «О концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстанови- тельного правосудия в отношении детей» в образовательных орга- низациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для фор- мирования безопасного пространства, равных возможностей и за- щиты их интересов.
Развитие служб школьной медиации в образовательных орга- низациях обусловлено целым рядом причин. Усиливаются мигра- ционные процессы, обостряются межнациональные и межконфес- сиональные проблемы. В этой связи возникает необходимость в формировании навыка умения жить в многонациональном общест- ве, вести межкультурный диалог.
Метод «Школьная медиация» - это метод разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками обра- зовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.
Служба школьной медиации - эта служба, созданная в образо- вательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и ме- диативного подхода.
Желательно, чтобы в службу школьной медиации входили: за- меститель директора по воспитательной работе, социальный педа- гог, педагог-психолог. Один из них является руководителем или куратором СШМ и должен иметь обучение медиации не менее 72 часов. Служба школьной медиации собирается по мере необходи-


29 мости для принятия решений, связанных с планированием и орга- низацией мероприятий согласно годовому плану.
Школьная медиация не ограничивается территорией образова- тельной организации. Важную роль в интеграции метода играет во- влечение семьи при условии, что родители (законные представите- ли), обучены основам метода. Это позволит им не только хотеть, но и компетентно помогать детям в семье в сложных, потенциально конфликтных ситуациях. В свою очередь, в образовательной орга- низации конфликт будет разрешаться успешнее, если родители (за- конные представители) будут ориентировать ребенка на медиатив- ный подход. Метод школьной медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнеров, стре- мящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия ребенка.
Основная цель служб школьной медиации состоит в форми- ровании благополучного, гуманного и безопасного пространства для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, вклю- чая вступление их в конфликт с законом.
Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих основных задач:
 создание с помощью метода школьной медиации и восста- новительного подхода системы защиты, системы профилактиче- ской и коррекционной работы, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, включая детей, по- павших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в социаль- но опасном положении, детей из неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным) поведением, детей, совер- шивших общественно опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы;
 интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, создание служб школьной медиации в образовательных организациях для обеспечения возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка;
 повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи, оказываемой детям, в первую очередь отно- сящимся к группам риска, существующими органами и организа- циями по работе с детьми,

30
 повышение квалификации педагогических работников об- разовательных организаций по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике;
Таким образом, деятельность служб школьной медиации на- правлена на формирование безопасного пространства не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.
В основе деятельности служб школьной медиации лежит:
 разрешение разнообразных и разнонаправленных конфлик- тов, возникающих в образовательной организации, проведение про- светительской работы среди коллег и родителей;
 предотвращение возникновения конфликтов, препятствова- ние их эскалации; обеспечение формирования и обучения «групп равных» («группы равных» - это группы детей, которые объедине- ны для обучения процедуре медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих знаний и умений при раз- решении споров, предупреждения конфликтов среди сверстников, а также для распространения полученных знаний, умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников);
 использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике безнадзорности и беспризорности, наркомании, ал- коголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних; с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении;
 использование медиативного подхода в рамках работы по воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликтной ситуации и созданию условий для выбора ненасильственных стра- тегий поведения в ситуациях напряжения и стресса;
 применение медиативного подхода, а также технологий по- зитивного общения в коррекционной работе с несовершеннолетни- ми правонарушителями, в том числе в общении с работниками пра- воохранительных органов и представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
 использование медиативного подхода как основы для со- хранения межпоколенческой коммуникации и возможности пере- дачи главных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.
Обращаем внимание, что ключевыми индикаторами уровня сформированности благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности являются:


31
 снижение деструктивного влияния неизбежно возникающих конфликтов между участниками образовательного процесса за счет обучения взрослых основам медиации, а также обучения детей ме- диативному подходу и технологиям позитивного общения в «груп- пах равных»;
 снижение уровня агрессивных, насильственных и асоциаль- ных проявлений среди детей;
 сокращение количества правонарушений, совершаемых не- совершеннолетними;
 формирование условий для предотвращения неблагополуч- ных траекторий развития ребенка;
 повышение уровня социальной и конфликтной компетент- ности всех участников образовательного процесса.
При этом с помощью медиации и восстановительного подхода будет создана новая, более эффективная система помощи семье и детям, а также защиты и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп.
Для организации школьной службы медиации необходимо ре- шить следующие задачи:
 информировать работников образовательной организации, обучающихся и их родителей о службе школьной медиации;
 мотивировать работников образовательной организации, обучающихся и их родителей к участию в деятельности службы школьной медиации и применению метода «школьная медиация»;
 провести обсуждение деятельности службы школьной ме- диации в среде работников образовательной организации, обучаю- щихся и их родителей (законных представителей);
 организовать разработку согласований деятельности служ- бы школьной медиации;
 обучить сотрудников образовательной организации, обу- чающихся и их родителей (законных представителей) методу
«школьная медиация»;
 установить сотрудничество с органами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечи- тельства, дополнительного образования.
1   2   3   4

Правовая основа организации служб школьной медиации в
образовательных организациях: Конституция Российской Феде- рации;Гражданский кодекс Российской Федерации;Семейный ко- декс Российской Федерации;Федеральный закон от 24 июля 1998 г.

