ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Культурология



Группа ПМ22УП171в
Студент



А.А. Никитина


МОСКВА 2023

1. Заполните таблицу «Основные культурологические школы».


Название теории

Автор

Содержание теории

Общественно-историческая (циклическая) школа


1 Николай Яковлеч Данилевский,

2 Освальд Шапенглер,

3 Арнольд Тойнби

1. Нет единой подчиняющейся одной законодательной норме истории развития человеческой культуры, но есть совокупность историй отдельных культур, сосуществующих или сменяющих друг друга, живущих каждая по своим законам.

2. Любая культура имеет свою судьбу, свои характеристики, своя форму бытования.

3. Каждая культура представляет собой автономную систему, эквивалентную и в ценностном соотношении соизмеримую с другими.

4. В своем развитии культуры проходят определенные циклы.

Общий вывод: единая культура человечества – это фикция. В действительности мы имеем целый ансамбль, сложное переплетение различных культурных формообразований. Прогресс состоит в том, чтобы исходить все поприще исторической деятельности, полностью реализоваться.

Натуралистическая, психологическая, школа


1 Зигмунд Фрейд

2 Густав Юнг

Зигмунт Фрейд - развитие психики есть приспособление, адаптация к окружающей, преимущественно враждебной, среде. Эта биологическая детерминация и направляет процесс становления психики. Движущими силами психического развития служат врожденные и бессознательные влечения. С точки зрения психоанализа, основой психического развития является не интеллектуальная сфера, а эмоции и мотивы человека; познавательное же развитие есть как бы следствие мотивационного. Либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера человека, и, исходя из закономерностей ее развития, Фрейд создал свою периодизацию. Он считал, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом Фрейд уделял большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. На этих основаниях он выделял три больших этапа, разделяющихся на несколько стадий.

 Первый этап- либидо-объект - характерен тем, что ребенок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо. Этот этап длится до года и носит название оральной стадии, так как удовлетворение происходит при раздражении полости рта. Фиксация на этой стадии происходит в том случае, если ребенок в данный период не смог реализовать свои либидозные желания (например, ему не давали соски). Для этого типа личности характерна, с точки зрения Фрейда, определенная инфантильность, зависимость от взрослых, родителей даже в зрелом возрасте. Причем такая зависимость может выражаться как в конформном, так и в негативном поведении.

Второй этап, который длится до начала полового созревания, называется либидо-субъект и характеризуется тем, что для удовлетворения своих инстинктов ребенку не требуется никакой внешний объект. Иногда Фрейд называл этот этап периодом нарциссизма , считая, что для всех людей, у которых произошла фиксация на данном этапе, характерна ориентация на себя, стремление использовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и желаний, эмоциональная отгороженность от них. Этап нарциссизма состоит из нескольких стадий. Первая, которая длится примерно до трех лет, - анальная , при которой ребенок не только учится определенным навыкам туалета, но у него начинает формироваться и чувство собственности. Фиксация на этой стадии формирует анальный характер , который характеризуется упрямством, часто жесткостью, аккуратностью и бережли. С трех лет ребенок переходит на следующую, фаллическую стадию , на которой дети начинают осознавать свои сексуальные отличия, интересоваться своими гениталиями. Фаллическую стадию Фрейд называл критической для девочек, которые впервые начинают осознавать свою неполноценность в связи с отсутствием у них пениса. Это открытие, считал он, может привести к позднейшей невротизации или агрессивности, которая вообще характерна для людей, фиксированных на этой стадии. В этот период растет напряженность в отношениях с родителями, прежде всего с родителем своего пола, которого ребенок боится и к которому ревнует родителя противоположного пола. Напряженность ослабевает к шести годам, когда наступает латентная стадия в развитии либидозного влечения. В этот период, который длится до начала полового созревания, дети обращают большое внимание на учебу, спорт, игры.

Третий этап начинается в подростковом возрасте и называется, как и первый, либидо-объект , так как для удовлетворения либидозного влечения человеку опять необходим партнер. Эту стадию также называют генитальной , так как для разрядки либидозной энергии человек ищет способы половой жизни, характерные для его пола и типа его личности.

