Файл: Выпускная квалификационная работа взаимосвязь личностных границ и склонности к созависимости у женщин.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 376
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цель эмпирического исследования – определение взаимосвязи личностных границ женщин с разным уровнем созависимости.
Объект – личностные границы.
Предмет – особенности личностных границ женщин с разным уровнем созависимости.
Гипотеза исследования: предполагается, что существуют особенности личностных границ женщин с разным уровнем созависимости. В частности:
-
для женщин с высоким уровнем созависимости характерным является низкий уровень сформированности психологических границ личности, сниженный уровень суверенности психологического пространства, а также преобладание избегание и беспокойства как аспектов привязанности к близким людям; -
для женщин с низким уровнем созависимости характерным является высокий уровень сформированности психологических границ личности, высокий уровень суверенности психологического пространства, а также малая выраженность избегание и беспокойства как аспектов привязанности к близким людям. -
женщины с резко выраженной созависимостью характеризуются достоверно более высоким уровнем проявления избегающего и беспокойного типа привязанности, характеризуются более высоким уровнем тревожности, более низким уровнем оформленности границ Я с одной стороны, также имеют более низкий уровень суверенности физического тела, привычек, социальных связей и ценностей.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать теоретические представления о категории «психологические границы личности».
2. Определить специфику феноменом «зависимость» и «созависимость».
3. Осуществить анализ научных источников по проблеме психологических особенностей женщин с созависимостью.
4. Спланировать и осуществить эмпирическое исследование, направленное на определение психологических границ личности женщины с созависимостью.
5. Проанализировать полученные в исследовании данные и сформулировать выводы.
Теоретико-методологическая основа исследования: основные методологические положения отечественной психологии о деятельности и подходах к её изучению (А.Н. Леонтьев, Б.Ф.Ломов), общепсихологические принципы детерминизма, единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), теоретические представления о психологических границах личности (Г. Габбард, В.К. Калиненко, К. Левин, С.К. Нартова-Бочавер и др.), а также о созависимости и созависимом поведении (Р. Веллеман, В.В. Гагай, Л.М. Зорина, В.В. Пукаев, А.А, Худякова и др.).
Методы исследования:
1. Метод анализа научных источников по теме исследования.
2. Методы опроса и тестирования.
3. Методы статистического анализа результатов исследования и описания данных.
Выборка исследования: 60 женщин в возрасте от 25 до 45 лет, находящихся в браке не менее трех лет, имеющие среднее или высшее образование. В выборке исследования представлены женщины, супруги которых имеют зависимость от азартных игр.
В исследовании были использованы следующие методики:
-
Опросник привязанности к близким людям (Н.В. Сабельникова, Д.В. Каширский). -
Методика «Опыт близких отношений» К. Бреннан (адаптация Т.В.Казанцевой). -
Опросник «Суверенность психологического пространства» (С.К. Нартова-Бочавер»). -
Опросник «Границы Я» (Н. Браун, адаптация Е.О. Шамшиковой). -
Тест на созависимость (по В.Д. Москаленко).
Методы статистического анализа:
-
Описательная статистика. -
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Практическая значимость исследования выражается в получении данных относительно психологических особенностей женщин, которые имеют выраженную созависимость, и в их обработке. Теоретическая значимость работы заключается в определении характера соотношения личностных границ и созависимости в структуре их личности. Полученные в ходе исследования результаты могут использоваться в практической деятельности специалистов психологического профиля в деле коррекции и предупреждении неадекватных психологических границ личности и преодоления созависимости у женщин.
Структура исследования включает введение, две главы, заключение, список литературы, а также приложения.
1. Теоретические основы исследования особенностей личностных границ женщин с разным уровнем созависимости
1.1. Теоретические представления о личностных границах в психологии
Впервые понятие личностных границ, или границ «Я», было введено одним из учеников З. Фрейда, П. Федерном, и сейчас широко используется в разных направлениях психологической практики. Общее представление о границе как таковой заключается в том, что граница — это наличие «Я» и «не-Я», это место, где заканчиваюсь «Я» и начинается кто-то другой. Граница подвижна и содержит в себе причинность того, что происходит с «Я», выход в «не Я» [48].
Психодинамическая теория (3. Фрейд, Г. Аммон, К. Юнг, К. Хорни, Э. Хартман, Э. Эриксон и др.), определяя границы Я как процесс разделения психических содержаний и инструмент для разрешения противоречий внутриличностных и между личностным и социальным, поручает руководство ими сознанию и бессознательному.
В экзистенциальной психологии (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер и др.) термин «граница» используется, прежде всего, в анализе природы трансценденции, выхода человека за пределы себя [48].
Гештальт-терапия рассматривает возможность человека преодолеть поле и границы с помощью временной перспективы благодаря переструктурированию этого поля, на основе потребностей и осознания границ (К. Левин; Ф. Перлз; И. и М. Польстеры; М. Папуш).
Личностные границы «Я» можно рассматривать как границу того, что человек допускает при контакте. Она состоит из целого спектра границ контакта и определяет действия, идеи, ценности, установки, образы - все, что человек свободно выбирает, чтобы быть полностью вовлеченным в окружающую действительность и одновременно откликаться на свои внутренние реакции [27].
Рассмотрение психологической границы как функционального органа означает, что психологическая граница «имеет не субстанциональную, а энергийную сущность: те или иные ее характеристики возникают как временное сочетание сил для решения задачи осуществления конкретного взаимодействия человека с миром». Она является виртуальным образованием и не совпадает с границей физического тела (кожей). «Ткань» психологической границы составляет действие, совершаемое личностью, которое располагается на границе между внешним и внутренним.
