Файл: Учебное пособие Тамбов 2008 удк 371 (075. 32) Ббк 74. 00я73 Печатается по решению п 86 редакционноиздательского совета.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 566
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задача первого звена – формирование представлений об изучаемом. Организуя восприятие учащимися изучаемого материала, учитель с учетом их жизненного опыта и уровня подготовки подбирает источники знаний, предварительно объясняет и показывает материал в целом, руководит наблюдением, направляет внимание учащихся на наиболее существенные стороны и свойства изучаемого объекта, создавая о нем общее представление.
Второе звено – это глубокое осмысливание изучаемого, обеспечивающее понимание. Здесь используются мыслительные операции сравнения, сопоставления, отделение главного от второстепенного и т.п. Задача данного звена обучения – образование понятий, установление причин и следствий, раскрытие сущности изучаемых предметов и явлений.
Усвоенный в процессе восприятия и осмысления учебный материал требует в дальнейшем закрепления и совершенствования. С этой целью учителем организуется специальная деятельность учащихся: повторение, заучивание; применяются упражнения, способствующие формированию умений и навыков. Особое значение имеют упражнения поискового и творческого характера, обеспечивающие одновременное овладение материалом и развитие познавательных способностей учащихся.
Следующие звено – обобщение, выделение главного, всесторонний анализ и синтез учебного материала. Данный этап необходим для перехода к изучению следующих блоков материала, для установления соответствий, причинно-следственных связей блоков учебного материала.
Последним звеном обучения является процесс применения знаний, умений и навыков на практике. Этот процесс осуществляется с постепенным и последовательным повышением роли самостоятельности учащихся: от выполнения конкретных указаний до полной творческой самостоятельности. При этом учитель контролирует деятельность учащихся и создает наилучшие условия для самоконтроля и анализа успехов и неудач.
Все звенья процесса обучения находятся в диалектически сложной связи и зависимости и практически неразделимы. Знание отдельных звеньев и их взаимосвязи позволяет правильно понять сущность процесса обучения (рис. 5).
Рисунок 5 – Структура процесса обучения
Акт процесса обучения является замкнутым и характеризуется начальным уровнем подготовки и развития обучающегося и конечным, новым состоянием подготовки и развития. Недостаточный результат обучения предполагает изменение либо деятельности учителя, либо содержания образования. Необходимо учитывать, что продуктивность обучения зависит от многих факторов:
сложности и специфики учебного материала, организационно-педагогического влияния педагога, уровня обучаемости учащихся, времени обучения.
Для повышения эффективности современного процесса обучения его нужно гуманизировать, а для этого требуется изменить взаимоотношения педагогов и учащихся, сделать их предельно доброжелательными. Представители гуманистической психологии и педагогики XX века (В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А. Маслоу, К. Роджерс, И.С. Якиманская и др.), педагогики сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, В.К. Дьяченко, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, Б.П. и Л.А. Никитины, В.Ф. Шаталов и др.) обосновали теорию и практику личностно-ориентированного обучения, основанную на принципах «развивающей помощи», активности учащихся, внимания к их внутреннему миру, уверенности в достижении успеха в процессе обучения, свободы выбора, самоуважения и уникальности личности.
Лекция 19.
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Форма (от лат. forma – оболочка) дословно переводится как внешнее очертание, способ существования и выражения содержания. Формы организации обучения – это внешнее выражение учебного взаимодействия педагога и учащихся. Они определяют, как в реальных условиях организовать обучение и характеризуются числом участников взаимодействия, местом, временем и порядком его осуществления.
В истории мировой образовательной практики существовали разнообразные формы организации обучения, возникновение и развитие которых всегда было детерминировано потребностями и интересами государства. Древнейшей формой являлось индивидуальное обучение, которое порой сочеталось с индивидуально-групповым, вошедшим в массовую практику в XVI веке. В связи с прогрессивным социально-экономическим развитием образование становится массовым и возникает классно-урочная система обучения (Я.А. Коменский). Именно урок сохраняется и сегодня как основная форма организации образовательного процесса.
Современный урок можно рассматривать с двух позиций:
-
как единицу учебного процесса, ограниченную временем, функции которой заключаются в достижении частичной и законченной цели обучения; -
как источник развития духовных сил и творческих способностей учащегося.
Таким образом, урок – это организационная форма обучения, при которой учитель в течение установленного времени руководит познавательной деятельностью постоянной группы учащихся с учетом их особенностей, используя средства и методы работы для успешного овладения учениками основами изучаемого предмета, воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил учащихся.
Егодостоинства: четкая организационная структура, экономичность, возможность взаимодействия учащихся между собой, воспитание их в учебном процессе. Его недостатки: единый темп обучения, трудности в учете индивидуальных особенностей обучающихся, недостаточная обратная связь в процессе обучения.
