Файл: Учебное пособие Тамбов 2008 удк 371 (075. 32) Ббк 74. 00я73 Печатается по решению п 86 редакционноиздательского совета.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 569
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Органы управления образованием субъектов Российской Федерации определяют особенности реализации федеральных законов и нормативов в своих регионах. В их ведении находятся:
-
формирование законодательства субъектов Российской Федерации в области образования; -
разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования; -
установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов; -
формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование, установление местных налогов на образование и так далее.
Образовательное учреждение в своей деятельности реализует одну или несколько образовательных программ. Однако формы освоения гражданином Российской Федерации образовательной программы могут быть различны. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» освоение образовательной программы допускается:
-
в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; -
в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Первая форма характеризуется тем, что в ходе образования постоянно существует связь «обучаемый – преподаватель». Эта связь может осуществляться в ходе непосредственного общения (при очном и заочно-очном обучении) или через контрольные работы (при заочном обучении).
При второй форме освоения образовательной программы обучаемый только сдает экзамены по определенным частям образовательной программы. При этом преподаватели не следят за процессом его подготовки. Вся ответственность за качество освоения образовательной программы лежит на родителях учащегося и на нем самом.
Первая и вторая формы получения образования принципиально различны, однако закон разрешает сочетание этих форм. Следовательно, любой ребенок, обучающейся в школе, из любого класса может быть переведен на вторую форму обучения сроком на один, два и более лет. Для этого необходимо только желание родителей и оформление соответствующих документов. В 2007 году был принят Закон РФ об обязательном среднем (полном) общем образовании независимо от форм его получения.
Лекция 17.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Источником содержания образования в любом обществе на том или ином этапе его развития являются текущие и перспективные потребности данного общества. В Законе РФ «Об образовании» определены общие требования к содержанию образования, которое должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.
Согласно теории И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, основанной на гуманистической парадигме, содержание образования – это система знаний, интеллектуальных и практических умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения, определяемая характером образования в данном учебном заведении (школе, колледже, вузе, аспирантуре и т.д.).
Знания служат инструментом деятельности во всех других элементах. Однако можно знать, но не уметь. Умение – тот опыт, который накоплен человечеством по осуществлению способов деятельности. Вместе с тем, можно знать и уметь действовать, но не уметь творить. Творчество проявляется в видении новых функций объектов, переносе ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельной постановке проблемы и поиске альтернативных путей ее решения и др. Энциклопедическая образованность человека вовсе не гарантирует творческого потенциала. И, наконец, все эти элементы могут служить разным целям в зависимости от системы норм отношений к миру, обществу, знаниям, самому себе. Последний компонент содержания образования определяет направленность действий обучающегося в соответствии с его потребностями и мотивами.
Существуют многочисленные теории отбора содержания учебного материала. К важнейшим из них относятся энциклопедизм (дидактический материализм), дидактический формализм и утилитаризм. Сторонники энциклопедизма, в том числе Я.А. Коменский, считали, что основная цель школы состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Они утверждали, что глубина понимания учениками определенного фрагмента действительности пропорциональна количеству изученного материала. Учебные программы, построенные по принципу максимального объема информации, принуждают педагога к торопливой и поверхностной работе, а учащихся превращают в пассивных слушателей, усваивающих материал фрагментарно и, прежде всего, за счет памяти.
В противоположность представителям энциклопедизма сторонники дидактического формализма рассматривали обучение только как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся. Цель работы школы они видели в углублении, расширении и формировании способностей и интересов, поэтому главным критерием при отборе учебных предметов, по их мнению, должна служить формирующая ценность учебного предмета, наиболее сильно представленная в математике и классических языках. В древности на этой точке зрения стояли Гераклит («Многознание уму не научит»), Цицерон, затем И. Кант, Г. Песталоцци, А. Дистервег.
По мнению К.Д. Ушинского, «рассудок развивается только в действительно реальных знаниях», следовательно, эти теории необходимо рассматривать взаимосвязанно, так как познание фактов влияет на формирование мышления, а развитие мышления дает ученику возможность овладеть знаниями определенного фактологического материала.
Теория утилитаризма (прагматизма) возникла на рубеже XIX и XX столетий в США (Дж. Дьюи). По Дьюи образование нужно понимать как непрерывный процесс «реконструкции опыта». Источник связи между учебным содержанием отдельных предметов следует искать в индивидуальной и общественной деятельности ученика. Единственный путь к овладению социальным наследием связан с возможностями приобщения их к тем видам деятельности, которые позволили цивилизации стать тем, чем она есть. Поэтому при определении содержания обучения нужно сконцентрировать свое внимание на занятиях конструктивного характера, учить детей готовить еду, шить, приобщать их к рукоделию. Прогресс в учебе связан не с изучением отдельных предметов в определенной последовательности, а со свободой учащегося формировать новые отношения и типы поведения, связанные с его опытом. Следовательно, реконструкция социального опыта является основным критерием при определении содержания образования; разнообразные практические занятия должны играть роль фактора, активизирующего мышление и деятельность учащихся.
