Файл: Учебное пособие Тамбов 2008 удк 371 (075. 32) Ббк 74. 00я73 Печатается по решению п 86 редакционноиздательского совета.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 559

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 23.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
Общение – процесс непосредственных взаимоотношений, обращения людей друг к другу, основанный на разумном понимании и намеренной передаче знаний, мыслей и переживаний в соответствии с социальными нормами и условиями осуществляемой деятельности. Вне какой-либо деятельности общение невозможно.

Общение – результат развития общественной истории, отражающий уровень культуры и являющийся ее глубинным основанием и одновременно средством развития общества. В процессе общения обеспечивается единство действия той или иной группы людей (учебный класс, педагогический коллектив, семья), достигается взаимопонимание и согласованность поведения, формируются качества человека как субъекта труда и познания, поскольку оно формирует убеждения, обеспечивает практическую регуляцию поведения человека, его отношений с другими людьми.

Общение в школе или вузе несет в себе более глубокую функцию, нежели просто контакты между людьми. Любой вид общения в паре «учитель – ученик», «преподаватель – студент» независимо от ситуации, является воспитывающим. Учитель не имеет права разделять общение на «учебное» и «неучебное». От учителя требуются особые способности и умения в общении, так как воспитание осуществляется в результате духовной общности воспитателя и воспитуемого – только так могут передаваться накопленные человечеством ценности культуры.

Педагог – одна из самых сложных профессий, требующих большой самоотдачи, преданности, даже жертвенности. Общество предъявляет к учителю более высокие требования, чем к людям других профессий. Труд учителя – это:

  • каждодневная работа с учащимися как в учебном заведении, так и вне его;

  • регулярная работа над собой (накопление и обновление знаний, умений, навыков);

  • систематический самоконтроль над собой (чтобы быть правильно понятым);

  • общение с разными по характеру и способностям учащимися;

  • общение с непохожими друг на друга родителями, каждый из которых считает только своего ребенка идеальным.

Эта деятельность сопряжена с различными способами и формами общения, которые педагог, прежде всего, выстраивает в своей голове. Таким образом, в деятельности обучающего наблюдается большой субъективизм, при наличии которого трудно определить уровень профессиональной культуры педагога. Тем не менее, существуют общие законы и принципы общения, без которых наша индивидуальность не сможет быть таковой. Содержание и уровень развития профессионального общения педагога предопределяется содержанием его педагогической деятельности.


В профессиональном общении педагога всегда можно выделить два тесно взаимосвязанных друг с другом звена. Во-первых, это общие принципы общения, заложенные самим характером общественного строя, унаследованные ценности прошлого, в которых реализуются педагогическая деятельность педагога, единые цели обучения и воспитания. Во-вторых, это индивидуальные принципы общения, его стиль – совокупность конкретных примеров и средств, которые обучающий своеобразно, в зависимости от конкретных условий и возможностей обучения и воспитания реализует в своей деятельности на основе имеющихся у него личных знаний, профессионального опыта, способностей и умений.

Педагогическое общение – вид духовной деятельности, которая в свое содержание обязательно включает как передачу знаний, умений и навыков на основе творческого, продуктивного их преподнесения, так и создание постоянно нового – формирование свободной, нравственной, гуманной, творческой, адаптивной личности человека. Это обстоятельство является определяющим для профессионального общения педагога, и именно умение управлять развитием личности (формировать необходимый объем знаний, закреплять определенные социальные ориентации, прививать полезные навыки к труду, теоретическому творческому мышлению) делает его педагогом.

Важнейшим признаком профессионализма педагога является его способность, используя те или иные формы обучения и воспитания обучающихся, выражать к каждому из них свое личное отношение. Умение разбираться в людях, верно оценивать их поступки, способность адекватно откликаться на их поведение, выбирать систему методов воспитания, которые наилучшим образом отвечают их индивидуальным способностям, – показатель профессиональной компетенции педагога.