В настоящее время в зависимости от возраста учащихся и типа образовательного учреждения может варьироваться: время урока (от 35 до 90 минут); количество учащихся в классе (от 3 до 40 человек); роль участников процесса обучения.
Структура урока представляет собой совокупность его этапов, выстроенных в определенной последовательности и взаимосвязи. В современной дидактике не существует общепринятой классификации уроков, но наиболее распространённой и используемой является классификация, предложенная Б.П. Есиповым, в основе которой находится основная образовательная цель.
Урок усвоения новых знаний,содержанием которого является новый материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение. На таких уроках в зависимости от их содержания и подготовленности учащихся в одних случаях учитель сам излагает материал, в других – проводится самостоятельная работа учащихся под руководством педагога, в третьих – практикуется и то, и другое. Структура данного урока включает повторение предыдущего материала, являющегося основой для изучения нового; объяснение нового материала и работа с учебником; задание на дом.
Урок закрепления знаний.Его содержанием является вторичное осмысление знаний с целью их упрочения. Учащиеся в одних случаях углубляют свои знания по новым источникам, в других – решают новые задачи на известные им правила, в третьих – воспроизводят ранее приобретённые знания и т.п. Этапы данного типа урока: проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упражнений; проверка выполнения заданий; задание на дом.
Урок выработки и закрепления умений и навыков. Этот процесс осуществляется на нескольких специальных уроках с постепенным усложнением материала. В начале работы упражнения выполняются с большой помощью учителя, в дальнейшем учащиеся сами устанавливают, где и какое правило следует применять. Они должны научиться применять умения и навыки в самых разнообразных ситуациях, в том числе и жизненной практике. Структура этого урока: воспроизведение теоретических знаний (базовых); выполнение практических заданий и упражнений; проверка выполнения самостоятельных работ; задание на дом.
На уроках обобщения и систематизации знанийвоспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются пробелы в знаниях учащихся. Эти уроки проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов. Их обязательными элементами являются вступление и заключение учителя. Само обобщение может проводиться в форме рассказа, кратких сообщений или беседы учителя с учащимися.
Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков позволяет выявить уровень обученности учащихся, установить недостатки в овладении материалом, наметить пути дальнейшей работы. Контрольные уроки требуют от учащегося применения всех его знаний, умений и навыков по данной теме. Проверка может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.
Комбинированный (смешанный) урок, направленный на решение нескольких дидактических задач, применяется чаще всего в начальных и младших подростковых классах. Примерная структура урока данного вида: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы; проверка и оценка знаний учащихся; задание на дом.
К организационным формам обучения на уроке относятся фронтальная, групповая и индивидуальная.
При фронтальном обучении учитель управляет познавательной деятельностью всего класса, работающего над общей задачей в едином для всех темпе. Педагогическая эффективность данной формы во многом зависит от умения преподавателя держать в поле зрения всех учащихся, обеспечить активную работу каждого. Но фронтальная работа рассчитана на абстрактную личность, не учитывает реальные возможности различных групп учащихся, побуждает к единому темпу работы.
Групповая форма обучения подразделяется на несколько видов. Звеньевая форма основана на том, что учащиеся разбиваются на гетерогенные группы, внутри которых ученики с различными интеллектуальными возможностями работают над единым для всего класса заданием. Кооперированно-групповая форма отличается от звеньевой тем, что в данном случае группы выполняют части единого объемного задания. На принципах самодеятельности и коллективизма построен коллективный способ обучения (КСО), основным элементом которого является работа в парах сменного состава. При данном виде работы класс обучает каждого своего члена, и каждый член активно участвует в обучении своих товарищей по совместной учебной деятельности.
Суть индивидуального обучениязаключается в самостоятельном выполнении общих для всех заданий. Однако если учитель предлагает учащимся задания, дифференцированные в соответствии с их учебными возможностями и интересами, то такая форма обучения называется индивидуализированной. В этом случае делается максимальный упор на развитие активности и самостоятельности учащихся, формируется творческое отношение к делу.
В современной общеобразовательной практике чаще всего применяются две формы: фронтальная и индивидуальная; групповая используется гораздо реже в связи со сложностями организационно-методического характера.
Урок как основная организационная форма обучения – явление динамическое, постоянно развивающееся. Прежде всего, это выражается в оптимальной реализации триединой функции обучения – образовательно-воспитательно-развивающей, а, следовательно, и в его направленности на творческое развитие природных задатков учащихся.
Все чаще в практике современного образования педагоги используют нетрадиционные уроки, основной целью которых является формирование у учащихся положительной мотивации к учению, развитие их творческих начал. Нестандартный урок – это урок, который имеет нечто новое, оригинальное. Изменения возможны в целях, методах, средствах обучения и даже в самой форме организации занятия.
В современной педагогике выделяются различные виды нестандартных уроков, названия которых дают некоторые представления о методике проведения таких занятий. Наиболее распространены следующие группы нетрадиционных уроков: