Файл: Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ по учебной дисциплине ен. 01 Химия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 724

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Небольшое количество раствора яичного белка нагрейте до кипения и наблюдайте помутнение жидкости. Чем это объясняется? Разбавьте раствор водой. Растворяется ли осадок; если нет, то почему?
Опыт 3. Высаливание белков сульфатом аммония

В пробирку налейте по 1 -1,5 мл раствора яичного белка и сульфата аммония и встряхните смесь. Жидкость мутне­ет. Что происходит с белком? Разбавьте смесь большим количеством воды. Что произошло с осадком? Какой вы­вод о свойствах белков можно сделать на основании это­го опыта?
Опыт 4. Осаждение белков солями тяжелых металлов

В две пробирки налейте по 1-2 мл раствора яичного белка и медленно, по каплям, при встряхивании приливайте в одну из них насыщенный раствор сульфата меди (II), а в другую 20%-ный раствор ацетата свинца. Что наблюда­ется? Разбавьте раствор большим количеством воды. Сделайте вывод о действии тяжелых металлов на белок.



Опыт 5. Осаждение белков минеральными и органическими кислотами

В две пробирки налейте по 1 мл раствора яичного белка. Осторожно добавьте в пробирку с раствором белка кон­центрированной соляной кислоты так, чтобы кислота не смешивалась с белком. В месте соприкосновения двух жидкостей образуется белый хлопьевидный осадок. По­вторите этот опыт с концентрированной уксусной кислотой. Сделайте вывод об отношении белка к концентрированным кислотам.
Опыт 6. Осаждение белков спиртом

В три пробирки налейте по 1-1,5 мл раствора яичного и мясного белков, раствора молока и до­лейте в них по 2-3 мл этилового спирта. Что наблюдается? Растворяется ли осадок в воде? Какой вид свертывания наблюдается?
Опыт 7. Цветные реакции на белки

  1. Ксантопротеиновая реакция. Ксантопротеиновая реакция указывает на наличие в белке аминокислот, со­держащих бензольные ядра, например тирозина. При взаимодействии таких аминокислот с азотной кислотой образуются нитросоединения, окрашенные в желтый цвет.

В три пробирки налейте по 1 мл растворов яичного и мясного белков, раствора молока, в четвертую пробирку положите немного творога. В каждую пробирку добавьте 5-6 капель концентрированной азотной кислоты до появления белого осадка или мути от свернувшегося белка. Пробирки с реакционными смесями нагрейте до окрашивания осадка в желтый цвет.

В процессе гидролиза идет растворение осадка. Охладите смеси и добавьте к ним осторожно, по каплям, избыток концентрированного раствора аммиака. Окраска пе­реходит в оранжевую.


2. Биуретовая реакция. С помощью биуретовой реакции обнаруживают наличие пептидных группировок в молекулах белка. Белки с солями меди (II) дают красно- фиолетовое окрашивание вследствие образования слож­ных соединений.

В три пробирки налейте по 1 мл растворов яичного и мясного белков, раствора молока, в четвертую пробирку положите немного творога. В каждую пробирку налейте 20%- ного гидроксида натрия или гидроксида калия. Затем прилейте немного разбавленного раствора медного купороса и содержимое тщательно перемешайте. Что наблюдается?

3.Открытие серы в белках. В разные пробирки налейте по 1-2 мл растворов яичного, мясного, белков, раствора молока и прилейте в каждую пробирку двойной объем концентрированного раствора едкой щелочи. Содержимое пробирок нагрейте до кипения и затем продолжите кипятить 1-2 мин до ясного выделения аммиак. Последний можно обнаружить по запаху или по посинению влажной лакмусовой бумажки.

К полученному щелочному раствору белка прилейте 1 мл раствора соли свинца и вновь нагрейте смесь до кипения. При нагревании белок гидролизуется и образуется H2S. Раствор окрашивается в темно-коричневый цвет.

Напишите уравнения реакций: а) взаимодействия соли свинца со щелочью, б) взаимодействия щелочи с полученным осадком гидроксида свинца, в) реакцию взаи­модействия сероводорода с плюмбитом натрия. На ос­новании чего можно судить о наличии серы в белках?
Оформите результаты лабораторной работы в тетради.

Сделайте выводы.

Контрольные вопросы

  1. Что такое денатурация? Укажите условия денатурации белковых молекул

  2. Какие группы атомов и типы связей наиболее характерны для большинства белковых молекул?

  3. Как можно доказать наличие белков в продуктах питания, в шерстяных и шёлковых тканях?

  4. Какие вещества образуются при гидролизе белков в организме?

  5. Чем отличается гидролиз белков от гидролиза полисахаридов?


Лабораторная работа № 12

Получение коллоидных растворов

Цель:Приобретение практических навыков работы с химическим оборудованием и реактивами, соблюдая правила техники безопасности при работе в кабинете химии; закрепление теоретических знаний о коллоидных растворах; приобретения навыков составления формул и схем мицелл; научиться получать золи. Продолжить формирование умений проводить наблюдения и делать выводы, записывать уравнения

.

