Файл: Реферат по дисциплине Логистика на тему Предпосылки становления и развития логистики в России.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 315
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кемеровский областной союз потребительских кооперативов
(Кемеровский облпотребсоюз)
Частное образовательное учреждение профессионального образования
«Кемеровский кооперативный техникум»
(ЧОУ ПО «Кемеровский кооперативный техникум»)
РЕФЕРАТ
по дисциплине Логистика
на тему Предпосылки становления и развития логистики в России
Выполнил:
обучающийся группы К-201Б
специальности 38.02.04 Коммерция
(по отраслям)
Булышева Анжелика Антоновна
Проверил:
Коньшина Ольга Алексеевна
Кемерово 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………….3
1. История развития логистики……………………………………………………4
2. Становление логистики в России……………………………………………….6
3. Проблемы логистики в России………………………………………………….9
Заключение………………………………………………………………………...12
Библиографический список………………………………………………………13
ВВЕДЕНИЕ
Термин "логистика", известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, получает сегодня широкое распространение. Основная причина этого явления заключается в том, что понятие начало использоваться в экономике.
Повышенный интерес к ней как в мировой, так и в российской экономике обусловлен рядом факторов: достижением предела эффективности производства, быстрым ростом затрат на транспортировку продукции; фундаментальными изменениями в философии запасов; созданием продуктовых каналов; бурным развитием компьютерных технологий; переходом от концепции рынка покупателя.
Понимание необходимости интеграции снабженческих, производственных и распределительных систем, в которых увязываются функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения, транспортировки и распределения, в производственном бизнесе России возникло недавно, когда произошло насыщение рынка; прежде основные условия продовольственных компаний России были сосредоточены на росте объемов производства продукции.
Объект изучения логистики - материальные и связанные с ним информационные потоки. Управление материальными потоками осуществлялось в хозяйственной деятельности всегда и так же, как другие составляющие логистики – закупки, снабжение, распределение, транспортировка, сбыт достаточно хорошо изучено и описано. Новизна логистического подхода заключается в интеграции перечисленных областей деятельности с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального и сквозного управления материальными и информационными потоками.
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ
Во времена византийского императора Льва VI (866-912 гг.) логистика определялась как искусство снабжения армии и управления ее перемещениями. Немецкий исследователь, профессор Г. Павеллек отмечал, что назначением логистики в Византийской империи было «платить жалованье армии, должным образом вооружать и распределять ее, своевременно и в полной мере заботиться о ее потребностях, т.е., руководить движением и распределением собственных вооруженных сил».
Слово "Логистика" существует во всех основных европейских языках, но имеет различные значения. Термином "логистика" пользовались в своих работах известные ученые, философы, военачальники. Так, выдающийся немецкий математик Г.В. Лейбниц (1646-1716) использовал этот термин в значении «математической логики». В XIX в. этот термин использовал в своих работах Антуан-Анри Жомини - военный теоретик и историк, швейцарец по происхождению (1779-1869), он с 1813 г. работал в России, состоял в штабе Александра I. Был военным советником Николая I и явился одним из основателей военной академии в Санкт-Петербурге (1828). Жомини определил логистику, как практическое искусство управления войсками, включающее широкий круг вопросов, связанных с планированием, управлением и снабжением, определением мест дислокации войск, транспортным обслуживанием армии и т.п.
В 1884 г. американский институт военно-морского флота ввел понятие «логистика» для нужд навигации.
В 1904 г. на философском конгрессе в Женеве было утверждено определение логистики как математическая логика.
Широкое развитие принципы логистики получили в годы второй мировой войны в области материально-технического обеспечения американской армии. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз, транспорта позволило своевременно и в необходимых количествах обеспечивать армию оружием, горюче-смазочных материалов и продовольствия, также в снабженческо-сбытовой деятельности гражданских предприятий.
Поэтому, во многих западных странах логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально она оформилась как новое направление об управлении материальными потоками сначала в сфере обращения, а затем и в производстве. Таким образом, возникшие в странах с рыночной экономикой - накануне и в период экономического кризиса 1930-х годов в США, идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем, в которых бы увязывались функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения трансформировались в самостоятельные научные направления.
Большое развитие логистика получила в 60-70-ые годы в Японии, где ее методы использовались при разработке и реализации сложных производственных систем, а к 1980г. стали оптимизироваться методы физического распределения материальных потоков.
В 1992 г. на Международном симпозиуме Европейской ассоциации логистики в Стокгольме, было отмечено, что общепринятого определения термина логистики пока нет.
Поскольку, логистика объединяет такие сферы экономической деятельности как: логистика снабжения, производства, сбыта, транспорта и т.д. В связи с этим, под логистикой мы будем рассматривать: науку о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутрипроизводственной переработки сырья, материалов и полуфабрикатов и доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передача, хранение и обработка соответствующей информации.
2. СТАНОВЛЕНИЕ ЛОГИСТИКИ В РОССИИ
Термин «логистика» был практически неизвестен и не использовался в советской научной литературе до начала 1990-х годов. Вместе с тем в СССР существовали определенные предпосылки для развития логистической мысли в различных сферах хозяйственной деятельности.
Эти предпосылки можно условно разделить на две группы:
1. научно-теоретические,
2. технологические.
