Файл: Учебное пособие Тамбов 2008 удк 371 (075. 32) Ббк 74. 00я73 Печатается по решению п 86 редакционноиздательского совета.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 554
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К сожалению довольно распространенным является стиль общение-дистанция. Суть его в том, что в системе взаимоотношения педагога и учащихся в качестве важного ограничителя фигурирует дистанция: «Вы не знаете – я знаю»; «Слушайте меня – я старше – имею опыт, наши позиции несравнимы». У такого педагога в целом может быть положительное отношение к учащимся, но организация деятельности ближе к авторитарному стилю, что снижает общий творческий уровень совместной работы с учащимися. В конечном итоге, несмотря на кажущийся внешний порядок, этот стиль общения ведет к педагогическим неудачам.
Крайняя форма общения–дистанции – такой стиль, как общение-устрашение. Он соединяет в себе отрицательное отношение к учащимся и авторитарность в способах организации деятельности. Вот типичные формы проявления общения-устрашения: «Слушайте внимательно, а то вызову и двойку поставлю», «Вы у меня узнаете, я вам задам» и т.д.
Такой стиль обычно создает на занятии атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность, так как ориентирует не на программу действий, а на ее ограничения и запреты.
Проявлением либерализма, нетребовательности при возможном положительном положении к учащимся является стиль общения-заигрывания. Оно вызвано стремлением завоевать ложный, дешевый авторитет. Причиной проявления этого стиля является, с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться обучающимся, а с другой – отсутствие навыков профессиональной деятельности.
Основным признаком такого стиля, как общение-диалог является установление особых отношений, которые могут быть определены словами В.А. Сухомлинского «духовная общность, взаимное доверие, откровенность, доброжелательность».
Диалог не состоится без равенства позиций педагога и учащихся, что означает признания активной роли учащихся в процессе воспитания и обучения. Это, конечно, не означает, что оценка совсем исключается, меняется, авторство оценки, она становится взаимной и самооценкой.
В большинстве литературных источников по общению авторы различают три стиля общения: авторитарный, демократический и либеральный. В них как бы выражение квинтэссенции описанных выше шести стилей. Авторитарный стиль общения – это навязывание мнения сверху, т.е. навязывание своей точки зрения, своего мировоззрения обучающемуся. Педагог считает, что только он знает, как поступать правильно, и категорически пресекает любое индивидуальное развитие личности. Однако порядок, достигнутый с помощью приказов и кнута, не может способствовать многостороннему развитию личности, ее творческой индивидуальности. По традиции этот стиль характерен для школ Древнего Востока, где учитель транслировал свою личность на воспитанника.
Либеральный стиль на первый взгляд может показаться вполне уместным в педагогической практике. Но здесь в подтексте отношений «учитель – ученик» всегда присутствует некоторое заискивание перед учащимися. То есть педагог идет на поводу у воспитанника, что свойственно либо слабохарактерным, либо неквалифицированным педагогам. Авторитарный и либеральный стили общения не должны постоянно присутствовать в учебном заведении.
Демократический стиль общения позволяет учащемуся чувствовать себя личностью. При этом стиле педагог признает учащегося не только как объект, но и как субъект обучения и воспитания, или идет процесс взаимного совершенствования и педагога, и учащегося.
Многие педагоги считают правомочным выделить стиль воодушевляющий, что весьма важно для развития личности учащегося. Нетрудно убедиться, что один и тот же стиль или метод воздействия на учащихся в руках разных педагогов дает совершенно различные результаты. Тем самым, педагог вырабатывает так называемый индивидуальный стиль общения.
Подчеркиваем, что правильно выбранный стиль общения будь он традиционным, одобряемым многими, или сугубо индивидуальным – залог продуктивной педагогической деятельности, когда царит атмосфера положительного отношения к учащимся, демократическая организация дела, увлеченность совместной творческой деятельностью.
Лекция 24.
КОЛЛЕКТИВ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Термин «коллектив» произошел от латинского collectives – собирательный. Он означает социальную группу, объединенную на основе общественно-значимых целей, общих ценностных ориентаций и совместной деятельности.