Согласно Юнгу, у каждого человека есть тенденция к индивидуации или саморазвитию. Юнг считал, что психика имеет врожденное стремление к целостности. Индивидуация означает становление единого, цельного существа, Мы, следовательно, могли бы интерпретировать индивидуацию как „путь к личности“ или „самореализацию“. Индивидуация — естественный, органичный процесс. В ней раскрываются наша сокровенная природа и главный путь каждого из нас. Индивидуация — процесс достижения целостности и, таким образом, стремление к большей свободе. Процесс включает развитие динамической связи между эго и самостью с интеграцией различных частей психики: эго, персоны, тени, анимы и анимуса и других архетипов бессознательного. Когда люди становятся более интегрированными, они начинают выражать эти архетипы более тонкими и сложными способами.Юнг обозначает следующие этапы индивидуации:

1. Раскрытие персоны - в начале процесса индивидуации мы должны начать раскрытие персоны и рассматривать ее, скорее, как полезный инструмент, чем как постоянную часть самих себя. Хотя персона выполняет важные защитные функции, она также является маской, скрывающей самость и бессознательное.

2. Борьба с тенью - мы вынужденно сталкиваемся с тенью, когда смотрим на то, что стоит за внешними проявлениями. Мы можем освободиться от влияния тени в той мере, в какой приняли реальность темной стороны каждого из нас и одновременно поняли, что представляем собой больше, чем тень.

3. Противостояние аниме и анимусу - следующим шагом является столкновение с анимой или анимусом. Мы должны относиться к этому архетипу как к реальному человеку или людям, с которыми мы можем общаться и учиться у них. Например, Юнг спрашивал у являвшихся ему персонажей анимы об интерпретации символов сна, подобно тому, как пациент консультируется у аналитика. Мы также узнаем, что фигуры анимы или анимуса достаточно автономны и могут влиять на нас и даже управлять нами, если мы игнорируем их или слепо принимаем их образы и планы за свое собственное личное создание.

4. Развитие самости - целью и кульминацией процесса индивидуации является развитие самости. По Юнгу: «Самость — это цель нашей жизни, так как она и есть наиболее полное выражение пророческого сочетания, которое мы называем индивидуальностью». «каждый должен быть тем, кто он есть; каждый должен раскрывать свою собственную уникальность, центр личности находится на одинаковом расстоянии от сознания и бессознательного; мы должны стремиться к той идеальной цели, которую природа выявляет, чтобы направить нас».

Социологическая, философско-социологическая, школа

Макс Вебер

Вебер был антинатуралистом, призывал отказаться от оценочных суждений в науке. Он разграничивает два акта – отнесение к ценности и оценку; если первый превращает наше индивидуальное впечатление в объективное и общезначимое суждение, то второй не выходит за пределы субъективности. Оценки и вкусы не должны вторгаться в пределы научных суждений. Идеальный тип – это «интерес эпохи», выраженный в виде теоретической конструкции. Он не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема, близок к идеальной модели, которой пользуется естествознание. Это способ систематизации и упорядочения конкретного материала. Идеальный тип позволяет понять эмпирическую реальность путем сравнения ее с идеальным типом. Идеально-типические конструкции — это узловые понятия, которые отражают важнейшие явления и процессы: «экономический обмен», «экономический человек», «ремесло», «капитализм», «церковь», «секта», «христианство», «средневековое городское хозяйство. Вебер выделяет исторический и социологический идеальные типы:

1. Исторический (генетический) идеальный тип служит средством раскрытия генетической связи исторических явлений отражает живую историю‚ уникальные исторические конфигурации. Пример: «средневековый город», «кальвинизм», «методизм», «культура капитализма» и пр. все они образованы подчёркиванием одной из сторон эмпирически данных фактов.

2. Социологические идеальные типы как инструменты социологического исследования должны быть более общими и могут быть названы «чистыми идеальными типами». Так социолог конструирует модели господства, встречающиеся во все исторические эпохи в любой точке земного шара. Чистые типы пригодны в исследовании тем больше, чем они дальше от действительных, эмпирически существующих явлений.


Натуралистическая школа

Бронислав Малиновский

В основе концепции культуры Малиновского лежит теория потребностей. Его основная идея состоит в том, что культура первоначально зародилась как «ответ» на элементарные биологические потребности человека (в еде, жилище, продолжении рода). Потребности разделяются на два вида: основные биологические потребности и производные. Удовлетворение биологических потребностей (воспроизводство, защита, отдых) приводит к преобразованию окружающей среды, к формированию нового, искусственно создаваемого окружения, которое выступает как культура. Производные потребности порождаются не природой, а культурной средой. Они возникают тогда, когда возникает культура. К производным потребностям Малиновский относит потребности в авторитете, социальном контроле.

