Файл: Учебное пособие для преподавателей обучающих лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1066

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

83
Цель и принципы придания пострадавшим
оптимальных положений тела
После оказания помощи и устранения опасности для жизни пострадавшего до прибытия скорой медицинской помощи ему следует придать оптимальное положение тела, обеспечивающее комфорт, уменьшающее степень страданий и не усугубляющее нарушения жизненно важных функций. Оптимальное по- ложение определяется характером повреждений у пострадавшего и удобством для него.
Оптимальные положения тела пострадавшего с травмами груди,
живота, таза, конечностей, с потерей сознания,
с признаками кровопотери
Пострадавшему с травмой груди предпочтительно рас- положиться в полусидячем положении с наклоном туло- вища на пораженную сторону груди (рисунок 87). Для этого пострадавшего можно опереть о стену, автомобиль и т.д.
Пострадавшему с подозрением на травму живота и таза лучше находиться в положении лежа на спине с полусо- гнутыми и разведенными ногами. Под колени подклады- вается импровизированная опора – сумка, свернутая одежда (рисунок 88).
Пострадавшему с травмами конечностей придается удобное положение, при котором он испытывает меньше страданий от имеющихся повреждений.
Пострадавшему без сознания необходимо придать устойчивое боковое поло- жение (рисунок 89).
Рисунок 87.
Рисунок 88.
Рисунок 89.
Пострадавший с сильным наружным кровотечением или признаками крово- потери должен находиться в положении лежа на спине с приподнятыми ногами,
под которые подкладываются сумки или одежда (рисунок 90).
Пострадавший с подозрением на травму позвоночника должен располагаться на твердой ровной поверхности (рисунок 91).
Рисунок 90.
Рисунок 91.

84
Пострадавших с тяжелыми травмами желательно укутать подручными сред- ствами – одеждой, одеялом (рисунок 92) и т.д. При наличии спасательного изо- термического покрывала (входит в состав аптечки для оказания первой помощи работникам), необходимо укутать им пострадавшего серебристой стороной внутрь, оставив свободным лицо (рисунок 93).
Рисунок 92.
Рисунок 93.
Способы контроля состояния пострадавшего,
находящегося в сознании, без сознания
До прибытия скорой медицинской помощи необходимо контролировать со- стояние пострадавшего и оказывать ему психологическую поддержку. Самым простым способом контроля состояния пострадавшего является диалог. В ходе общения с пострадавшим можно выяснить его жалобы. У пострадавших в бес- сознательном состоянии следует периодически проверять признаки дыхания.
Обязательно выполнение периодического внешнего осмотра на предмет начав- шегося или возобновившегося кровотечения и контроля наложенных повязок или жгутов. Кроме того, следует осуществлять наблюдение за окружающей об- становкой для своевременного устранения возможных опасностей.
Психологическая поддержка. Цели оказания психологической поддержки.
Общие принципы общения с пострадавшими, простые приемы
их психологической поддержки
В настоящее время не вызывает сомнения то, что люди, оказавшиеся в слож- ной жизненной ситуации, могут нуждаться в психологической помощи и пси- хологической поддержке.
Психологическая поддержка – это система приемов, которая позволяет людям, не обладающим психологическим образованием, помочь окружающим
(и себе), оказавшись в экстремальной ситуации, справиться с психологическими реакциями, которые возникают в связи с этим кризисом или катастрофой.
Психологическая поддержка может быть направлена:
• на другого – помощь человеку, попавшему в беду;
• на результат – урегулирование ситуации, предотвращение возникновения сходных реакций у других людей;
• на себя – снятие собственной тревоги, связанной с тем как поступить, как вести себя в ситуации, когда другой нуждается в психологической под- держке.