В реальной жизни существуют разные коллективы: учебные, производственные, студенческие, спортивные и др. Коллективы могут быть одновозрастные и разновозрастные, первичные (класс, студенческая группа) и общие, объединяющие несколько первичных коллективов (например, общешкольный коллектив).
Коллектив – это развивающаяся социальная система. В зависимости от уровня развития различают складывающийся коллектив, т.е. находящийся в процессе своего становления, и сложившийся, «зрелый» коллектив, т.е. коллектив с выработанной системой общественно-значимых целей, четкой структурой деловых отношений и форм совместной деятельности, органами самоуправления (например, производственный коллектив, бригада, цеховой коллектив).
Современный воспитательный процесс в образовательных учреждениях разного типа и уровня (детский сад, школа, лицей, вуз) ориентирован на ценности гуманизма, сотрудничества, творческого взаимодействия, свободы и ответственности в воспитании.
Главным признаком коллектива является налаженность, прочность и действенность деловых отношений и ответственных зависимостей между учащимися. Сущность коллектива определил А.С. Макаренко: «Нельзя представить себе коллектив, – писал он, – если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище».
Создать такой коллектив сразу невозможно, для этого требуется длительное время. Группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов). Необходимым путем в развитии воспитательного коллектива он считал закономерный переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива.
Первая стадия – становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В это время коллектив выступает, прежде всего, как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т.д.) превратить в коллектив, т.е. такую социально-психологическую общность, где отношения учащихся определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования. В качестве сплачивающего средства выступает требование педагога к учащимся. Требование, высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом коллективе. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.
На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что – ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога.
На второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива, который в это время выступает уже как целостная система; в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.
Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными личностям, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в группе; между отдельными группами учащихся с различными ценностными ориентациями и т.д. Поэтому в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять.
Третья и последующие стадии – это тот результат, который вознаграждает педагога за сложности первого периода, они характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих стадиях развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.
Процесс развития коллектива рассматривается отнюдь не как плавный процесс перехода от одной стадии к другой. Между стадиями нет четких границ – возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. Каждая последующая стадия в этом процессе не сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадии движения. На этих стадиях каждый человек благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.
Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной организационной работой.
Таким образом, воспитательный коллектив – это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируется здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности.
Проблема нравственного развития личности в коллективе нашла свое отражение в трудах В.А. Сластенина. Он показал, что коллектив воздействует на личность в меру активности самого человека, и, прежде всего, в меру его нравственно ценной активности. Нравственная характеристика является наиболее существенной, стержневой в человеке, а коллектив выступает как основа воспитания его нравственного облика. В.А. Сластенин отмечает, что самое существенное качество группы – уровень ее социально-психологической зрелости. Он выделяет несколько уровней развития учебно-воспитательного коллектива.
Нижним уровнем формирования коллектива является группа-конгломерат, т.е. группа ранее непосредственно незнакомых людей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время. Но взаимоотношения и взаимодействия поверхностны, и ситуативны (например, группа ребят, только что приехавших в летний оздоровительный лагерь из разных мест и собранных вместе). Если группа получает свое название, то происходит ее номинализация (номинальная группа). В этом случае ей приписываются определенные извне цели, виды деятельности, условия взаимодействия с другими группами и т.д. При этом номинальная группа может остаться группой-конгломератом, если объединенные в нее личности не примут этих целей и условий, если не произойдет даже формального межличностного объединения, но такие случаи редки в педагогической практике.
Номинальная группа – это начало формирования группы, первые шаги ее социально-психологического развития. В номинальной группе осуществляется общее знакомство людей, возникают симпатии и антипатии, происходит первичное распределение обязанностей, приводящее к появлению лидеров. В номинальной группе каждый сам по себе. Актив у нее случайный и малочисленный, существует формально. В сочинениях учащихся, представляющих собой номинальные группы, говорится, что «среди одноклассников нет искренности», что «здесь не привыкли говорить друг другу правду в глаза».