32
№ 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Фе- дерации»;Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Конвенция о правах ребен- ка;Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;Федеральный закон от 27 июля
2010 г. № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»; Распоряже- ние Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 года № 1430-р «О концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении де- тей»; Письмо Министерства образования и науки Российской Фе- дерации (Минобрнауки России) № ВК-844/07 от 18 ноября 2013 го- да «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации»; Письмо Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2017 г. N 07-7657 «Методические рекомен- дации по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных орга- низаций».

33
ДОКУМЕНТЫ СЛУЖБЫ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ,
НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТЫ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1. Приказ о создании службы школьной медиации (СШМ) или
Приказ «О продолжение деятельности СШМ в 20__/20__ учебном году» утвержденный __. 08. 20__ г. (ежегодно в преддверии начала учебного года издается приказ, подписанный директором образова- тельной организации).
1.1 Приложения к приказу:
- приложение 1 «Положение о СШМ (конкретной) общеобра- зовательной организации». Положение о СШМ утверждает дирек- тор образовательной организации. При смене руководителя образо- вательной организации положение изменяется.
- приложение 2 – «Состав СШМ (конкретной) общеобразова- тельной организации в 20__/20__ учебном году»;
- приложение 3 – «План работы (конкретной) общеобразова- тельной организации в 20__/20__ учебном году».
2. Статистический анализ деятельности СШМ (конкретной) общеобразовательной организации за предыдущий год функциони- рования СШМ.
3. Регистрационная карточка оформляется как учѐтно- отчетный документ СШМ по проведению работы по урегулирова- нию конфликтной ситуации.
4. Медиативное соглашение в письменной форме обязательно оформляется при достижении сторонами конфликта договоренно- стей в случае криминальных ситуаций и подписывается также ро- дителями (законными представителями) несовершеннолетних.


34
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОТНОШЕНИИ НЕСО-
ВЕРШЕННОЛЕТНИХ И СЕМЕЙ, СОСТОЯЩИХ НА
РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧЕТА
Основная цель профилактической работы – защита ребѐнка, его жизни, достоинства, права на развитие в меняющихся условиях социальной реальности.
Основной инструмент системы профилактики безнадзорности и правонарушений – индивидуальная профилактическая работа.
Технология индивидуальной профилактической работы, которая может быть рассмотрена как социально-педагогическая технология, направлена на выведение несовершеннолетних из социально опас- ного положения.
Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, нахо- дящихся в социально опасном положении, а также по их социально- педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
План индивидуальной профилактической работыдоку- мент, в соответствии с которым проводится индивидуально- профилактическая работа.
В деятельности специалистов штаба воспитательной работы можно выделить следующий функциональный алгоритм по органи- зации индивидуальной профилактической работы:
1.Выявление детей и подростков, находящихся в социаль-
но опасном положении и формирование банка данных.
При формировании банка данных уточняются такие позиции:
 каковы основания постановки ребѐнка на учѐт;
 какие структуры работают с несовершеннолетним;
 какая работа проводится для разрешения проблемы;
 что ещѐ можно предпринять для разрешения данной проблемы.
Цель этого этапа — определить, в чѐм заключаются трудности ребѐнка (учебная дезадаптация, неблагоприятная социальная ситуа- ция в семье, проблемное поведение и пр.).
Изучение семейной ситуации проводится после анализа соци- альных паспортов классов (групп). Социальные паспорта, как пра- вило, содержат информацию о количестве в конкретном классе
(группе) детей из семей, по тем или иным показателям попадающих

35 в группу риска. Характер взаимодействия педагогов с семьѐй дол- жен быть дифференцированным и определяться содержанием про- блемы. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодей- ствия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей и детей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать их к делам школы и класса.
На основании анализа существующей проблемы можно выде- лить следующие направления профилактической работы образова- тельного учреждения:
 работа с семьѐй (диагностика детско-родительских от- ношений, типа семьи, оказание различных видов помощи и под- держки семье, постоянный контакт школы с семьѐй и т.д.);
 работа с ребѐнком (диагностика и изучение личностных особенностей ребѐнка, создание ситуации успеха, педагогическая помощь и поддержка, щадящий режим обучения и т.п.);
 работа с педагогическим коллективом образовательной организации;
 социально-педагогическое и психологическое сопрово- ждение личности в образовательной организации;
 профилактика социально-педагогической запущенности детей и повышение педагогической культуры родителей.
2. Диагностика проблем личностного и социального раз-
вития детей и подростков, включѐнных в банк данных и попа-
дающих в сферу деятельности системы профилактики.
Специалисты Совета профилактики изучают индивидуальные особенности несовершеннолетнего и выявляют его интересы и по- требности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, откло- нения в поведении, определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследует условия и осо- бенности отношений ребѐнка.
На втором этапе несовершеннолетние обследуются в зависи- мости от выявленного фактора риска с использованием подобран- ных диагностических средств. Такая углублѐнная диагностика про- водится педагогом-психологом совестно с социальным педагогом.
По необходимости может запрашиваться и анализироваться информация из медицинских учреждений, из подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних, органов со- циальной защиты и т.д.
3.
Разработка плана индивидуальной профилактиче-
ской работы.