Файл: Учебное пособие Тамбов 2008 удк 371 (075. 32) Ббк 74. 00я73 Печатается по решению п 86 редакционноиздательского совета.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 563

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Коллективистская направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы. Именно коллектив должен оказать позитивное влияние на формирование и развитие личности.

В педагогическом процессе содержание воспитания реализуется через совокупность направлений воспитательной деятельности, которые представляют собой своеобразную программу воспитания.

Например, для достижения цели формирования разносторонне развитой личности необходимо единство следующих направлений воспитания: умственное; физическое; трудовое; нравственное; эстетическое; экономическое; половое; экологическое; правовое. Каждое из перечисленных направлений имеет свои задачи, средства и формы организации.

Умственное воспитание – это педагогическая деятельность, направленная на интеллектуальное развитие личности, развитие умственных способностей учащихся, формирование познавательных потребностей и интересов. Формирование творчески мыслящей личности также является задачей умственного воспитания. Основные пути умственного воспитания – систематическое обучение учащихся, построенное на основе принципов развивающего обучения, и внеклассная работа по развитию умственной культуры. Умственное воспитание происходит также под влиянием окружающей среды, средств массовой информации и прочее.

Физическое воспитание – педагогическая деятельность, направленная на развитие физических сил и здоровья учащихся, формирование и развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Формы работы: уроки физкультуры, оздоровительно-гигиенические мероприятия в режиме учебного дня, физические упражнения и подвижные игры до начала занятий и переменах; внеучебная деятельность (спартакиады, ДЮСШ, секции, кружки по видам спорта и другое).

Трудовое воспитание – процесс вовлечения учащихся в педагогически организованные виды труда с целью развития трудовых умений, передачи им трудового опыта, подготовки к выбору профессии, формирования потребности в труде. Задачи трудового воспитания и профориентации следующие: привитие любви к труду, творческого отношения к нему, готовность трудиться в коллективе; развитие индивидуальных интересов и наклонностей в различных видах трудовой деятельности; формирование трудовых навыков культуры умственного и физического труда; формирование устойчивых профессиональных интересов к конкретным профессиям и специальностям. Основными формами трудового воспитания являются: урок, лабораторно-практические занятия, УПБ, экскурсии на предприятия, беседы, устные журналы и так далее.


Экономическое воспитание – познакомить с основами экономического образования и экономической культуры, научить ориентироваться в жизненных экономических ситуациях. Задача экономического воспитания – подготовка учащихся к экономической деятельности, сознательному участию в хозяйственной деятельности. Экономическое воспитание осуществляется через экономическое просвещение (в процессе изучения основ наук) и внеучебную экономическую деятельность. Это работа кружков, клубов, проведение бесед, диспутов и так далее.

Нравственное воспитание – педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения. Основные задачи нравственного воспитания: формирование нравственного сознания; воспитание и развитие нравственных чувств; выработка умений и привычек нравственного поведения. Формы нравственного воспитания: этические беседы, решение поведенческих задач, общение с интересными людьми, чтение соответствующей литературы и так далее.

Эстетическое воспитание – процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развитие творческих задатков и способностей. В числе главных задач эстетического воспитания – формирование эстетических понятий, оценок, суждений, идеалов, потребностей, вкусов, способностей. Формы эстетического воспитания: литературно-художественные конкурсы, викторины, тематические праздники, кружки, творческие объединения, турнир знатоков поэзии, музыкальные вечера и другое.

Половое воспитание – это система мер, направленных на формирование полового сознания и поведения мужчины (мальчика) и женщины (девочки). Доминирующая задача полового воспитания – подготовка к семейной жизни. Формы полового воспитания: уроки этики и психологии семейной жизни, вечера вопросов и ответов, лекции, беседы, работа с родителями и другие.