Анализируя все вышеперечисленные теории, можно сделать вывод, что любой элемент содержания образования следует рассматривать с двух позиций: что он дает для познания мира и что дает для развития личности. Следовательно, учебные предметы важны не сами по себе, а как составная часть культуры в самом широком смысле этого слова. Чем более технически развитым становится общество, тем менее специализированным должно быть образование: в данном обществе перемены происходят быстро, следовательно, узкая специализация быстро теряет свое значение. Технократизм современного мышления заключается в раздробленном восприятии мира исключительно через достижения науки и техники. Но для творчества известных ученых характерно взаимодействие естественнонаучных и гуманитарных концепций (О. Хайям, Сервантес, В. Хлебников и др.).
Если и существует мировой закон образования, то одной из его первых посылок должно быть превалирование гуманитарной составляющей над технократической. Ведь образование (образ собственного «Я») в первую очередь – воспитание, а воспитывают принципы, которые нельзя выработать без развитого общего гуманитарного мышления. Изучение естественных наук без четких нравственных и моральных ориентиров может завести учащегося в дебри антинаучности и даже человеконенавистничества. Наука должна опираться на заповеди общечеловеческой нравственности, иначе учебное заведение окажется не рассадником просвещения, а «вертепом будущих разбойников», и новые исследования ученых обернутся против человека.
Как увеличить гуманитарный компонент в содержании образования?
-
Необходимо рассматривать курсы химии, физики, биологии со стороны философии, этики, истории развития науки. Начала всех наук гуманитарны по законам, определяющим природу человека. -
Шире использовать на занятиях исторические сведения, так как это делает занятия социально осмысленными и самые современные данные через призму истории воспринимаются легче. «Драма идей» и «драма людей» помогает в усвоении любой темы, способствует формированию личности учащегося.
Введение в содержание образования сквозных интегральных курсов («История науки и культуры», «Мудрость веков» и так далее).
Следующий вопрос, требующий разрешения при анализе содержания образования, можно сформулировать так: необходимо ли одно содержание за разное время или за одинаковое время давать разное по объему и глубине? Безусловно, всех надо учить одинаково хорошо, но не одинаково в плане объема знаний по каждому из предметов. Одним из путей, ведущих к решению данного вопроса, стало появление учебников с трехуровневым содержанием.
1 уровень – базовый «суперминимум», содержащий самое главное и фундаментальное, самое простое в каждой теме. Он обеспечивает неразрывную логику изложения и создает пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений.
2 уровень – естественное расширение и углубление знаний за счет единой неразрывной логики.
3 уровень – сверхпрограммный материал, рассчитанный на учащихся, у которых есть стремление к творчеству и заинтересованность в этом предмете.
Выбор уровня изучения предоставляется самому обучаемому, этим обеспечивается базовый минимум и дается простор развитию творческой индивидуальности. Не следует путать три уровня содержания образования с тремя уровнями усвоения одного и того же материала.
Содержание образования определяется следующими нормативными документами: государственным образовательным стандартом, базисным учебным планом образовательного учреждения, учебными программами, учебниками и учебными пособиями.
Стандартизация образования – это ориентация образовательной системы на реализацию государственного образовательного стандарта. Стандартизация отечественного образования стала актуальной в начале 1990-х годов в связи с демократизацией школы и предоставления регионам самостоятельности.
Конституцией РФ и Законом «Об образовании» установлены государственные образовательные стандарты (ГОС), включающие федеральный и национально-региональный компоненты, определяющие обязательный минимум содержания основных обязательных программ, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. В стандартах закрепляются цели, задачи и содержание образования, что дает возможность диагностировать его результаты, осуществлять государственный контроль за соблюдением прав граждан на образование, сохранять единое образовательное пространство России. Государственные образовательные стандарты по новым образовательным программ вводятся не ранее чем через пять лет после начала работы по данным программам. Именно ГОС являются основой для объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников, независимо от форм получения образования.
На основе ГОС разрабатываются учебные планы образовательных учреждений всех типов. Базисный учебный план состоит из федерального компонента (инвариантная часть), национально-регионального и школьного (вузовского) компонентов (вариативная часть). В инвариантной части обозначены образовательные области, создающие единство образовательного пространства на территории России, вариативная отвечает целям учета национальных, региональных особенностей, обеспечивает индивидуальный характер развития учащихся в соответствии с их склонностями и интересами, возможностями образовательного учреждения, спецификой развития территории.
Каждая образовательная область в учебном плане конкретной школы представлена набором соответствующих предметов и интегрированных курсов. Инвариантная часть включает следующие образовательные области: «Русский язык как государственный», «Язык и литература», «Искусство», «Общественные дисциплины», «Естественные дисциплины», «Математика», «Физкультура», «Технология». Набор образовательных областей остается инвариантным, тогда как их наполнение конкретными предметами может заметно отличаться в разных регионах. Например, образовательная область «Общественные дисциплины» может включать следующие предметы: история Отечества, всеобщая история, человек и общество, основы современной цивилизации, граждановедение, экономика и другие предметы, отвечающие потребностям региона и школы. Инвариантная часть содержит также минимальное количество часов, отводимых на ту или иную образовательную область, обязательных для любого типа школ.