Специфическим для профессионального общения является то, что педагог руководствуется желаниями, намерениями, стремлениями, которые предписаны его профессиональным долгом, обусловлены конкретными социальными условиями и требованиями общества. В силу этого крайне важно учитывать, как строятся взаимоотношения в паре «учитель – ученик». Проявление авторитарности, произвола, несправедливости со стороны педагога вызывает у обучающихся несогласие и протест. На какое-то время учитель добьется внешнего послушания, но оно не станет уважением, внутренней потребностью, будет носить конформный, чаще всего временный характер. Только подлинный, а не декларативный гуманизм, уважение, демократизм, справедливость и равенство приведут педагога к успеху, станут показателями его профессиональной культуры.



Другой важный показатель профессионального общения – использование педагогом разнообразных межличностных связей для формирования коллектива учащихся. Особое значение приобретает умение педагога строить свои взаимоотношения с коллективом учащихся как единым целым, умение искать и находить основания для гармонизации индивидуальных и коллективных интересов.

Педагогу необходимы особые нравственно-психологические качества: предельная доброта и любовь к учащимся (но не всепрощение и мягкотелость), обостренная совестливость, незыблемые честь и гордость в выполнении своей многотрудной миссии. У каждого педагога все эти качества представлены через его индивидуальность особым образом. Если человек, избравший профессию педагога, чувствует, что он делает не свое дело – это несчастье не только для него самого, но и для общества.

По мнению психологов, успех общения в целом зависит преимущественно от трех слагаемых:

– как мы вступаем в него;

– как поддерживаем диалог;

– как его завершаем.

Официальная форма обращения, принятая издавна на Руси, – «вы». Первым, кто ввел его, был боярин Андрей Курбский, и оно долго оставалось как форма аристократическая. Но со временем «вы» широко вошло в обиход, ибо требовалось обществу как знак социального достоинства.

В педагогической практике даже в начальной школе, на наш взгляд, предпочтительной должна быть форма обращения «вы». Такая форма обращения к малышам (практиковавшаяся, кстати, и в дореволюционной России) создает в классе серьезную, деловую обстановку, формирует уважение к личности, адекватную самооценку учащихся. Наоборот, в старших классах на «ты» можно обратиться к тому учащемуся, с кем устанавливаются особо доверительные отношения. Это обращение не к ученику, а к ученику-помощнику, к ученику-коллеге. Естественно, такая форма обращения должна быть сделана самым доброжелательным тоном.

Надо помнить, что самое дорогое для любого человека слово – его имя. Неплохо поэтому, идя в класс или группу обучающихся даже впервые, заранее ознакомиться со списком учащихся по журналу и запомнить хотя бы 4–5 имен, а затем при случае на первом же занятии удивить этим обучающихся.

Вторая составная часть любого занятия – поддержание диалога. Можно выделить главные причины, из-за которых многие учащиеся не хотят учиться: они устали от учебной скуки, от педагогических окриков.


Отсюда легко сделать два важных вывода:

– занятие должно быть разнообразным по форме обучения и увлекательным по содержанию;

– в любой, даже критической ситуации педагог не должен кричать, ведь кричит тот, кто чувствует свою беспомощность.

Учащиеся любят похвалу, их необходимо поощрять в процессе занятия за хорошие ответы и поступки, благодарите за удачно проведенные занятия, ведь ни один урок не может быть хорошим, если учащиеся не помогают педагогу. Некоторые педагоги судят об успехе занятия только по тому, высказали ли в конце урока слова благодарности сами учащиеся.

«Люди хотят не восхищаться, а нравиться, – писал Жан Лабрюйер, – они не столько жаждут узнать что-либо новое или даже посмеяться, сколько произвести хорошее впечатление и вызвать всеобщий восторг, поэтому самое утонченное удовольствие для истинно хорошего собеседника заключается в том, чтобы доставлять его другим».

Одобрение и похвала рождают энтузиазм. Давно известно, что от человека можно большего добиться, если хвалить его добрые поступки, чем если ругать плохие. Одобрение помогает человеку удовлетворить, во-первых, потребность в признании и оценке, во-вторых, дает ему силы для самораскрытия, реализации своих способностей. Одобрение и похвала окрыляют, пробуждают творческое отношение к себе, укрепляют самоуважение. Такой человек будет и к другим относиться с большим сочувствием.

