Файл: Учебное пособие Тамбов 2008 удк 371 (075. 32) Ббк 74. 00я73 Печатается по решению п 86 редакционноиздательского совета.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 568

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вариативная часть учебного плана в значительной мере зависит от направления, выбранного данным учебным заведением, и состоит из часов, отведенных на «Обязательные занятия», «Занятия по выбору» и «Факультативные, индивидуальные и групповые занятия». Часы вариативной части используются на углубленное изучение предметов инвариантной части, на введение дополнительных курсов, курсов по выбору для учащихся 10-11-х классов, индивидуальных учебных планов одаренных учащихся.

Таким образом, каждая школа имеет возможность в данное время компоновать свой собственный учебный план на основе общего базисного. Учебный план устанавливает состав учебных предметов, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество часов, отводимых на любой предмет, предельную нагрузку учащихся, которая должна составлять в 7-8 классах – 35 часов, в 9 классе – 36 часов и в 10-11 классах – 38 часов.

Содержание учебного предмета определено его программой, в которой сформулированы основные задачи учебного предмета, раскрыта логика изучения основных идей курса с указанием последовательности тем, дозировки времени на их усвоение и перечнем знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ученик. В построении программ сложилось несколько способов: концентрический, линейный, спиралеобразный и модульный. Концентрический путь предполагает двукратное или трехкратное прохождение одних и тех же разделов курса с постепенным расширением и углублением их содержания в зависимости от возраста учащихся. Такую программу можно схематически представить в виде кругов разного размера, наложенных друг на друга. Линейный принцип предусматривает последовательное и равномерное распределение материала по всем годам обучения, и содержание предмета как бы вытянуто в одну линию, представляет звенья одной цепи.

Спиралеобразный способ предполагает постановку проблемы, к решению которой учащиеся и педагог возвращаются постоянно, расширяя и обогащая круг связанных с ней знаний и способов деятельности. Таким образом, для этого способа характерно многократное возвращение к проработке одних и тех же учебных тем и дополнение новых. При модульном способе все содержание учебной темы перераспределяется по следующим направлениям: ориентационное, содержательное, деятельностное и проверочное.


В настоящее время многие педагоги создают и защищают собственные авторские программы, которые, учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Они утверждаются педсоветом школы и наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору учащихся.

С учетом имеющегося разнообразия учебных программ создаются учебники и учебные пособия. Учебники и учебные пособия выступают в качестве важнейших средств обучения, содержат изложение основ наук и одновременно организуют самостоятельную учебную деятельность учащихся по усвоению материала. Они должны учитывать их особенности восприятия и мышления, развивать познавательный и практический интерес, быть в меру красочными, содержать необходимые иллюстрации. Хороший учебник информативен, энциклопедичен, связывает учебный материал с дополнительной литературой, побуждает к самообразованию и творчеству. Педагог может выбирать те дидактические материалы, которые считает наиболее удачными.

Таким образом, в содержании образования активно идет процесс демократизации, который заключается в следующем:

  • объективное, разностороннее, свободное отражение содержания учебных дисциплин;

  • гуманизация, взаимосвязь всех видов наук;

  • введение альтернативных образовательных систем (школа «Диалог культур», вальдорфская педагогика, школы М. Монтессори, свободного развития);

  • дифференциация обучения, новые образовательные структуры (детский сад – школа, школа – вуз).


Лекция 18.


ОБУЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ:

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
Обучение представляет собой целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащихся, в результате которого происходит сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков и развитие познавательных сил и способностей.

Знание – это факты, сведения, научные теории, законы, понятия, закрепленные в определенной системе в сознании учащихся.

Формы знаний многообразны. Любой фактический материал при обучении подвергается осмысливанию и обобщению, на основе фактов формируются понятия и суждения. При изучении основ наук учащиеся овладевают знаниями, сформированными как закон и отражающими сущность и объективные связи явлений, то есть знания содержат отражаемые сознанием человека свойства реального мира. В знаниях заключен обобщенный опыт человечества. Применение знаний на практике ведет к формированию умений.

Умения есть сознательная деятельность на основе усвоенных знаний, готовность к практически целесообразным действиям.

В процессе обучения мы встречаемся с необходимостью выработки целого ряда умений: составлять план прочитанного, решать типовые задачи, делать выводы из наблюдений, выполнять различные виды физических упражнений и так далее. Если умение путем многократного повторения доведено до степени автоматизма, можно считать, что оно перешло в навык.

