Файл: Учебное пособие для преподавателей обучающих лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1067

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

89
Апатия
Признаки:
• непреодолимая усталость, когда любое движение, любое сказанное слово дается с трудом;
• равнодушие к происходящему;
• отсутствие, каких бы то ни было, эмоциональных проявлений;
• заторможенность;
• снижение темпа речи или полное ее отсутствие.
Помощь при апатии:
• создайте для пострадавшего условия, в которых он мог бы отдохнуть и на- браться сил, чувствовал себя в безопасности (например, проводите его к месту отдыха, по возможности помогите ему удобно устроиться);
• если это по каким-то причинам невозможно, то необходимо помочь чело- веку мягко выйти из этого состояния. Для этого можно предложить ему само- массаж (или помочь ему в этом) активных биологических зон – мочек ушей и пальцев рук;
• говорите с пострадавшим мягко, медленно, спокойным голосом, постепенно повышая громкость и скорость речи;
• постепенно задавайте пострадавшему вопросы, на которые он может отве- тить развернуто;
• предложите пострадавшему какую-либо незначительную физическую нагрузку
(пройтись пешком, сделать несколько простых физических упражнений) или вовле- ките его в посильную для него совместную деятельность (например, оказать посиль- ную помощь другим пострадавшим: принести чай или воду и т.д.).
Способы самопомощи в экстремальных ситуациях
Если вы оказались в ситуации, когда вас одолевают сильные чувства (душев- ная боль, злость, гнев, чувство вины, страх, тревога) – очень важно со-здать себе условия для того, чтобы быстро «выпустить пар». Это поможет немного снизить напряжение и сохранить душевные силы, которые так нуж-ны в экс- тренной ситуации.
Можно попробовать один из универсальных способов:
• займитесь физическим трудом;
• дайте волю слезам, поделитесь своими переживаниями с людьми, которым вы можете доверять;
• можно попробовать дыхательные упражнения, например, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на 1-2 секунды, выдохните, повторите упражнение
2 раза, потом сделайте 2 нормальных (неглубоких) медленных вдоха-выдоха;
• чередуйте глубокое и нормальное дыхание до тех пор, пока не почувствуете себя лучше;
• умственные операции тоже помогают снизить уровень эмоционального на- пряжения. Можно считать, например, поочередно в уме отнимать от 100 то 6,
то 7, перемножать двузначные числа, и т.д.;
• умойтесь холодной водой, помассируйте мочки ушей и пальцы рук.
Оказание психологической поддержки пострадавшим – важная часть оказа- ния первой помощи. Знания и умения в этой области позволяют оказывающему помощь создать максимально возможную психологически безопасную обста- новку, что значительно повышает общую безопасность и эффективность меро- приятий первой помощи.


90
Принципы передачи пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи,
другим службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь
Передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи и другим службам осуществляется в любой момент по их прибытии, как правило, после устного распоряжения сотрудника прибывшей бригады.
При передаче пострадавшего желательно сообщить медицинским работни- кам информацию о происшествии, выявленных травмах, оказанной первой по- мощи и ответить на их вопросы, оказывать содействие, например, помогать в переноске пострадавших.
Практическое занятие по теме 4
Задание № 1. Наложение повязок при ожогах различных областей тела. При- менение местного охлаждения.
Задание № 2. Наложение термоизолирующей повязки при отморожениях.
Задание № 3. Придание оптимального положения тела пострадавшему при от- сутствии сознания, травмах различных областей тела, значительной кровопотере.
Задание № 4. Экстренное извлечение пострадавшего из труднодоступного места, отработка основных приемов (пострадавший в сознании, пострадавший без сознания).
Задание № 5. Приемы перемещения пострадавших на руках одним, двумя и более участниками оказания первой помощи.
Задание № 6. Отработка приемов переноски пострадавших с травмами го- ловы, шеи, груди, живота, таза, конечностей и позвоночника.
Задание № 7. Оказание психологической поддержки пострадавшим при раз- личных острых стрессовых реакциях.
Заключение
Оказание первой помощи при повреждениях, вызванных химическими и тер- мическими факторами так же, как и при механических травмах, должно произво- диться своевременно и адекватно. Основная задача первой помощи при отравлениях – распознать признаки отравления и своевременно вызвать скорую медицинскую помощь, до приезда которой следует контролировать состояние по- страдавшего, своевременно реагируя на его изменения. Придание оптимального положения тела и своевременная психологическая поддержка пострадавшего поможет ему справиться с физическим и психологическим дискомфортом.
Контроль полученных знаний
Для закрепления пройденного материала следует выполнить общий или выборочный опрос обучающихся по пройденной теме с последующим обсуж- дением их ответов.
Примерные вопросы:
1. Каковы возможные пути поступления ядов в организм человека?
2. Какое оптимальное положение тела придается пострадавшему с сильным кровотечением?
3. Как можно помочь человеку, демонстрирующему агрессивную реакцию?
4. Что является признаками ожога дыхательных путей?
5. Может ли реакция апатии быть опасна для человека и окружающих?


