Файл: Культурология в системе гуманитарного знания Методичка 2.docx
ВУЗ: Тихоокеанский государственный медицинский университет
Категория: Методичка
Дисциплина: Культурология
Добавлен: 14.02.2019
Просмотров: 1192
Скачиваний: 3
7 вопрос
Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.
Синхронистический - исследование, в т. ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.
Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в нац. культуре.
Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.
Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.
Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.
Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.
Психологический - метод, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.
-
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.
8.1.На примере исторического феномена культуры показать действие принципов историзма и объективности (один по выбору)
Соотнесите определения культуры с автором высказывания:
-
Культура – есть совершенствование разума человека.
-
Культура – это вторая природа человека.
-
Культура – это историческая ступень в развитии общества и человека.
Авторы – а) И. Гердер
б) И. Кант
в) Г. Гегель
-
Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время (выполнение тестового контроля и творческого задания).
9.1.
Утверждения, характерные
для символического направления
культурологии
1)
Культура теряет непосредственную связь
с предметами, образуя знаково-символическую
систему.
2) В разных
типах культур, в многообразных проявлениях
одной и той же культуры проявляется
некое универсальное начало –генотип
социального опыта.
3) Основное условие
существования цивилизации – гармония
социальных институтов.
4)
Культура – сложная система символов и
норм, которые постоянно изменяются
людьми в сторону их совершенствования.
9.2.
Элементы,
относящиеся к предмету изучения
культурологии
1)
универсальные свойства, характерные
для каждой культуры
2)
закономерности научно-технического
прогресса
3) способности людей
психологически воздействовать друг на
друга в процессе трудовой деятельности
4)
деятельностно-реализованные силы и
способности людей (умения, навыки,
постижение чего-либо, процессы
социокультурной динамики, стереотипы
культурного флагирования)
5)
уровень экономических достижений
мировой цивилизации памятники прошлых
геологических эпох
6)
уровень достижений мировой культуры и
отдельных сообществ, памятники культуры
как предметные результаты материальной
и духовной деятельности людей
9.3.
Верное суждение о культуроведении
1)
является методологией по отношению к
культурологии
2)
совокупность частных научных дисциплин,
изучающих отдельные подсистемы
культуры
3)
культуроведение и культурология –
тождественные понятия
4) интегративное
знание о целостном феномене культуры
9.4.
Утверждения, характерные для
психоаналитической школы в культурологи
1)
Культура подавляет в человеке многие
творческие задатки, создавая “среднего
человека”
2)
Культура сдерживает инстинкты,
разрушительные силы человеческого
бессознательного
3)
Исторический процесс идет не по прямой,
а как “циклическая флуктуация” –
идущая законченными циклами смена
перетекающих друг в друга типов
культуры
4) Всемирно – историческое
развитие предстает в виде движения от
локальных культурных общностей к единой
общечеловеческой культуре
9.
5. Утверждение, характерное для
социологического направления
культурологии
1)
История – это смена целостных
социокультурных сверхобщностей,
внутренне связанных определенным
единством ценностей и значений
2)
Культурный процесс имеет иррациональную
основу. Возрастание роли интеллекта
ослабляет первичные инстинкты человека,
ощущение его слитности с миром
3)
Всемирно – историческое развитие
предстает в виде движения от локальных
культурных общностей к единой
общечеловеческой культуре
4) Культура
– совокупность знаковых систем, важнейшей
из которых является язык. Скрытым
закономерностям этих систем бессознательно
подчиняется человек
-
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.
(Прочтите текст и определите, какое задание относится к: истории мировой и отечественной культуры, истории культурологического учения, философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, психологии культуры)
Задание №1.
Вильгельм Гумбольдт однажды сформулировал такой парадокс:
"Человек является человеком только через язык, но чтобы достичь языка, он у же должен был быть человеком". Это относится и ко всей культуре. С неспециализированными органами и редуцированными инстинктами человек просто не смог бы выжить без культуры. Но как возможно бытие существа, которое психосоматически уже является человеком, но еще не располагает культурой? Так как у человека нет возможности передавать культуру биологически, он изначально должен был передавать ее по традиции. Иначе говоря, нет человека до культуры, какого-то "дикого человека" без языка, орудий, воспитания и т. п., одним словом, без культуры.Ландманн обращает внимание на то, что уже в процессе эволюции культура играла немалую роль, воздействовала на формирование человеческого тела. Мозг австралопитека еще в 2-3 раза меньше, чем у homosapiens, но австралопитек (или homohabilis) уже использует орудия, а синантроп пользуется огнем в борьбе за существование. Последние стадии биологического развития человека находятся под влиянием первых стадий развития культуры. Человеческая природа сформирована культурой.
Задание № 2.
Таковы, например, расхождения между пониманием личности в восточной (например, японской) и западной культурах. В японской культуре делается гораздо меньший упор на уникальность и автономность личности. Интенция понятия личности обращена вовне, на другого, на группу лиц, на общество. Тогда как западноевропейская специфика предполагает направленность личность вовнутрь — сосредоточенность на внутреннем мире человека. Всякое “Я” в японской культуре ничего не значит вне обязанностей перед обществом. Я определяется только во взаимодействии с другими людьми, Взаимоотношения с людьми определяют тебя и дают возможность определить других.
Задание № 3.
Задачи, стоящие перед этой наукой, — описание существующих культур (их языка, обычаев, социальных норм, поведения и психологии и др.), культурного взаимодействия, динамики культуры, происхождение культур, углубление понимание собственной культуры; в комплексе с социологией — изучение общественных институтов и их культурных функций с точки зрения динамики целого и частей, его самоорганизации и адаптации (функционализм); попытки вычленить некую структуру, лежащую в основе широкого спектра социальных явлений, а также решение таких философских вопросов, как влияние языка на мышление, культуры на систему ценностей индивида.