Оборудование и реактивы:штатив с пробирками; две бюретки; воронка; фильтры; стек­лянная палочка; три колбы вместимостью 50 мл; стакан вместимостью 50 мл; мерная пробирка, фильтровальная бумага. 5%-ный спиртовой раствор канифоли; 2%-ный раствор хлорида железа (III); 0,1 н. НС1; раствор аммиака; 0,002 н. раствор нитрата серебра; 0,01 н. раствора иодида калия.
Теоретическая часть

Коллоидные растворы (золи) можно получить как из неорганических веществ, так и органических веществ, если эти вещества практически нерастворимы в жидкости, служащей дисперсионной средой. Все методы получения коллоидных растворов делят на две основные группы:

1) диспергирование - дробление крупных частиц до коллоидной дисперсности;

2) конденсация - соединение атомов, ионов или молекул в более крупные частицы коллоидных размеров.

В коллоидном растворе частицы имеют размеры от 107 до 105 см.

Условно к методам диспергирования относят метод пептизации.

Он заключается в том, что к рыхлому свежеприготовленному осадку прибавляют раствор электролита (стабилизатора), под действием которого частицы осадка отделяются друг от друга и переходят во взвешенное состояние, образуя золь.

Пептизировать можно далеко не все осадки; плотные, тяжелые осадки не поддаются пентизации, наоборот, рыхлые, студенистые осадки, особенно свежеприготовленные, легко пептизируются.

К группе методов конденсации относят получения золей:

а) конденсацией паров,

б) заменой растворителя,

в) с помощью различных химических реакций.

Метод замены растворителясостоит в том, что к истинному раствору какого-либо вещества добавляют в большом объеме другую жидкость, которая является для этого вещества плохим растворителем, но хорошо смешивается с исходным растворителем.

Золи можно получить в результате химических реакций почти всех типов: обмена, окислительно-восстановительных, гидролиза и других. Например, золь хлорида серебра можно получить в ходе реакции обмена, смешивая очень разбавленные растворы хлорида натрия и нитрата серебра: NaCl + AgNO3 = AgCL + NaNO3

При этом одно из исходных веществ должно быть взято в избытке, чтобы служить стабилизатором получаемого гидрозоля. Если вещества будут взяты в эквивалентных количествах, то золь не получится и хлорид серебра выпадет в виде осадка.

Рассмотрим строение коллоидной частицы на примере образования золя иодида серебра. Если к разведенному раствору калий йодида прибавить эквивалентное количество раствора иодида серебра, что сразу образуется осадок иодида серебра:


KJ +AgNO3 → AgJ↓ + KNO3

Но, если к раствору иодида калия доливать раствор нитрата серебра постепенно, по каплям, то есть в условиях, когда в растворе есть избыток йодида калия, то образуется золь йодида серебра. В этой случае йодид калия способствует стабилизации коллоидных частиц AgJ. Таким образом, KJ является стабилизатор частиц AgJ, который предотвращает слипание частиц.

Возникновение золя связано с тем, что при взаимодействии KJ и AgNO3 образуется ультрамикрокристаллы йодида серебра m(AgJ).

K+ + J- +Ag+ + NO3- → AgJ + KNO3

После реакции в растворе остаются иони: K+, J-, NO3-

Частица кристаллического AgJ называется агрегат. Согласно правилу Фаянса-Пескова (Фаянса-Панета), на поверхности агрегата будут адсорбироваться ионы, которые входят в его состав. Такими ионами в данном случае будут J-ионы.

m(AgJ)nJ-

Вместе с агрегатом J- ионы образует ядро.

J- ионы называются потенциалопределяющими ионами.

Следующий за потенциалопределяющими ионами слой состоит из ионов противоположного знака, которые называются противоионы. В данном случае противоионами будут К+ -ионы:

{m(AgJ)nJ-(n-x)K+}x-
Часть противоионов (n-x)K+ находятся в непосредственной близости возле ядра и входит в состав плотного адсорбиционного слоя. Ядро вместе с адсорбционным слоем ионов и противоионов называется коллоидной частицей или гранулой. Частица имеет заряд, знак которого определяется зарядом потенциалопределяющих ионов (то есть -).

Все другие противоионы располагаются дальше от ядра и образуют диффузный слой.

Диффузный слой подвижный и способен перемещаться относительно твердой частицы с адсорбционным слой (гранулы). Толщина диффузного слоя изменяется с изменением концентрации и зарядов ионов, которые имеют противоположный знак по отношению к ядру. Противоионы этих двух слоев находятся в состоянии подвижного равновесия. Коллоидная частица в сочетании из противоионами диффузного слоя образуют мицеллу.

Мицелла йодида серебра имеет формулу:

{ m (Ag J) nJ- (n – x) K+}x- x K+

Агрегат потенциал противоины диффузный слой

определяющие

ионы
где m-число молекул Ag J;

n-число адосорбируемые ионов;


(n-x)-число противоионов адсорбционного слоя;

х-число противоионов диффузного слоя.