Файл: Учебное пособие Тамбов 2008 удк 371 (075. 32) Ббк 74. 00я73 Печатается по решению п 86 редакционноиздательского совета.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 570
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Образованный человек из года в год наращивает свои усилия, расширяет свою библиотеку, приобретает и новые интересы. Сплошь и рядом результаты самообразования оказываются столь впечатляющими, что человек, прошедший школу самообразования, вспоминает свои институтские или техникумовские достижения с улыбкой.
На первый взгляд, достаточно полное усвоение данных разнообразных наук, искусств, практик – дело абсолютно безнадежное. Но выход из ситуации есть и состоит он в своеобразном отказе от многознания (как часто говорят, многознание не есть знание). Человек в отличие от компьютера не просто накапливает знания, а сворачивает их, обобщает, выделяет принципы и способы оперирования с ними. Так поступает и математик, и физик, и психолог, и социолог, и вообще каждый человек. Свертку знания можно провести в любой науке, с любыми сведениями. Максимально же емкую свертку дает человеку философия. Именно в своей философии человек имеет все присущее ему ценностное богатство в максимально концентрированном виде. В быстро изменяющемся, насыщенном неопределенностями и риском мире ничто и никто не ориентирует человека более действенно, чем философия: она скрепляет знания человека в единое целое, без нее знания рассыпаются.
Кажется, нет такой страны, где были бы довольны состоянием образования; везде ищут новые пути, новые ориентиры. В дискуссиях, похоже, главный из них более или менее определен. Речь идет о понимании образования как ответственности. В совсем недавнем прошлом цель образования видели в приобретении хороших, исчерпывающих знаний. Идеал правильного знания был переплавлен затем в идеал приобретения правильных практических навыков.
Одной из наиболее проблемных категорий в дидактике является содержание образования. Какой опыт должен обретать человек в процессе образования, чему его учить и как воспитывать? Ответ на это вопрос зависит от ценностных и мировоззренческих установок педагогического сознания конкретной эпохи и определяется представлениями о целях образования: каждая культура ищет свой вариант ответа.
Сегодня в реальной практике сосуществуют различные представления о содержании образования – традиционные и нетрадиционные, но преобладают пока традиционные подходы к построению содержания: «предметный подход», способствующий формированию «мозаичной» картины мира, а не целостному его восприятию и целостному развитию личности; учебный процесс отождествляется с упрощенным воспроизведением логики науки вне особенностей ее исторического развития; увеличение количества новых дисциплин; погоня за объемом знаний и абсолютизация рационально-логического мышления; образование сводится к обучению.
Такое содержание перестало соответствовать реалиям культуры и разнообразию человеческой деятельности, не обеспечивает свое предназначение – служить эффективной самореализации человека в современной культуре. Человечество прошло путь от постановки вопроса о «своде» знаний в энциклопедии до превращения этого свода в технико-информационные системы. Знания выводятся за пределы человека в мировую компьютерную память, их стремительное умножение и «старение» уже не позволяет им быть возможным фундаментом развития личности. Образованность сегодня – культура мыслей, переживаний, поступков. Богатство культуры не исчерпывается наукой, а однобокое развитие рационально-логического мышления отнимает у «познающего разума» способность к интуиции, озарению – обязательных спутников творчества, тогда как повсюду от человека требуется инновационная деятельность, творческий поиск и принятие решений в ситуациях со многими неизвестными, ответственность за свой выбор. Иначе говоря, само состояние современной культуры протестует против рационально-знаниевого характера образования, но и не позволяет сосредоточиться лишь на «индивидуальном бытии» личности в образовании.
Сегодня крайне обостряется проблема нового наполнения содержания образования, где органично сливались бы духовность и рациональность, обеспечивался бы личностный способ бытия человека и в то же время его научно-теоретическое отношение к миру, стремление понять его и себя в нем. Таким образом, особую актуальность имеет проблема создания условий, обеспечивающих преобразование внешнего по отношению к личности содержания образования во «внутренние» ее силы.
Ценностно-смысловая направленность такого содержания выражена в идеях гуманизации и гуманитаризации, демократизации и культуросообразности образования. С реализацией этих идей связаны многие актуальные проблемы содержания образования.
Гуманизация предусматривает представленность в содержании образования не только опыта наук, но и опыта других способов познания мира, опыта «быть личностью»; тем самым обостряется проблема соотношения естественных и гуманитарных предметов, теоретических и прикладных, обновления содержания традиционных предметов и введение новых.
