Файл: Учебное пособие Тамбов 2008 удк 371 (075. 32) Ббк 74. 00я73 Печатается по решению п 86 редакционноиздательского совета.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 571

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С принятием нового закона в системе образования значительную роль стали играть государственные образовательные стандарты, которые наряду с органами управления, начали регламентировать деятельность учреждений образования и определять общие параметры всей системы образования в целом. Поэтому с 1992 года система образования пополнилась еще одним компонентом – образовательными программами, построенными на основе государственных образовательных стандартов. Более того, образовательные стандарты стали ведущей характеристикой деятельности системы образования.

Сегодня система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

  • государственных образовательных стандартов, образовательных программ;

  • сети образовательных учреждений;

  • органов управления образованием.

Образовательные программы определяют содержание образования на каждом конкретном уровне образования в данном образовательном учреждении и состоят из двух частей. Первая часть формируется на основании федерального компонента образовательного стандарта (более 70 % содержания программы): это так называемый обязательный минимум содержания образовательной программы. Вторая часть образовательной программы создаётся на основании национально-регионального компонента образовательного стандарта и является обязательной только для граждан России, проживающих в данном регионе. Все образовательные программы Российской Федерации подразделяются на общеобразовательные и профессиональные.

Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры подрастающего человека, его адаптацию к жизни в обществе и создание основы для созданного выбора и освоения профессиональных программ. К общеобразовательным относятся следующие программы:

  • дошкольного образования;

  • начального общего образования (I – IV классы);

  • основного общего образования (V – IX классы);

  • среднего (полного) общего образования (X – XI классы).

Профессиональные программы предназначены для подготовки специалистов соответствующих квалификаций путем последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня обучающихся. К профессиональным относятся образовательные программы:


  • начального профессионального образования;

  • среднего профессионального образования;

  • высшего профессионального образования;

  • послевузовского профессионального образования.

Кроме основных образовательных программ в образовательном учреждении могут реализовываться дополнительные образовательные программы (факультативы, курсы по желанию родителей и учащихся, программы дворцов детского творчества и так далее).

Образовательными называются учреждения, осуществляющие образовательный процесс, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).

В связи с тем, что образовательные учреждения реализуют различные образовательные программы и работают с учащимися разного возраста, уровня подготовки и способностей, различают образовательные учреждения нескольких типов:

  1. дошкольные;

  2. общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

  3. учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

  4. учреждения дополнительного образования взрослых;

  5. специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

  6. учреждения для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

  7. учреждения дополнительного образования детей;

  8. другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

В России кроме обычных общеобразовательных учреждений (школ) действуют и другие виды образовательных учреждений. Широкое распространение получили такие виды, как гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов, авторские школы, частные школы, воскресные школы, учебные комплексы, семейные школы, «детский сад-школа», «школа-вуз» и другие.

Гимназия – вид общеобразовательного учреждения, ориентированного на формирование широко образованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Она функционирует в различных составе V-XI классов. Образование в гимназии дается на широкой гуманитарной базе с обязательным изучением нескольких иностранных языков.



Лицей может открываться только на базе профильного высшего учебного заведения. Совместно с вузом лицей образует учебный комплекс. Обучаются в нем учащиеся старших классов. Лицей предназначен для осуществления повышенной подготовки по отдельным предметам, ранней профилизации учащихся и подготовки выпускников к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в вузе.

Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов дает расширенное, углубленное образование по отдельным предметам одной, выбранной области знания и осуществляет раннюю профилизацию соответствующей области знания. Для реализации разработанной образовательной программы школа может привлекать профессорско-преподавательский состав вузов, сотрудников научно-исследовательских учреждений, учреждений культуры. Такая школа включает в себя все три ступени с I по XI класс.

В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических производственных процессов, но и в сфере социальных систем, в том числе педагогических.

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования и науки Российской Федерации, управление образования республики, края, области или города, а также районные отделы образования.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея его состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить педагогам, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. К органам общественного управления образованием относятся попечительские и управляющие Советы, Советы школы.


Попечительский совет – орган самоуправления образовательного учреждения, создаваемый в целях оказания содействия в организации уставной деятельности образовательного учреждения, общественного надзора за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения и укрепления его материально-технической базы.

Попечительский совет является постоянно действующим коллегиальным органом на общественных началах при образовательном учреждении. Главной целью деятельности попечительского совета является содействие образовательному учреждению в осуществлении его задач, предусмотренных уставом, а также дополнительному привлечению финансовых ресурсов для укрепления материальной базы образовательного учреждения и повышения качества оказываемых им услуг. Попечительский совет не в праве вмешиваться в текущую оперативно-распорядительскую деятельность администрации образовательного учреждения. Попечительский совет взаимодействует с педагогическим советом образовательного учреждения: представитель попечительского совета может участвовать в работе педагогического совета. Члены попечительского совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе и без отрыва от основной деятельности.

Государственный характер системы образования означает, прежде всего, что в стране проводится единая государственная политика в области образования, зафиксированная в законе Российской Федерации «Об образовании». Организационной основой государственной политики является федеральная программа развития образования, принимаемая Федеральным собранием Российской Федерации на определенный промежуток времени. Программа содержит три основных раздела – аналитический, освещающий состояние и тенденции развития образования; концептуальный, излагающий основные цели, задачи, этапы программной деятельности и организационный, определяющий основные мероприятия и критерии их эффективности.

Государственный характер управления образованием проявляется и в соблюдении органами управления гарантий прав граждан Российской Федерации на образование независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений. Задача органов управления образованием состоит не только в формальном обеспечении гарантий на образование, но и в создании условий для самоопределения и самореализации личности.


Для последовательного проведения государственной политики в сфере образования в стране создаются государственный органы управления образованием:

  • центральные – Министерство образования и науки Российской Федерации и другие федеральные органы, имеющие отношение к системе образования;

  • ведомственные, республиканские (республики в составе Российской Федерации);

  • краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей, автономных округов.

Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) было образовано 9 марта 2004 года. Минобрнауки России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в следующих сферах: образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности; молодежной политики, воспитания, опеки и попечительства, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральных служб по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию.

К ведению федеральных органов управления образованием относятся такие вопросы:

  • разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования;

  • установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов;

  • разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях, установление порядка их создания, реорганизации и ликвидации;

  • установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

  • установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.