85
Знание и понимание того, что происходит с человеком, как ему помочь и как помочь себе способствуют формированию психологической устойчивости.
Для оказания психологической поддержки людям необходимо знать следующее:
1. Психическое состояние и поведение человека в экстремальной ситуации отличается от повседневного.
Чаще всего отмечается частичная или полная утрата:
• способности к целенаправленной деятельности (какие действия необхо- димы в данной ситуации, их планирование);
• способности к критической оценке окружающего и своего поведения
(оценке собственной безопасности, степени угрозы, своих возможностей);
• способности вступать в контакт с окружающими (отстранение от контакта,
замкнутость, либо наоборот, повышенная говорливость, которая на самом деле не имеет под собой задачу войти в контакт с другим человеком).
Подобные изменения – одни из самых распространенных последствий, на- блюдаемые у тех, кто часто не имеет физических травм и повреждений, но кто тем или иным образом вовлечен в экстремальную ситуацию. Это люди, которые непосредственно пострадали или те, кто оказался рядом с ними.
2. Ключевые моменты, которые надо учитывать при оказании психологиче- ской поддержки.
Стремление помочь – это естественное желание любого человека. Вовремя протянутая рука может помочь человеку справиться с самыми страшными со- бытиями в жизни. Но необходимо помнить о следующем:
• позаботьтесь о собственной безопасности. Реально оцените внешние усло- вия, свое состояние и силы, перед тем как принять решение, что вы готовы по- мочь;
• пострадавший может в первую очередь нуждаться в оказании первой по- мощи и медицинской помощи. Необходимо убедиться, что у человека нет фи- зических травм, проблем со здоровьем, и только тогда оказывать психологическую поддержку;
• если вы чувствуете, что не готовы оказать человеку помощь, вам страшно,
неприятно разговаривать с ним, не делайте этого. В случае если вы чувствуете неуверенность в том, что сможете помочь (либо в том, что вы правильно пони- маете, какие конкретно действия необходимо предпринять) обратитесь за по- мощью к профильным специалистам;
• если вы решили подойти к человеку, который нуждается в помощи, вам не- обходимо в первую очередь представиться и сказать, что вы готовы ему помочь;
• необходимо внимательно относиться к тому, что и как вы собираетесь ска- зать:
– говорить нужно спокойным и уверенным голосом, четкими и короткими фразами, в побудительном наклонении;
– в речи не должно быть сложно построенных фраз, предложений;
– следует избегать в речи частицу «не», а также исключить такие слова как
«паника», «катастрофа», «ужас» и т.п.;
• сохраняйте самообладание. Будьте готовы к тому, что вы можете столкнуться с различными эмоциональными реакциями и поступками. Они могут быстро сменять друг друга, а некоторые слова и действия могут быть направлены


86
на вас. Кроме этого, многие реакции могут характеризоваться эмоциональным заражением. А значит, под их влиянием можете оказаться и вы. В данном случае особенно важно сохранять спокойствие.
3. Приемы оказания психологической поддержки в случае проявления той или иной реакции у пострадавшего.
Различают следующие острые стрессовые реакции: плач, истероидную реак- цию, агрессивную реакцию, страх, апатию.
Плач
Плач – это та реакция, которая позволяет в сложной кризисной ситуации вы- разить переполняющие человека эмоции.
Признаки:
• человек уже плачет или готов разрыдаться;
• подрагивают губы;
• наблюдается ощущение подавленности.
Нужно дать этой реакции состояться.
Помощь при плаче:
• по возможности не оставляйте пострадавшего одного, необходимо позабо- титься о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно близкий или зна- комый человек;
• поддерживайте физический контакт с пострадавшим (это поможет человеку почувствовать, что кто-то рядом, что он не один). Постарайтесь выразить че- ловеку свою поддержку и сочувствие. Не обязательно делать это словами,
можно просто сесть рядом, дать почувствовать, что вы вместе с ним сочув- ствуете и сопереживаете. Можно просто держать человека за руку, иногда про- тянутая рука помощи – значит гораздо больше, чем сотни сказанных слов;
• дайте пострадавшему возможность говорить о своих чувствах;
• воздержитесь от советов, во многих случаях они могут вызвать негативную реакцию со стороны пострадавшего;
• если реакция плача затянулась, и слезы уже не приносят облегчения, по- могите пострадавшему немного отвлечься: сконцентрировать внимание на глу- боком и ровном дыхании, вместе с этим выполнять какую-либо несложную деятельность.
Истероидная реакция (истерика)
Признаки:
• чрезмерное возбуждение;
• множество движений, театральные позы;
• эмоционально насыщенная, быстрая речь;
• крики, рыдания.
Необходимо отметить, что довольно часто в разных источниках можно встре- тить информацию о том, что истероидная реакция не отражает истинных переживаний человека, а является симуляцией или грубой формой манипуляции,
направленной на привлечение к себе внимания окружающих. В связи с этим че- ловек не нуждается в помощи. Подобная точка зрения является некорректной.