Иногда приходится слышать фразу: «Как бы не перехвалить». Разумеется, хвалить человека – это вовсе не значит закрывать глаза на все его грехи. Но важно помнить, что резкая критика и упреки почти всегда бесполезны.

На любом занятии по любому предмету и на дом лучше давать такие задания, которые позволят каждому обучающемуся проявить свои творческие способности, осознать свою значимость для коллектива и для общества, найти свою экологическую нишу. Например, на занятиях по химии, физике, математике учащиеся дома могут составить собственную задачу по изучаемой теме; при изучении русского языка и литературы – написать эссе, сочинение, стихотворение, рассказ, басню; у преподавателя истории, литературы – сделать иллюстрацию к заданной теме. При таком подходе все обучаемые «самые-самые», т.е. в чем-то по-своему талантливые.

Необходимо быть открытыми по отношению к учащимся, принимать их такими, какие они есть, как некую данность; быть эмпатичным. Нет ничего страшнее для учащегося, как подвергнуться публичному осмеянию за свою интеллектуальную ограниченность или незрелость. Следует выражаться ясно, понимать язык учащихся и учить их культуре речи.


Самому красноречивому оратору будет очень трудно убедить и зажечь человека, если он будет говорить с туго связанными руками и ногами. Слова, не подтвержденные жестами, лишаются главного – своей страстности и искренности. Значит, им нелегко будет найти отклик в душе. Напротив, нередко жест воздействует на человека сильнее всяких слов – заставляет действовать или, наоборот, успокаивает. Жест сообщает то, что находится между строк и делает общение более полным и ярким.

Разные типы людей используют разные группы жестов. Человек может иметь свой индивидуальный стиль жестикулирования. Например, считается, что люди мысли больше жестикулируют головой, люди сердца – плечами, а люди дела – руками.

Жесты собеседника могут сообщить немало интересного о нем, подсказать, как себя вести с ним. Нужно только уметь замечать посылаемые им сигналы. Жесты еще труднее подделать, чем мимику. Когда человек пытается с их помощью показать несвойственные ему состояния или качества, он выглядит неестественным и напряженным. Настоящий его стиль, который он старается подавить, прорывается при малейшем ослаблении контроля.

В каждой системе общения есть свой стиль.

Существует множество классификаций стилей общения.

Известный специалист по психологии общения В. А. Кан-Калик выделял 6 стилей общения:

общение на основе совместной творческой деятельности;

общение на основе дружелюбного расположения;

общение-диалог;

общение-устрашение;

общение-дистанция;

общение-заигрывание.

В основе общения на основе увлеченности совместной творческой деятельности лежит устойчиво-положительное отношение педагога к учащимся и делу, стремление совместно (а значит, и демократично) решать вопросы организации деятельности. Увлеченность совместным творческим поиском наиболее продуктивны для всех участников педагогического процесса стиля общения. Вся система отношений с учащимися у мастеров педагогического труда строится именно на этой основе. Вместо односторонних воздействий педагога на учащихся – общая творческая деятельность.

Стиль педагогического общения на основе дружеского расположения тесно связано с первым, – по сути это одно из условий становления стиля общения на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.

Рассматривая систему взаимодействия педагога с воспитанниками, А.С. Макаренко неоднократно настаивал на формировании дружеского тона в отношениях педагога с коллективом. Он подчеркивал, что по отношению к воспитанникам руководящий педагогический персонал всегда должен быть вежлив, сдержан, за исключением тех случаев, когда требуется либо некоторое повышение тона в связи с новыми требованиями, либо такое же повышение в сторону большей его эмоциональности. А.С. Макаренко отмечал, что во всяком случае никогда педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, никаких вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т.п. С другой стороны, совершенно недопустимо чтобы педагоги и руководство в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными, крикливыми.