Современная цивилизация предстаёт у Малиновского в виде сложной системы социальных институтов, т. е. исторически сложившихся форм организаций, каждая из которых выполняет определённую функцию по удовлетворению как первичных (физиологических и психических), так и вторичных (собственно духовных) потребностей людей.

Основным условием существования цивилизации Малиновский считал «равновесие» форм организации общественной жизни, гармонию социальных институтов.

Типы институтов по Малиновскому:

1. Семья, клан;

2. Все организованные группировки, определяемые полом и возрастом (мужские секретные общества, клубы);

3. Профессиональные институты (образование, экономика, судопроизводство, религиозное богослужение).

Это структурная модель культуры.

Наряду с институтом центральное место в концепции Б.Малиновского занимает понятие «функция». Ученый подчеркивает важность определения культурных феноменов через их функцию. Каждый элемент культуры считается им не как что-то случайное, а как образование, выполняющее определенную функцию. Исследователь подходит к определению функции через понятие полезности и взаимосвязи, через удовлетворение определенной потребности человека.

Малиновский вместе с Радклифф-Брауном (основоположник функционализма) сформулировал три основных постулата функционального подхода:

1.Каждая культура — это целостность (как следствие функционального единства общества);

2.Каждое общество или тип цивилизации, каждый обычай или обряд, поклонение или верование выполняют определённую жизненно важную функцию для культуры;

3.Каждый её элемент – незаменим.


Социологическая, философско-социологическая, школа

Питирим Алксандрович Сорокин

За исходные пункты в описании типа культуры П.А. Сорокин предлагал принимать четыре признака.

1. Природа реальности, способ ее восприятия людьми. Земная жизнь может казаться людям лишь иллюзией, временным пребыванием, в отличие от подлинной - сверхчувственной, нематериальной - реальности, которая находится за ее пределами.

Возможен и противоположный способ восприятия реальности, когда преимущество отдается материальному бытию, которое окружает людей и воспринимается органами чувств. Среда обитания формирует их потребности и ценности.

Наконец, третий вариант понимания реальности представляет собой уравновешенный синтез первого и второго, в нем сосуществуют те и другие признаки.

2. Природа потребностей и целей, требующих удовлетворения. Существуют телесные, чувственные потребности, такие как голод, жажда, секс, безопасность; их удовлетворение необходимо для жизненного комфорта.

Но человек не ограничен только физическим миром, у него имеются духовные потребности: спасение души, исполнение священного долга, преданность Богу, моральные императивы; жажда славы, власти, денег, популярности, познания. Бывают и смешанные телесно-духовные потребности. На основе конкретных предпочтений тех или иных потребностей и целей строятся системы ценностей, типичные для разных культур.

3. Степень и формы удовлетворения потребностей. Удовлетворение потребностей имеет чрезвычайно широкий диапазон. Амплитуда колебаний: от минимума - к максимуму, от скудости - к роскоши. Ранжирование самое различное: от примитива до экстравагантности, от добродетели до порока. Это характерно и для телесных, и для духовных, и для смешанных потребностей. Но в каждом типе культуры их конфигурация имеет особый характер.

4. Способы удовлетворения потребностей. Человек может удовлетворять свои потребности посредством поиска средств и среды их реализации, выявления внутренних резервов за счет собственной энергии; привлечения новых источников преодоления жизненных проблем.


Школа структурного функционализма


Толкотт Парсонс

Согласно теории Парсонса, "первичным социальным объектом " является "единичное действие ", которое, в конечном счете, в комбинации с другими социальными объектами, составляет "систему действий " или "взаимодействий " между "Я " и "другим ". Это взаимодействие создает определенное культурное поле, в рамках которого возникают культурные (или, как Парсонс иногда говорил) символические объекты. Смысл социальных действий зависит от их положения внутри культуры, поскольку только последняя определяет их значение, их символический смысл. Социальный деятель может вступать в отношения с миром только посредством знаков и символов. Вне культурного, символического поля не может существовать взаимодействия. "Культурный элемент, - по Парсонсу, - это символический элемент культурной традиции: идея или верование, символ или ценностная модель. "

В другом месте Парсонс писал, что "наиболее фундаментальной теоремой теории действия является утверждение, что структура системы действия состоит из институциолизированных (в социальные и структурные системы) и интериоризированных (в личностях и организмах) моделей культурных значений. "Таким образом, культура существует как система моделей внутри человеческого сознания и в как система символов для сознания коллективного.

