Файл: Учебное пособие Тамбов 2008 удк 371 (075. 32) Ббк 74. 00я73 Печатается по решению п 86 редакционноиздательского совета.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 565
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Широкое распространение имеет эвристическая беседа (от слова «эврика» – нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.
Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы с опорой на знания учащихся. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала.
В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику – индивидуальная беседа или учащимся всего класса – фронтальная беседа.
Дискуссия основана на обмене взглядами по определенной проблеме. Она имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.
Лекция – монологический способ изложения объемного материала. Используется, как правило, в старших классах, вузах, техникумах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия учащимися учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам. Обзорные лекции проводятся по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала.
Работа с учебником и книгой – важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем учащиеся все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них: конспектирование, составление плана текста, тезирование, цитирование, аннотирование, рецензирование, составление справки, составление формально-логической модели, составление тематического тезауруса, составление матрицы идей.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ учащимся плоскостных и объемных наглядных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, схем, муляжей и прочего.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и других.
Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных (например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевизоров, видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов обучения.
Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
Упражнения – повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые.
По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют: воспроизводящие, тренировочные, комментированные упражнения.
Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений – сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем – на воспроизведение – применение ранее усвоенного – на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации – на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.
Лабораторные работы – это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, то есть это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.
Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, например, за ростом растений и развитием животных, за погодой.
Практические работыпроводятся после изучения крупных разделов, поэтому носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами учебного заведения (например, измерения на местности), в компьютерном классе.
Группу методов стимулирования и мотивации учения можно условно подразделить на две большие подгруппы. В первой из них представить методы формирования познавательных интересов у учащихся. Во второй – методы, преимущественно направленные на формирование чувства долга и ответственности в учении.
Методами стимулирования интереса к учению можно назвать познавательные игры, научно-познавательные споры, анализ жизненных ситуаций. Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у учащихся, испытывающих определенные затруднения в учебе, обеспечение благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности.
Мотивы долга и ответственности формируются на основе применения целой группы методов и приемов: разъяснения учащимся общественной и личностной значимости учения; предъявления требований; приучения их к выполнению требований и тому подобное.
Группа методов контроля и самоконтроля в обучении включает методы устного и письменного контроля. Устный контроль осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса. При индивидуальном опросе учитель ставит перед учащимся несколько вопросов, отвечая на которые он показывает уровень усвоения учебного материала. При фронтальном опросе учитель подбирает серию логически связанных между собой вопросов и ставит их перед всем классом, вызывая для краткого ответа тех или иных учеников.
Методы письменного контроля в процессе обучения предполагают проведение письменных контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и прочее. Письменные контрольные работы могут быть как кратковременными, проводимыми в течение 15-20 минут, так и занимающими весь урок. В последние годы все чаще стали применять контрольные письменные работы программированного типа, решение графических задач, лабораторных работ и другие.
Существенной особенностью современного этапа совершенствования контроля является всемерное развитие у учащихся навыков самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.
Каждый метод обучения конкретизируется комплексом приемов, способов и средств организации обучающего познания. Приемы и способы реализации метода обучения используются педагогом в зависимости от особенностей учебного материала и конкретной ситуации учебно-воспитательного процесса, его личности, степени владения элементами педагогического мастерства.
Выбор методов обучения обусловлен следующими положениями: педагогическая и психологическая целесообразность, функциональная определенность; направленность на организацию деятельности учителя и учащихся: на общение, обсуждение, применение знаний; соответствие возрастным возможностям учащихся, особенностям их мышления, памяти, эмоционального развития, жизненного опыта; соответствие возрастным возможностям, общекультурной, педагогической подготовке учителя; соответствие характеру содержания изучаемого материала; соответствие методов форме обучения; соответствие методов своеобразию возникающей ситуации в процессе обучения; взаимосвязь и взаимодействие методов между собой, включенности их друг в друга, комплексности применения.
Средства обучения – это источник получения новых знаний, формирования умений и навыков. К нимотносятся наглядные пособия, научная и художественная литература, кинематограф, ТСО, аудио и видеоаппаратура, компьютерные классы, реальные объекты, производство и т.п. Основные функции средств обучения – информационная, дидактическая и контрольная. Условно все дидактические средства можно разделить на простые и сложные по нарастанию возможности заменять действия педагога и автоматизировать действия ученика.
Простые средства: а) учебники, хрестоматии, раздаточные материалы; б) визуальные средства – картины, карты, модели, реальные объекты и пр.
Сложные средства: а) механические визуальные приборы – эпидиаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.; б) аудиальные средства – магнитофон, радио, проигрыватель; в) аудиовизуальные – ТВ, видео, кинофильм; г) автоматизирующие процесс обучения – лингафонные кабинеты, компьютеры, телекоммуникационные сети.
Научное постижение природы методов и средств обучения помогает правильно понять источники научно-методического творчества, стимулировать создание новых, более интенсивных, новаторских способов обучающего взаимодействия педагога с учащимися. На этой теоретической основе современные учителя-новаторы создают не только отдельные новые методы, но и конструируют цельные методические системы. С.Н. Лысенкова включает комментированное управление, работу по схемам-опорам, которые широко используются в жизненном обучающем взаимодействии детей и взрослых.
Методическая система учителя труда И.П. Волкова включает широкое использование на уроке межпредметных связей, связи теории с практикой, поэлементного обучения, чередования изучаемых вопросов и видов труда, периодического многократного повторения по-разному организованного изучаемого материала, вовлечения в работу в течение урока всех учащихся, обучения творчеству.
Учитель В.Ф. Шаталов, широко используя известные методы и средства обучения, разработал целостную методическую систему, в центре которой задействованы опорные сигналы.
Методически раскрепощенный учитель Е.Н. Ильин смело опирается на приемы и способы обыденного общения, импровизирует, педагогически переосмысливает их и превращает в оригинальную и эффективную методическую систему вовлечения учащихся в познавательно-воспитательное общение.
Таким образом, методы обучения, как совокупность приемов, способов и средств научно-педагогически преобразуются на основе предъявляемых к ним общих требований и являются важнейшим механизмом осуществления творческого процесса обучающего взаимодействия учителя и учащихся.
Всю систему методов обучения и воспитания необходимо понимать и использовать как триединство, обеспечивающее одновременно передачу знаний, умений, навыков, развивающее умственные силы и пробуждающее внутренние стимулы к познанию, оказывающее воспитательное воздействие на воспитуемого. Готовясь к уроку, организации общественно полезных дел, учитель, воспитатель, тщательно продумывает свою педагогическую позицию, те методы преподавания и воспитательного взаимодействия в единой системе, которыми он будет пользоваться в отношениях с учениками. При этом необходимо добиваться, чтобы методы обучения, их система превращалась для каждого учащегося в систему методов самообучения, развития самостоятельной способности приобретения, переработки, анализа фактов, их обобщения, реализации непрерывного образования.