Научно-теоретические предпосылки связаны с большим количеством изданных в советское время научных трудов, затрагивающих проблемы логистики.
Первые весомые научные исследования в области комплексной организации производства и снабжения были проведены в середине XX века. Так, в 1950 году издан труд Бахаева Б.Г. «Основы эксплуатации морского флота», в котором сформулировано основное кредо логистики: требование организации доставки груза требуемого качества в необходимом количестве в заданное место назначения в установленный срок с минимальными затратами.
Другой пример − система непрерывного оперативного планирования и управления производством, известная как «новочеркасский метод». Эта система позволяла сокращать буферные запасы на отдельных производственных участках до минимальных объемов. Можно сказать, что здесь была успешно предпринята попытка внедрить отдельные принципы логистической концепции «Канбан».
Производственно-техническими предпосылками развития логистики в СССР являются разного рода технологии, разработанные в рамках государственных централизованных структур СССР, таких как Госснаб, Госстрой, Госкомнефтепродукт, Госагропром и др.
Достаточно серьезные результаты были достигнуты в СССР в управлении транспортными узлами, которые являются важными элементами логистических цепей. В Ленинграде 1970-х годах была разработана технология транспортного узла, где осуществлялось взаимодействие видов транспорта.
В 1980-е годы была сделана попытка внедрить межотраслевую технологию доставки «Ритм», которая объединяла графики движения поездов, работу станций, предприятий – отправителей и получателей грузов, то есть функционировала на принципах логистики.
Стоит отметить, что концепции управления транспортом разработанные в СССР исследовались европейскими специалистами, сегодня они положены в основу развития единой транспортной системы Европейского Союза.
До 90-ых годов развитие логистике в стране шло медленно, а сфера производства товаров всегда технологически всегда опережала сферу обращения, в результате товары до пункта назначения доставлялись медленно, качество обслуживания потребителя было низкое.
Необходимость применения инструментов логистики появилась в переходный период. Были созданы определённые предпосылки к становлению логистики:
- в 1991 г. создана Всесоюзная Организация Логистики, координирующая научно-исследовательскую и учебно-педагогическую деятельность в области логистики;
- в 1993 г. ликвидированы централизованные систем Госснаба и Госплана, что положило начало развертыванию свободной оптовой торговли и явилось началом становления российской логистики;
- 1993 г. – создание СПбГУЭФ – первой в России кафедры коммерции и логистики.
В настоящее время развитие логистики в России идет быстрыми темпами. Растет число организаций, имеющих выделенные подразделения управления логистикой, в вузах открываются направления подготовки и переподготовки логистов, на рынке существует конкуренция в области логистического обслуживания, как среди отечественных так и зарубежных компаний.
Итак, логистика в России развивается быстрыми темпами, однако в стране не решены некоторые серьезные проблемы логистического управления: слабое развитие инфраструктуры (необорудованные склады, плохие дороги); невысокое качество вузовской подготовки логистов; низкий уровень технологической оснащенности; несовершенное законодательство в области логистики.
3. ПРОБЛЕМЫ ЛОГИСТИКИ В РОССИИ
В условиях современного рынка фирмы все больше ориентируются на потребителя, что проявляется в их стремлении к удовлетворению возможных потребностей потребителей. Для конкретного потребителя высокий уровень качества определенного товара или услуги означает наличие такого сочетания потребительских свойств, которое удовлетворяет его потребности. Одним из таких важных свойств является стоимость товара или услуги, которая в значительной степени зависит от издержек, связанных с различными операциями и работами. Снижение общих издержек может быть достигнуто путем применения концепции и принципов логистики в практике деятельности компаний.
Идеи логистики являются принципиально новыми для большинства российских предпринимателей, менеджеров, инженерно-технических работников. В этой связи целесообразно остановиться на основных положениях логистики.
Логистическая деятельность носит интегрированный характер и простирается от момента возникновения потребности в товаре или услуге и до момента удовлетворения данной потребности. Логистика определяется как совместная деятельность различных предприятий по интеграции всех процессов, связанных с достижением цели их бизнеса.
Все функции и операции должны планироваться, управляться и координироваться в целом. Все процессы, протекающие в рамках отдельных функций, согласовываются друг с другом и создают, таким образом, резервы снижения общих издержек. Основу интегрированной системы логистики образуют такие важнейшие сферы бизнеса, как закупка сырья и материалов, производство, сбыт, потоки материалов, транспорт, информация, финансы, а также системы управление запасом, качеством, планирование потребности в материалах и т.п.
Успех в бизнесе зависит не только от результатов деятельности отдельной компании, но и от ее партнеров - поставщиков, дилеров, дистрибьюторов, перевозчиков, экспедиторов и т.п.
Необходимость обеспечения взаимосвязей различных задач, функций и процессов требует всеохватывающего, комплексного и интегрированного подхода на основе принципов логистики.
Обеспечение масштабной согласованности деятельности как предпринимательских структур, так и федеральных органов (отраслевые министерства, ГТК, РТИ и др.), а также науки и образования, обеспечит снижение уровня издержек в масштабе страны. Это служит интересам потребителей и явится реальным шагом в направлении повышения конкурентоспособности российских товаров и услуг.