91
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Тема 5. Итоговый контроль
Цель занятия: отработать практические навыки оказания первой помощи.
Вид занятия: групповое.
Метод: решение ситуационных задач с использованием наглядных пособий и условных пострадавших.
Продолжительность: 2 часа.
Учебно-материальное обеспечение: тренажер-манекен взрослого пострадав- шего с контроллером для отработки приемов сердечно-легочной реанимации,
тренажер-манекен взрослого пострадавшего без контроллера для отработки приемов сердечно-легочной реанимации, расходный материал для тренажеров,
набор имитаторов травм и повреждений, аптечки первой помощи (автомобиль- ная, для оказания первой помощи работникам), табельные средства для оказа- ния первой помощи (устройства для проведения искусственного дыхания различных моделей, кровоостанавливающие жгуты, перевязочные средства),
мультимедийный проектор, экран для демонстрации учебных фильмов, персо- нальный компьютер (ноутбук).
Рекомендации по проведению занятия
При решении ситуационных задач, помимо контроля правильности выпол- нения тех или иных мероприятий первой помощи, преподавателю надо внима- тельно следить за соблюдением простых правил техники безопасности:
1. Сердечно-легочная реанимация и извлечение инородных тел из верхних дыхательных путей проводится только на специальном манекене!
2. Во время решения ситуационной задачи участник должен убрать изо рта все посторонние предметы (жевательная резинка и пр.).
3. Все действия, демонстрируемые на «условном пострадавшем», выпол- няются максимально аккуратно и осторожно, некоторые действия выполняются в имитационном режиме, например, наложение кровоостанавливающего жгута.
Оценивать результаты можно с помощью «экспертов» (см. ранее) и таблицы штрафных баллов.

92
Возможные ошибки
Ошибка
Отсутствие обеспечения безопасности места происшествия
(включая личную безопасность и безопасность пострадавшего).
Неправильное извлечение пострадавшего (отсутствие фиксации шеи рукой,
дополнительное травмирование пострадавшего).
Отсутствие вызова или неправильный вызов скорой медицинской помощи.
Неправильно выполненный обзорный осмотр и подробный осмотр
(не обнаружены повреждения, нарушен порядок осмотра).
Неиспользование перчаток из аптечки.
Отсутствие повязки или неправильно наложенная повязка
(недостаточно туго наложенная повязка, повязка сползает с раны, не использовались стерильные салфетки).
Отсутствие психологической поддержки и контроля состояния пострадавшего в процессе оказания помощи.

п/п
Таблица 3
Количество штрафных баллов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1 1
0,5 0,5 0,5 0,5 1
Примеры ситуационных задач
Задача № 1
Происшествие: дорожно-транспортное происшествие (наезд легкового авто- мобиля на пешехода).
Особые обстоятельства: угроза возгорания автомобиля.
Количество пострадавших: 2.
Пострадавший № 1 (водитель). Сидит за рулем автомобиля, жалуется на боль в области левого виска и боль в области шеи.
При осмотре в области виска обнаруживается рана с обильным кровотече- нием темной кровью.
Имитация повреждений: рана на область виска.
Оказываемая помощь. Извлечь пострадавшего с фиксацией шеи рукой. Про- вести обзорный и подробный осмотр. Наложить давящую повязку на голову (сал- фетка, бинт). По окончании оказания помощи перейти к пострадавшему № 2.
При количестве штрафных баллов более 3 предполагается, что обучающийся
продемонстрировал неудовлетворительное владение практическими приемами
оказания первой помощи.
Пострадавший № 2 (пешеход). Лежит на спине, на обочине в двух метрах от наехавшего на него автомобиля, не двигается. При внешнем осмотре признаков травм не обнаружено, жалуется на боли в животе, негромко стонет.
Имитация повреждения не нужна.
Спустя 2 минуты заменяется манекеном, обучающемуся дается команда: «По- страдавший пешеход перестал реагировать на окружающее!». С этого момента начинается отсчет времени проведения сердечно-легочной реанимации.
Оказываемая помощь: вначале осмотреть, рекомендовать придать удобное по- ложение. После команды преподавателя обучающемуся следует оценить обста- новку, состояние пострадавшего, дать команду помощнику вызвать скорую медицинскую помощь, сообщив, что один из пострадавших утратил признаки жизни. Далее следует приступить к сердечно-легочной реанимации.