Экологическое воспитание – это совместная деятельность воспитателей и воспитанников по формированию у учащихся системы экологических знаний, умений и на их основе ответственного отношения к окружающей среде. В задачи экологического воспитания входят: усвоение научных знаний о природе, понимание ее ценности для общества и человека; овладение нормами правильного поведения в природной среде; развитие потребности общения с природой; активизация деятельности по сохранению, восстановлению и улучшению природной среды. Формы и методы: коллективные творческие дела (КТД), беседы, диспуты, конференции, работа экологических отрядов, клубов и другие. Особую популярность приобрела «Экологическая тропа».



Правовое воспитание – целенаправленная деятельность государства, общественных объединений, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных представлений, взглядов, ценностных ориентиров, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение, использование юридических норм. Задача правового воспитания состоит, с одной стороны, в том, чтобы научить учащихся строго соблюдать законы, а с другой – использовать те широкие возможности, которые закон предоставляет для проявления инициативы, творческой активности, в борьбе с антиобщественными явлениями. Под руководством педагогов учащиеся проводят олимпиады и конкурсы правовых знаний, вечера вопросов и ответов на темы: «Ты и закон», «Закон и совесть», выставки книг, выпуск газет, бюллетеней «Человек и закон» и так далее.

Поскольку человек не формируется по частям, поэтому в воспитательном процессе все направления реализуются в единстве через формы и методы воспитания. На разных этапах развития общества какие-либо направления воспитания приобретают приоритетный характер. Объектом особого внимания сегодня является нравственное воспитание.

Реализация в воспитательном процессе комплекса направлений содержания воспитания «должна подготовить человека к трем главным ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина» (И.П. Подласый).

Источниками воспитания являются материальные, духовные и социальные факторы, определяющие содержание воспитания.

Один из важных источников содержания воспитания – науки о природе, обществе, человеке. Мировоззренческая направленность воспитания реализуется через овладение учащимися системой философских, научных, социально-политических, нравственных знаний, формирующих взгляды и убеждения человека.

Природа и как окружающая среда и, в широком смысле, как весь мир, Вселенная, также является источником воспитания. Она наполняет содержание воспитания представлениями об общей картине мира, формирует достоверные и эмоционально переживаемые взгляды на природу и отношения человека с природой. Именно из этого источника черпается конкретное содержание экологического воспитания.

Неисчерпаемым источником воспитания всегда была и будет культура, материальная и духовная,
которая является результатом и условием развития творческих сил и способностей человека.

Социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению, нашедшее отражение в традициях общества, нации, семьи, является источником наполнения воспитания общественным опытом, ценностями, нормами поведения, идеалами, обычаями, без овладения которыми не может быть полноценного воспитания. Традиции незаменимы как источник формирования умений и привычек поведения.

Источником воспитания является общество со всеми присущими ему характеристиками и особенностями отношения к воспитанию, которые определяют деятельность государственных и общественных институтов воспитания.

Роль различных институтов в воспитании неравноценна. Образовательные учреждения, безусловно, играют ведущую роль. Через систему государственных и общественных институтов воспитания государство и общество стремятся, с одной стороны, обеспечить равные возможности для воспитания всех своих граждан, с другой – создать условия для реализации каждым своих потенциальных возможностей и развития своих способностей и интересов.

Сильно сказываются на направленности и результатах воспитательного процесса и негативные явления в жизни нашего общества. К ним в первую очередь относятся: состояние здоровья подрастающего поколения России, экономические и нравственные проблемы семьи, культ жестокости и насилия в средствах массовой информации, а также проникновение в образовательные учреждения наркотиков и порнографии и т.п. Решить эти проблемы педагоги не могут, но должны выстраивать воспитательный процесс так, чтобы по возможности нейтрализовать негативные влияния, придать воспитанию позитивную и оптимистичную окраску, правильно сориентировать в жизни формирующуюся личность.

Источниками воспитания выступают не только общество, общественные институты, но и культура общечеловеческих отношений, история развития нашего общества, а также целеустремленная организация деятельности воспитанников и их собственный опыт; общение, систематическое и планомерное развитие интеллектуальной и волевой сфер в соответствии с поставленной целью.

Источники содержания воспитания реализуются в методах и средствах воспитания.

Лекция 22.