87
Помощь при истероидной реакции:
• если вы чувствуете готовность к оказанию помощи и понимаете, что это безопасно, постарайтесь отвести пострадавшего от зрителей и замкнуть его внимание на себе;
• если зрителей удалить невозможно, постарайтесь стать самым вниматель- ным слушателем, оказывайте человеку поддержку, слушайте, кивайте, подда- кивайте;
• проявляйте спокойствие и не демонстрируйте пострадавшему сильных эмоций;
• говорите короткими простыми фразами, уверенным тоном;
• не потакайте желаниям пострадавшего и не вступайте в активный диалог по поводу его высказываний;
• переключите внимание пострадавшего, вызвав у него ориентировочную реакцию. Для этого задается неожиданный вопрос (не имеющий негативного содержания) или произносится имя пострадавшего, после чего пострадавшему задается вопрос, требующий развернутого ответа;
• после истерики возможен упадок сил, поэтому необходимо предоставить человеку возможность для отдыха, передав его специалистам, либо близким людям.
Агрессивная реакция
Признаки:
• возбуждение;
• раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу);
• повышенное мышечное напряжение;
• нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;
• словесные оскорбления, брань.
Помощь при агрессивной реакции:
• Четко оцените, насколько безопасно для вас будет оказывать помощь в дан- ной ситуации, и что вы можете сделать для обеспечения большей безопасности;
• Сохраняйте спокойствие, не демонстрируйте сильных эмоций;
• Воздержитесь от эмоциональных реакций даже в том случае, если вы слы- шите оскорбления и брань, обращенные к вам;
• Говорите с пострадавшим спокойным голосом, постепенно снижая темп и громкость своей речи;
• Демонстрируйте благожелательность, не вступайте с пострадавшим в споры и не противоречьте ему;
• Если вы чувствуете внутреннюю готовность и понимаете, что это необхо- димо, отойдите с пострадавшим от окружающих и дайте ему возможность вы- говориться;
• Включите пострадавшего в какую-нибудь деятельность, связанную с физи- ческой нагрузкой.
В некоторых случаях агрессию можно снизить, объяснив пострадавшему не- гативный исход подобного поведения. Такой прием действенен, если:
• у пострадавшего нет цели получить выгоду от агрессивного поведения;
• пострадавшему важно, чтобы подобный негативный исход не произошел;
• пострадавший понимает, что негативный исход действительно может после- довать.


88
В случае если вы встретили пострадавшего, демонстрирующего агрессивное поведение, необходимо обратить к нему внимание специалиста правоохрани- тельных органов.
Страх
Страх – это проявление базового инстинкта самосохранения. Он оберегает нас от рискованных, опасных поступков. Переживание чувства страха знакомо каждому человеку.
Признаки:
• напряжение мышц (особенно лицевых);
• сильное сердцебиение;
• учащенное поверхностное дыхание;
• сниженный контроль собственного поведения.
Страх – это проявление базового инстинкта самосохранения. Он оберегает нас от рискованных, опасных поступков. Переживание чувства страха знакомо каждому человеку.
В некоторых случаях страх становится опасным для человека. Это происхо- дит тогда, когда он:
• не оправдан (переживание страха слишком интенсивно в сравнении с опас- ностью, по отношению к которой он возник);
• настолько силен, что лишает человека способности думать и действовать.
Иногда страх может перерасти в панику. Панический страх, ужас может по- будить к бегству, вызвать оцепенение, агрессивное поведение. Человек в страхе может вцепиться в какие-либо опасные предметы, забираться в небезопасные места, лишая себя возможности спастись в экстремальной ситуации. При этом он плохо контролирует свои действия и не осознает происходящее вокруг, что уже опасно для самого пострадавшего и окружающих его людей. Велика веро- ятность эмоционального заражения паникой.
Помощь при страхе:
• необходимо быть рядом с человеком, дать ему ощущение безопасности:
страх тяжело переносить в одиночестве;
• если страх настолько силен, что парализует человека, то предложите ему вы- полнить несколько простых приемов. Например, задержать дыхание, а затем со- средоточиться на спокойном медленном дыхании; осуществить простое интеллектуальное действие (этот прием основан на том, что страх – эмоция, а любая эмоция становится слабее, если включается мыслительная деятельность);
• когда острота страха начинает спадать, говорите с человеком о том, чего именно он боится, не нагнетая эмоции, а наоборот, давая возможность человеку выговориться (когда человек «проговаривает» свой страх, он становится не таким сильным);
• при необходимости предоставьте человеку информацию о том, что происхо- дит вокруг, о ходе работ, если вам кажется, что сказанная информация будет по- лезна для человека и поможет улучшить его состояние (информационный голод провоцирует усиление страха).