Гуманитаризация содержания образования нацелена на «очеловечивание» самого знания, которое должно быть личностно значимым для человека, глубоко затрагивающим сферу человеческих переживаний; эта проблема не имеет ничего общего с механическим «вычитанием» естественно – научных дисциплин и «прибавлением» гуманитарных: духовное измерение есть в любой науке.
Демократизация образования предусматривает определенные права для человека в выборе содержания, вариативность и альтернативность образовательных программ; в то же время обостряется проблема стандартизации образования, предотвращения субъективизма в построении программ и учебных планов.
Культуросообразность предполагает «открытость» содержания альтернативным трактовкам в изучении предметов, общечеловеческим и национальным ценностям культуры, отказ от наукообразия в отборе и построении образовательных дисциплин; проблема глобализации содержания образования связана с необходимостью развития «планетарного» мышления, осознающего неоднородность мира и его восприятия, болеющего за состояние планеты и происходящего на ней, способного понимать другие культуры.
Для реализации этих идей нужны глубокие изменения в педагогическом сознании, в образе мышления и поведения самого педагога, в самой структуре содержания образования, где должны быть представлены, по крайней мере, пять необходимых компонентов: когнитивный, деятельностно-творческий, аксиологический, коммуникативный и личностный.
Когнитивный – включает систему знаний о мире, о способах и инструментах познавательной и практической деятельности, о нормах отношения к явлениям жизни в различных культурах.
Деятельностно-творческий – обеспечивает систему практических и интеллектуальных умений и опыт творчества в различных видах деятельности. Актуальная проблема перевода содержания в деятельностную форму связана с переходом от жестокого управления деятельностью учащихся к совместной деятельности и к самоорганизации, от репродукции – к творчеству.
Аксиологический компонент – вводит человека в мир ценностей; опыт ценностного отношения к миру, себе, другим, к выполняемой деятельности составляет базовую культуру личности, которая и определяет меру ее гуманности, духовности, гражданственности; вне такого опыта не решается проблема обнищания души при обогащении знаниями и умениями. Обретается он переживанием в совместной деятельности, диалогическом общении, насыщенных культуросообразными ценностями.
Коммуникативный компонент подчеркивает особое внимание к общению как важнейшему источнику наполнения содержания гуманистическими ценностями, как к способу обмена духовными потенциалами.
Личностный компонент призван реализовать особую функцию образования – личностноразвивающую. В содержании образования для этого актуализируется опыт самообоснования своих мыслей, эмоциональных состояний, поступков; опыт самостоятельного принятия решений и ответственного выбора. Главное в образовании – личностная вовлеченность человека в этот процесс, что заостряет проблемы индивидуализации образования. Личностная вовлеченность – это переживание учащимся занятия, учебного материала, совместной деятельности, где важен не столько факт, понятие, проблема, сколько их человеческие смыслы, субъективное, дополненное собственным отношением значение; это иной способ усвоения содержания, иной способ бытия личности в образовании.
Таким образом, новое смысловое и структурное содержание образования не может строиться на устаревших представлениях, но и не может решительно отбрасывать опыт прошлого. Сам стиль мышления сегодня требует интеграции различных подходов и культурно-исторических моделей образования, взаимодополняющих друг друга на новом уровне.
Лекция 16.
СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Система образования формируется государством, которое определяет ее структуру в целом, принципы ее функционирования и направления (перспективы) развития. Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики, которые регламентируют деятельность всех образовательных учреждений и органов управления образованием в стране. Принцип государственной политики в области образования отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании» (редакции 2004 г.): 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Осуществление целей и задач, которые выдвигаются современным обществом в области воспитания и обучения, немыслимы без соответствующей образовательной системы. Сама система формировалась постепенно. Вначале она включала только образовательные учреждения, которые самопроизвольно возникали и закрывались. Учебный материал был результатом творчества самих преподавателей. Они преподавали то, что знали, и так, как себе это представляли. Никакой системы контроля за качеством преподавания в этих школах и тем более централизованной системы отбора содержания преподаваемых дисциплин не было.
С укреплением государственности власти попытались взять действующие школы под свой контроль. Для этого были созданы специальные (общегосударственные и местные) органы управления образовательными учреждениями. Таким образом, система образования стала включать в себя уже два вида учреждений: образовательные учреждения и органы управления образовательными учреждениями. В таком виде система образования в России существовала вплоть до введения в действие Закона Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году.