Символическая школа

1. Эрнст Кассирер,

2. Клод Леви-Стросс


Символическая школа в культурологии рассматривает все процессы, происходящие в культуре, как чисто коммуникационные. Культура понимается как знаковая система, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации, а через нее - и к взаимной информации. Культура - совокупность знаков и знаковых систем, символов, совокупность культурных обозначений (знаки, символы, образы, маркеры, атрибуты, имидж, семантические конструкты, культурные тексты и коды, семиозис, культурная семантика в целом), которые выражают различные культурные значения (культурные смыслы явлений, оценки и оценочные критерии, герменевтика культуры).

истоки культуры лежат в способности человека творить некий искусственный, окружающий нас мир, обозначая реальность определенными символами. Словесные и иные знаковые обозначения в повседневной жизни, науке и искусстве не только передают во времени и пространстве ту или иную информацию, но придают ей определенную форму и сохраняют ее на века, образуя огромный и избирательно пополняющийся мир человеческой культуры. Человек находится как бы в новом измерении действительности, живет не просто в физической, а в символической вселенной. Язык, миф, искусство, религия, все наши духовные проявления - части этой вселенной. Они как нити сплетаются в плотную символическую сеть, которая, хотя и накапливает человеческий опыт, но порой заслоняет от нас реальность. Культура есть символически значимое конструирование мира. Она может быть представлена в виде совокупности различного рода символических форм (язык, мифология, философия, религия, искусство, наука, идеология). Символические формы автономны и самодостаточны. Символ культуры - чувственно воспринимаемый предмет, представляющий некоторый другой предмет, свойство или отношение, использующийся для приобретения, хранения, переработки и передачи культурных значений и смыслов. В качестве культурных символов могут выступать практически любые предметы и вещи, природные и социальные процессы, животные и растения, фантастические существа и т.д. Культурные символы есть конкретно-чувственное выражение идей, идеалов и ценностей, которыми живет человек и которыми обусловливается развитие и функционирование самой культуры. В разных историко-культурных контекстах культурный символ может наделяться различными значениями (например, в античной мифологии рыба - символ плодовитости, в христианской - сакральный символ Христа, в современной геральдике - символ рыболовства). Поэтому каждый культурный символ должен интерпретироваться только с учетом специфики его функционирования в конкретном социокультурном контексте.



2. Три стадии развития культуры по Н.А. Бердяеву, дайте комментарии.


Природно-

органическая

Культурно-духовная

Технически машинная

На природно-органической стадии дух погружён в природу. Культура воспринимается как сама собой разумеющаяся. Она переплетена с природой и её закономерности в сознании людей схожи с законами природы. Своё отражение это находит в растительных и животных культах, теллурической мистике и мистике земли. В преображённом виде отдельные элементы этих культов вошли и в христианство. На этой стадии культура ещё окружена природой, и человек культуры всё ещё живёт в природном мире, который представлялся сотворённым богом. Процветание культур и государств представляется как животно-растительный процесс, что, по мнению философа, не верно. Между организмом и организацией существуют принципиальные отличия. Организм рождается и сам рождает, он целостен, растёт и развивается, ему имманентно присуща целесообразность. Организация творится активностью человека, состоит из частей, не растёт и не развивается, целесообразность вкладывается в него организатором извне. Однако инерция, содержащаяся в организации, может действовать на создателя и даже порабощать его себе. “В истории были организованные тела, – пишет Н. А. Бердяев, – подобные жизни организмов. Так, патриархальный строй, натуральное хозяйство представлялись органическими и даже вечными в своей органичности. Органический строй обычно представлялся созданным не человеком или самой природой, или Творцом мира. Долгое время была вера в существование вечного объективного порядка природы, с которым должна быть согласована, и которому должна быть подчинена жизнь человек.