93
Возможные ошибки
Ошибка
Задержка в проведении СЛР более 1 минуты с момента команды преподавателя.
Отсутствие обеспечения безопасности места происшествия (включая личную безопасность и безопасность пострадавшего).
Отсутствие проверки или неверная проверка признаков жизни (сознания, дыхания).
Отсутствие вызова или неправильный вызов скорой медицинской помощи.
Нарушена последовательность действий алгоритма сердечно-легочной реанимации.
Неправильная техника выполнения давления руками на грудину пострадавшего
(неправильное положение рук, недостаточная или избыточная глубина давления,
неправильная частота, отсутствие полного поднятия грудной клетки после каждого надавливания).
Неправильная техника выполнения вдохов искусственного дыхания (недоста- точное или неправильное открытие дыхательных путей, избыточный или не- достаточный объем вдуваемого воздуха).
Неправильное соотношение давления руками на грудину пострадавшего и вдохов искусственного дыхания.

п/п
Таблица 4
Количество штрафных баллов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
0,5 1
0,5 0,5 1
0,5 0,5 0,5
При количестве штрафных баллов более 2 предполагается, что обучающийся
продемонстрировал неудовлетворительное владение практическими приемами
оказания сердечно-легочной реанимации.

94
Задача № 2
Происшествие: обрушение стеллажей на складе.
Количество пострадавших: 2.
Особые обстоятельства: пострадавших извлекли из-под завала и переместили в безопасное место.
Пострадавший № 1. Сидит, опершись о стену, пытаясь зажать рану на правом бедре руками.
Сквозь пальцы просачивается ярко-алая кровь. При осмотре в области средней трети бедра – пульсирующее кровотечение алой кровью, под пострадавшим рас- плывается лужа крови.
Имитация повреждений: рана на переднюю поверхность середины бедра.
Оказываемая помощь. Оценить обстановку, уложить пострадавшего, провести обзорный осмотр пострадавшего, надеть перчатки, осуществить пальцевое при- жатие бедренной артерии. Позвать двух помощников, одному поручить вызвать скорую медицинскую помощь, второму сказать, чтобы придавил бедренную ар- терию. Достать и наложить кровоостанавливающий жгут из аптечки. Наложить повязку на рану.
При количестве штрафных баллов более 3 предполагается, что обучающийся
продемонстрировал неудовлетворительное владение практическими приемами
оказания первой помощи.
Пострадавший № 2. Сидит на корточках рядом с пострадавшим №1. Видимых повреждений нет. Лицо бледное, покрыто потом. Жалуется на боли за грудиной.
Имитация повреждений не нужна.
Спустя 2 минуты заменяется манекеном, обучающемуся дается команда: «По- страдавший перестал реагировать на окружающее!». С этого момента начинается отсчет времени проведения сердечно-легочной реанимации.
Оказываемая помощь: вначале осмотреть, рекомендовать придать удобное по- ложение, посоветовать принять препараты, назначенные врачом. После команды преподавателя следует оценить обстановку, состояние пострадавшего, дать команду помощнику вызвать скорую медицинскую помощь, сообщив, что один из пострадавших утратил признаки жизни. Далее следует приступить к сердечно- легочной реанимации.
Возможные ошибки
Ошибка
Отсутствие обеспечения безопасности места происшествия
(включая личную безопасность и безопасность пострадавшего).
Неправильно выполненный обзорный осмотр и подробный осмотр
(не обнаружены повреждения, нарушен порядок осмотра).
Отсутствие прижатия или неправильное пальцевое прижатие бедренной артерии
(неправильная точка прижатия, неправильная техника прижатия).
Отсутствие вызова или неправильный вызов скорой медицинской помощи.
Отсутствие или неправильное наложение кровоостанавливающего жгута.
Неиспользование перчаток из аптечки.
Отсутствие повязки или неправильно наложенная повязка
(недостаточно туго наложенная повязка, повязка сползает с раны, не использовались стерильные салфетки).
Отсутствие психологической поддержки и контроля состояния пострадавшего в процессе оказания помощи.

п/п
Таблица 5
Количество штрафных баллов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1