В действиях человека психологическая граница возникает, проявляется и развивается. Она защищает нашу психику от разрушающих внешних воздействий, а также пропускает необходимые для нас энергии. Она способствует сдерживанию и накапливанию внутренней энергии, выражению себя в мире [27].
Осознание собственных границ позволяет понимать, за что человек отвечает, что принадлежит именно ему и за какие последствия он несет ответственность в жизненном пространстве.
Важным для определения специфики психологических границ личности имеет понятие «жизненное пространство». Данное понятие было предложено К. Левиным и является фактически синонимом понятия «личность» в его теоретической концепции. Жизненное пространство рассматривается как психологическая среда, как она существует для человека (поле, включающее потребности, мотивы, настроения, цели, идеалы, состояния). Жизненное пространство — вся совокупность факторов, детерминирующих поведение человека в конкретный момент= среда + личностные переменные.
Многообразие элементов жизненного пространства личности (разных его областей, их согласованность) влияют на функционирование человека в обществе и деятельности. К. Левин основными характеристиками жизненного пространства личности считал степень его структурированности и интегрированности, широту временной перспективы, а также степень проницаемости его границ [25]. Люди различаются степенью структурированности и осознанности областей, которые влияют на построение отношений с миром. И по-разному, индивидуально, выстраивают контакт с миром, с учетом своего жизненного пространства и элементов, в него входящих.
Жизненное пространство и внешний мир тесно связаны. Изменения, происходящие во внешнем мире, влияют на состояние жизненного пространства, а изменения жизненного пространства - на внешний мир.
. К. Левин рассматривает границу как поле реализации возможностей индивида в определенном жизненном пространстве. Адаптируясь к предметному и социальному миру, человек неизбежно изменяет число как внешних, так и внутренних границ. Анализ проницаемости внешних и внутренних границ имеет особое значение для нашей работы, так как она напрямую связана с открытостью/закрытостью жизненного пространства человека к энергетическим и информационным импульсам, потокам к и от внутреннего и внешнего мира. Функция границы -обеспечение связи между «психологическими областями», а ее прочность обусловлена напряженностью и близостью к Я. С помощью границ человек и обособляется в мире, и включается в него как часть [25].
Концепция К. Левина, считает Г. Абрамова, выражает постоянное, непрекращающееся взаимодействие внутренних и внешних сил (потребности, мотивация, настроения и условия среды), которые поддерживают либо препятствуют осуществлению целей человека. Особое внимание К. Левин уделяет не внешнему объективному окружению, а индивидуальному характеру восприятия этого окружения.
С.К. Нартова-Бочавер определяет психологическое пространство как фрагмент реальности (среды), который обладает значимостью для личности. Этот фрагмент реальности определяет актуальную деятельность и стратегию жизни человека, защищается им доступными физическими и психологическими средствами [33].
Само по себе пространство подвижно и зависит от интенсивности и осмысления жизнедеятельности человека. Причем психологическое пространство может по-разному взаимодействовать с пространствами других людей, быть частью пространства человека, доминирующего в диаде, частично пересекаться с ним или иметь некоторые места соприкосновения. Границы психологического пространства — это «контурные точки» описания личности. Ученый отмечает, что, постоянно взаимодействуя с миром,
получая от него и возвращая, человек все равно не сливается с ним. Поддержание собственной уникальности возможно лишь посредством сохранения личностных границ и обретения своего собственного, отличного от «языка толпы», онтологического языка самовыражения [32].
Граница личного пространства, обеспечивающего ощущение безопасности, является зоной особого внимания человека, при попадании в которую другие люди могут встретить защитную агрессивность. С.К. Нартова-Бочавер связывает это явление не только с физическим пространством, но и с внутренним миром человека, обеспечивающим суверенность личности. Следовательно, особо важно именно на границе соприкосновения пространств личностей, в местах пересечения, увидеть, как это происходит.
Определение «границ Я», как считает И.А. Шаповал, требует детализации их структуры и функций. В структуру «границ Я» автором включены их характеристики и свойства, типологизация, а также дифференциация по месту взаимодействия «Я» и «не-Я»; функции «границ Я» представлены ключевой или доминирующей группой, а также группой, обеспечивающей функционирование структуры. В качестве главных условий успешности регуляции «границ Я» И.А. Шаповал называет процессуальность, описанную через пластичность жизнедеятельности, и системность, отражающую целесообразность функционирования «Я» [48].
Е.В. Рягузова в своем исследовании предлагает классифицировать границы в две группы – интерсубъектные и интерсубъективные. Первые маркируют области взаимодействия человека с социальным миром и репрезентируются шкалой «Я-Другой», вторые же конструируются внутри «Я-субъекта» и представлены через отношения «Я - не Я» [44]. Среди российских авторов следует отметить работы Е.О. Шамшиковой, которая рассматривает «границы Я» одновременно и как психологическое пространство личности, и как функции «Я», задачами которых являются «отграничение» того, что присвоено «Я» и может им контролироваться от «иного», т.е. того, что не является частью «Я» и не подлежит контролю [47].
Таким образом, можно сделать вывод, что личностная граница – это граница того, что он допускает при контакте. Она состоит из целого спектра границ контакта и определяет действия, идеи, людей, ценности, установки, образы, воспоминания - все, что он свободно выбирает, чтобы быть полностью вовлеченным в окружающую действительность и одновременно откликаться на свои внутренние реакции