Культурная стадия начинается с выделения духа из природы и образования особой сферы духовности. В определённой мере она начинается с христианства, которое радикально изменило взгляд человека на среду своего обитания. Предание о последовательных стадиях творения и линейная концепция неповторимого исторического времени как бы возвышают человека над природно-космическим циклом времён и утверждают духовную монополию человека над природным царством. Человек выделил себя из природного мира в особую часть реальности, которая имела значение только для него и, следовательно, могла быть им преобразована. “Я” и “мир” оказались разъятыми и противостоящими друг другу

Характеризующаяся активным овладением духом природой. Утвердившись в условной оппозиции по отношению к природе, человек превращается в её эксплуататора. Природный мир становится для человека простым объектом познания, что приводит к экспансии познающего разума и рождению феномена техники. На заре Нового времени английский философ Ф. Бэкон трактует науку как техническую власть над природой и провозглашает лозунг: “Знание – сила!” Эта позиция стала исходной в человеческой деятельности и определила её направленность на несколько столетий. Однако негативные последствия “господства” над природой незамедлили сказаться. И уже в XVIII в. культурное самосознание технического человека подверглось переоценке. Это нашло своё выражение в возрождении натурфилософии.



3. Бахтин: «Этот «другой» мир — мир игры — реальный феномен человеческой цивилизации на всех этапах». В какой сфере человеческой деятельности игровое начало выполняет важную роль?
Отличительной чертой искусства является не только его эстетическая, но и игровая природа. Игра издавна понималась как способ деятельности, связанный с развлечением, получением удовольствия. Игра — свободно организованный процесс. Игры бывают разные: детские, азартные, спортивные. Детские игры наиболее свободны от правил. Дети входят и выходят из игры практически без подготовки. Для них жизнь в игре органична и естественна. Их игры отличаются бескорыстностью, импровизационностью, стремлением примерить на себя мир взрослых, стать мамой, играя в «дочки-матери», выбрать себе профессию — врача, продавца, милиционера, артиста и сымитировать их деятельность или, разделив мир на своих и чужих, играть в казаки-разбойники.

Не удивительно, что игровой момент в известном смысле характерен и природе, в особенности всему живому в ней.
Мы часто говорим об игре солнечных лучей на различных зеркальных поверхностях, об игре света и тени в лесной чаще. Мы завороженно можем наблюдать за игрой домашних любимцев котят и щенят, которые с упоением играют друг с другом или каким-либо пришедшимся им по нраву предметом, здесь же будет уместно вспомнить знаменитые брачные игры животных.
Игра сюжетов, игра случая, обстоятельств, игра цвета и на строения, игра в воспоминание, спортивные игры. Игра слов: «Мне нравится ставить слова в глупое положение, сочетать их шутовской свадьбой каламбура, выворачивать наизнанку, заставать их врасплох. Что делает ветер в слове ветеринар? Откуда томат в авто мате? Как из зубра сделать арбуз?»
Известный голландский культуролог Й. Хейзинга написал книгу «Человек играющий». Поставив в названии слово «Играющий» с большой буквы, автор особым образом подчеркнул, что для человека игра является важной формой его бытия, атрибутивным свойством его жизни. Игра, по Хейзингу: «Действие, протекающее в определенных рамках места, времени и смысла в обозримом порядке по добровольно принятым правилам и вне сферы материальной пользы или необходимости. Настроение игры есть отрешенность и восторг священный или просто праздничный, смотря по тому, является ли игра сакральным действием или забавой.

Само действие сопровождается чувствами подъема и напряжения и несет с собой радость и разрядку». Важно еще одно замечание Хейзинга, касающееся игры, о том, что существенным ее признаком, будь то культ, представление, состязание, празднество, является то, что они к определенному моменту кончаются.
Игровой момент проявляется и в социальных ролях, который призван исполнять человек в обществе. Каждый олицетворяет ту или иную родственную роль: ребенок, родитель, сестра, брат. На ряду с этим он занимает место в иерархической лестнице на службе. Подобное осмысление ролевого начала трансформирует игровой мотив в несколько другое качество. Здесь в меньшей степени выражен момент притворства, лицедейства. В жизни взрослых людей момент игры наиболее ярко и выразительно проявляется на праздниках, когда человек имеет полное основание отдыхать, вести себя иначе, чем обычно, повалять дурака, раскрепоститься, повеселиться, но об этом более подробно мы говорили несколько ранее.
Игровой момент наиболее полно реализуется в искусстве вследствие того, что для искусства чрезвычайно важными моментами являются свобода фантазии и воображения.