Навык – это автоматизированное, привычное, безошибочно выполняемое определенным способом действие. То есть навык – это операция, способ выполнения которой доведен до автоматизма и практически не контролируется сознанием, в отличие от умения.

Навыки многообразны:

сенсорные (связанные с органами чувств: глазомер, музыкальный слух и др.);

моторные (или двигательные: бег, ходьба, вязание, машинопись и др.);

сенсомоторные (письмо, черчение и др.);

интеллектуальные (критический анализ, устный счет и др.);

При определенных условиях умение может переходить в навык (и наоборот). Умения и навыки вырабатываются на основе знаний. Поэтому знаниям принадлежит ведущая роль в обучении.


Методологической основой процесса обучения является теория познания, гносеология, согласно которой реальный мир объективен и существует вне сознания человека, он познаваем. Практика является источником знаний, точкой приложения полученных знаний и критерием истины.

Познание – это отражение объективного мира в субъективном сознании человека. Обучение – планомерно развивающийся под руководством педагога процесс познания.

В процессе обучения решается задача развития познавательных сил, мышления, речи, памяти, наблюдательности и овладения рациональными приемами деятельности. Решается также задача формирования устойчивых стремлений и желания учиться.

Учебное познание в отличие от научного имеет свои особенности:

свернутость во времени;

руководство педагогом;

открытие открытых истин;

Можно выделит следующие характеристики обучения:

единство преподавания и учения;

единство обучения и воспитания;

индивидуализация обучения с учетом способностей и склонностей;

многообразие форм и методов преподавания, соответствующих функциям обучения.

Процесс обучения осуществляет образовательную, воспитательную, развивающую, а также организационную и побудительную функции, которые действуют в единстве. Образовательная функция состоит в формировании знаний, умений и навыков учащихся, в усвоении ими законов, теорий, видов деятельности; воспитательная – в формировании черт личности (нравственных, трудовых, эстетических и других).

В процессе учения происходит также развитие психомоторной, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферы личности. Психологические исследования отечественной научной школы показали, что обучение идет впереди развития. Важное методологическое значение имеет идея такого построения обучения, которое учитывало бы зону ближайшего развития (Л.С. Выготский). Развитие осуществляется эффективнее, если обучение специально организовано на высоком уровне трудности, при ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении, при быстрых темпах усвоения, высокой активности учащихся, при учете уровня развития учащихся (принципы развивающего обучения разработаны в исследованиях Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина и др.).


Организуя процесс обучения, педагог осуществляет следующие этапы преподавательской деятельности: планирование, непосредственно организацию, регулирование, контроль, оценку и анализ результатов. При этом необходимо учитывать, что при подаче информации педагог может преодолевать четыре барьера:

  1. Резонансный: при непонимании учащимися того, зачем нужны те или иные знания.

  2. Образовательный: при недостаточной подготовке учащихся, имеющихся у них пробелах в знаниях.

  3. Профессионально-языковой: при несоответствии уровня развития и профессионального словарного запаса педагога и учащихся (иногда педагог сам создает такой барьер, забывая о том, что учащимся многие термины непонятны).

  4. Национально-языковой: в случаях, когда учащиеся недостаточно свободно владеют языком, на котором преподается предмет.

Побудительную функцию к приобретению знаний выполняет, как правило, познавательный интерес. Движущей силой процесса обучения является противоречие между возникшими у учащегося потребностями в знаниях, умениях, навыках и реальным уровнем его развития и подготовленности. Однако интерес к предмету и учебному материалу необходимо сформировать, развить познавательные мотивы учащихся. При этом педагог должен:

а) понимать сложность учебного материала;

б) сознавать возможности разной логики построения учебного материала в зависимости от целей и уровня аудитории;

в) быть готовым к разной степени популярности изложения материала.

Психологической основой процесса познания выступает интериоризация – процесс перевода социального опыта во внутренний план, в психические новообразования личности. Таким образом, любое обучение начинается с усвоения – превращения внешнего по отношению к личности опыта во внутренние ее свойства, слияния новой информации с имеющейся ранее. Усвоение выступает как внутренний процесс, а обучение – как педагогический процесс управления усвоением.

Процесс усвоения имеет свои этапы, через которые должен пройти обучающийся, следуя по пути от незнания к знанию, от неумения к умению, к образованию навыков. Выделяют следующие этапы процесса усвоения:

  • восприятие материала, подлежащего усвоению;

  • осмысление материала, образование понятий;

  • закрепление и совершенствование знаний, образование умений и навыков;

  • обобщение материала;

  • применение на практике полученных знаний, умений и навыков.