Задание № 4.
По мнению, П. А. Сорокина современная западная культура, — преимущественно чувственная, а ее сегодняшний кризис заключается в разрушении свойственных ей идеалов и норм, в иррационализации жизни и маргинализации культуры. Психологические типы культуры могут отличаться от ее, например, исторических, социологических или политических квалификаций глобальными масштабами времени. Он подчеркивает, что переход от монархии к республике, от капитализма к коммунизму совершенно незначителен по сравнению с заменой одного фундаментального психологического типа культуры на другой. По мнению П.Сорокина, единство всякой великой культуры заключается в ее главной ценности. Бог, в частности, составлял главную ценность, на которой основывалась западноевропейская культура Средних веков. Все значения Средневековой культуры прямо или косвенно выражали фундаментальный религиозно-ценностный принцип. Господствующие нравы и обычаи, образ жизни и структуры сознания— во всем ощущался пиетет божественных ценностей и отрицательного отношения к чувственному миру человека, его телу, богатству, радостям жизни и т.п. Психическая ткань явлений Средневековой культуры пропитана сверхчувственностью и сверхрациональностью опыта веры, мистического опыта. Переход к Новому времени сопровождался разрушением психологических оснований идеациональной, сверхчувственной культуре Средневековья и формированием психологии новой культуры. Чувственная культура Нового времени возникает на психологии чувств как светская культура, противоположная религиозной. Чувственное отношение к миру определило ценностные приоритеты новой культуры. Реально только то, что мы видим, слышим, осязаем с помощью наших органов чувств. Сверхчувственная реальность уступила место чувственной реальности природы. Согласно П.А.Сорокину, психологические типы сверхчувственной и чувственной культур можно обнаружить в любых цивилизациях и в любых исторических периодах и обществах.
Задание № 5.
Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные группы (молодежная субкультура), крупные неформальные группы (хиппи, панки и т.п.), территориальные общности (горожане, сельские жители, население малых городов), конфессиональные группы (православные, иудеи, протестанты, католики), национально-этнические образования (англосаксы, славяне, монголоиды) и т.д. Носители субкультуры, как правило, не отрицают культуры целого, но все же существенно отличаются от нее.
Задание № 6.
Проблематика
впервые осознаётся софистами,
сформулировавшими антиномию природного
и нравственного (отождествляемого с
культурой): так, согласно Гиппию,
человеческие установления (обычаи,
законы)... насилуют нас часто вопреки
природе. Киники (Антисфен, Диоген
Синопский) развили это противопоставление
до вывода о необходимости возврата к
природе, к простоте первобытночеловеческого
существования, выступив одними из первых
критиков культуры. Киническая критика
искусственности и испорченности
общественного состояния, воспринятая
в ослабленном виде стоицизмом, составила
неотъемлемый элемент той духовной
атмосферы, в которой развивалась
общественная мысль раннего христианства
и его "теология культуры".
В
новое время проблематика получает
особое развитие у Дж. Вико, Ж. Ж. Руссо,
Ф. Шиллера (учение о "наивной" и
"сентиментальной" поэзии как двух
фазах в развитии культуры), И. Г. Гердера
и йенских романтиков (идея индивидуального
своеобразия национальных культур и
отдельных исторических ступеней
культурного развития).
Задание № 7.
Можно датировать существование в узком смысле - как осмысления разных стадий эволюции человеческой культуры. Центр тяжести сосредоточивается теперь на противопоставлении культуры как органической целостности - цивилизации как проявлению механического и утилитарного отношения к жизни. У Данилевского и Шпенглера эта идея сочетается с постулатом об абсолютной замкнутости и взаимной непроницаемости различных (национальных или исторических) культур, что сопровождалось отрицанием общечеловеческого значения культуры. Стремление избавиться от релятивизма и скептицизма в осмыслении культуры привело А. Тойнби к возрождению религиозно-философских идей Августина. С. Л. Франк попытался представить культуру и цивилизацию в качестве различных, одновременно присутствующих необходимых уровней в развитии культуры.
-
Учебно-материальное обеспечение:
-
Литература:
-
а) обязательная
1. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е., Самыгин С.И. Культурология: Учебное пособие. – М., Издательский центр «МарТ», 2004.
2. Культурология. Под ред.Солонина Ю.Н., Кагана М.С. М.: Высшее образование, 2007.
3. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. СПб.: Питер, 2006.
б) дополнительная
1. Никитич Л.А. Культурология. Теория. Философия. История культуры. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
-
Материальное обеспечение:
а) наглядные пособия (схемы структуры культурологического знания, слайды, и т.п.)
б) технические средства обучения (проектор, компьютер, презентация и т.п.)
Оценивание уровня сформированности компетенций обучающихся проводится по балльно – рейтинговой системе.
Задания |
Количество баллов (верхний порог) |
|
Составление презентации «Основатели теоретической культурологии» |
10 |
|
Написание эссе |
10 |
|
Устное выступление |
5 |
|
Решение тестов (обязательное для всех студентов) |
3 |
|
Установление соответствия- см.8,1 |
3 |
|
Знание терминов (обязательное для всех студентов) |
3 |
|
Премиальный балл за активность-задание вопросов, ответы на дополнительные вопросы, дополнения устных ответов. |
1 |
|
Конспект подготовки к семинарскому занятию тезисы по вопросам семинара (без выступления, обязательный для всех студентов) |
3 |
|
Научный реферат |
15 |