Файл: Учебное пособие Тамбов 2008 удк 371 (075. 32) Ббк 74. 00я73 Печатается по решению п 86 редакционноиздательского совета.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 567
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
уроки-соревнования: конкурс, эстафета, викторина, деловая игра; -
уроки, основанные на формах и методах, известных в общественной практике:исследование, репортаж, рецензия, интервью; -
уроки, напоминающие публичные формы общения:пресс-конференция, аукцион, бенефис, телепередача, устный журнал; -
уроки, опирающиеся на фантазию: сказка, сюрприз, посиделки; -
уроки, основанные на имитации проведения общественно-культурных мероприятий:заочная экскурсия, путешествие, литературная гостиная; -
уроки с трансформацией традиционных способов организации:лекция-парадокс, экспресс-опрос, защита оценки, защита читательского формуляра.
Нестандартные уроки нравятся учащимся больше, чем традиционные занятия, поэтому практиковать такие уроки нужно, но превращать их в основную форму работы вряд ли целесообразно из-за больших временных затрат, отсутствия серьезного познавательного труда, недостаточно высокой результативности и т.п.
Кроме уроков существуют также дополнительные формы организации учебного процесса.
Факультативные занятия, задача которых заключается в углублении и расширении знаний в определенной области, развитии познавательных интересов и способностей учащихся. Право выбора факультатива принадлежит учащимся, но посещение становится обязательным в течение всего периода освоения темы. Программа факультатива не дублирует учебную: проверка и оценка знаний являются больше обучающими, чем контролирующими. Отметка выставляется чаще всего в виде зачета.
Занятия в предметных кружках направлены на реализацию определенной образовательной программы, обеспечивающей индивидуальные познавательные потребности и интересы учащихся. Однако по сравнению с факультативами данная программа является менее строгой и допускает внесение корректив в зависимости от пожеланий учащихся и изменяющихся обстоятельств деятельности. Кружковая работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и самодеятельности учащихся.
Спецсеминары проводятся в старших классах в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов. Их цель – углубление знаний, формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций. Структурно семинары начинаются с краткого выступления педагога, затем последовательно обсуждаются объявленные вопросы, в конце занятия учитель делает обобщение.
Практикумы и учебные практики применяются для выработки практических умений и навыков. Они проводятся в лабораториях и мастерских, на опытных участках. Обычно работа строится в парах или индивидуально по инструкциям педагога.
Учебные экскурсии – это специфическое учебное занятие, проводимое в соответствии с определенной образовательной целью вне учебного заведения: на производстве, в музее, в полевых условиях и т.д. Значение экскурсий состоит в том, что они служат накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, помогают установлению связи теории с практикой, способствуют решению задач эстетического воспитания. Экскурсии можно классифицировать в зависимости от объектов наблюдения (производственные, литературные, географические и т.п.), по образовательным целям (обзорные и тематические), по месту и структуре педагогического процесса (вводные, текущие и итоговые). По времени экскурсия может занимать от 40 мин до 2,5 час. Заключительным этапом является подведение итогов в ходе беседы с целью приведения полученных знаний в систему.
Дополнительные занятия – групповые или индивидуальные формы учебно-познавательной деятельности учащихся. Основные задачи: восполнение пробелов в знаниях, реализация возможности учащихся в выборе индивидуального темпа освоения учебного материала, удовлетворение повышенного интереса к изучаемому предмету. Опытные учителя практикуют различные виды помощи: разъяснение отдельных вопросов, прикрепление сильных учеников к слабым, повторное объяснение темы. Для удовлетворения познавательного интереса с отдельными учениками проводятся занятия, на которых решаются задачи повышенной трудности, обсуждаются проблемы, которые выходят за рамки обязательной программы.
Домашняя работа направлена на формирование навыков самостоятельной работы, закрепление знаний и способов познавательной деятельности. Кроме этого, она имеет большое воспитательное значение, способствует формированию чувства ответственности, усидчивости, аккуратности, развитию воображения, креативности (при выполнении заданий творческого характера – написании сочинений, выполнении рисунков, изготовлении поделок, наглядных пособий и т.п.). Домашняя работа принципиально отличается от классной следующими моментами:
-
происходит без непосредственного руководства учителя, хотя и по его указаниям; -
обучающийся сам определяет время выполнения задания, выбирает индивидуальный темп и ритм работы, имеет возможность использовать дополнительные источники информации; -
дома нет группы учащихся, которая стимулирует здоровое соперничество.
Чтобы не перегружать учащихся домашними заданиями, их целесообразно строить по принципу «минимум – максимум»: задания-минимум обязательны для всех; задания-максимум не обязательны и рассчитаны на тех, кто имеет склонность к данному предмету.
Лекция 20.
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Профессиональное владение теорией методов обучения способствует уверенному прогнозированию результатов, безошибочному решению задач, достижению поставленной цели разностороннего развития личности.
Метод обучения – это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых, направленный на решение комплекса образовательных задач. Метод обучения реализуется в единстве целенаправленной познавательной деятельности педагога и учащихся, их активном движении к уяснению знаний, овладению умениями и навыками. Прием, деталь представляет собой часть, элемент метода. В педагогической практике методический прием используется в целях активизации восприятия учащимися учебного материала, углубления познания, стимулирования познавательной деятельности.
Объективной основой для научного обоснования метода обучения являются методы познания людьми реальной действительности, а также способы обмена информацией, их общение в процессе познавательной деятельности. Существует три общественных источника, которые являются основой для разработки, творческого создания методов обучения: научное познание, обыденное познание, способы обмена информацией. Особенность педагогических методов обучения в том, что они синтезируют, включают в себя в обобщенном виде способы познания всех трех источников.
Методы обучения могут быть представлены в различных видах классификаций с учетом их практических функций и возможностей в организации обучающего взаимодействия педагогов и учащихся. Современным подходам к классификации методов обучения предшествует глубокий и всесторонний их анализ известными педагогами.
Так, Б. Всесвятский предложил рассмотрение двух групп методов: передачи готовых знаний и исследовательские; А. Пинкевич – пассивные и активные. К.П. Ягодовский рассматривал четыре группы методов: догматические и иллюстративные, эвристические, исследовательские. Различать методы по источникам информации: словесные, наглядные и практические – предложили Е.И. Перовский и Е.Л. Голант.
М.А. Данилов и другие дидакты обратили внимание на необходимость учета логического аспекта, а Н.М. Верзилин предложил сочетать источниковый и логический подходы к классификации методов обучения. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили выделить пять общедидактических методов: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический и исследовательский. В.А. Сухомлинский объединил методы обучения в две большие группы: первичного восприятия знаний, умений и навыков и осмысления, развития и углубления знаний, умений и навыков.
Классификации методов обучения, будучи глобальными или локальными, обобщенными или частными, логически взаимосвязаны и соподчинены. Методы, представленные в различных группах, выполняют одновременно несколько функций.
Наиболее распространенной в современной дидактике считается классификация по способам организации взаимосвязанной деятельности педагога и обучаемых в целях формирования знаний, навыков, умений качеств личности, необходимых для успешного выполнения учебных и других задач.
Ю.К. Бабанский выделяет три группы методов обучения:
- организации учебно-познавательной деятельности обучаемых;
- стимулирования учебно-познавательных процессов;
- контроля за эффективностью этих процессов и в целом всей деятельности.
Первая группа вбирает в себя словесные, наглядные и практические методы обучения. Сюда относятся: лекция, беседа, рассказ, демонстрация наглядного материала, упражнения, выполнение практических заданий и так далее.
Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Они позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании учащихся яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.
Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
Рассказпредполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.
Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение – это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.
Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.