Файл: Учебное пособие для преподавателей обучающих лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1062
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
95
При количестве штрафных баллов более 2 предполагается, что обучающийся
продемонстрировал неудовлетворительное владение практическими приемами
оказания сердечно-легочной реанимации.
Возможные ошибки
Ошибка
Задержка в проведении СЛР более 1 минуты с момента команды преподавателя.
Отсутствие обеспечения безопасности места происшествия (включая личную безопасность и безопасность пострадавшего).
Отсутствие проверки или неверная проверка признаков жизни (сознания, дыхания).
Отсутствие вызова или неправильный вызов скорой медицинской помощи.
Нарушена последовательность действий алгоритма сердечно-легочной реанимации.
Неправильная техника выполнения давления руками на грудину пострадавшего
(неправильное положение рук, недостаточная или избыточная глубина давления,
неправильная частота, отсутствие полного поднятия грудной клетки после каждого надавливания).
Неправильная техника выполнения вдохов искусственного дыхания (недоста- точное или неправильное открытие дыхательных путей, избыточный или не- достаточный объем вдуваемого воздуха).
Неправильное соотношение давления руками на грудину пострадавшего и вдохов искусственного дыхания.
№
п/п
Таблица 6
Количество штрафных баллов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
0,5 1
0,5 0,5 1
0,5 0,5 0,5
96
Задача № 3
Происшествие: падение людей с виадука.
Особые обстоятельства: угрозы для оказывающего помощь и пострадавших нет.
Количество пострадавших: 2.
Пострадавший № 1. Ударился грудью о землю. Сидит на земле, лицо бледное,
одышка, кашель.
В области груди слева одежда пропитана кровью. На правом предплечье рана со слабым кровотечением темной кровью.
При осмотре – рана груди с пузырящимся на выдохе кровотечением.
Имитация повреждений: рана на переднюю поверхность груди и на правое предплечье.
Оказываемая помощь. Оценить обстановку, провести обзорный осмотр постра- давшего, надеть перчатки, провести подробный осмотр пострадавшего, осуще- ствить закрытие раны на груди рукой пострадавшего. Позвать помощника,
поручить вызвать скорую медицинскую помощь. Наложить герметизирующую повязку на рану, используя воздухонепроницаемый материал (оболочку от бинта),
наложить повязку на рану предплечья.
Возможные ошибки
Ошибка
Отсутствие обеспечения безопасности места происшествия
(включая личную безопасность и безопасность пострадавшего).
Неправильно выполненный обзорный осмотр и подробный осмотр
(не обнаружены повреждения, нарушен порядок осмотра).
Незакрытая рана груди или ее неправильное закрытие (закрытие своей рукой).
Отсутствие вызова или неправильный вызов скорой медицинской помощи.
Неиспользование перчаток из аптечки.
Отсутствие повязки или неправильно наложенная повязка
(недостаточно туго наложенная повязка, повязка сползает с раны, не использовались стерильные салфетки).
Отсутствие психологической поддержки и контроля состояния пострадавшего в процессе оказания помощи.
№
п/п
Таблица 7
Количество штрафных баллов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
1 0,5 1
0,5 0,5 0,5 1
При количестве штрафных баллов более 3 предполагается, что обучающийся
продемонстрировал неудовлетворительное владение практическими приемами
оказания первой помощи.
Пострадавший № 2. Лежит на земле, жалуется на общую слабость, видимых повреждений нет.
Имитация повреждений не нужна.
Спустя 2 минуты обучающемуся дается команда: «Пострадавший перестал реагировать на окружающее!». С этого момента начинается отсчет времени про- ведения сердечно-легочной реанимации.
Оказываемая помощь. Вначале осмотреть, рекомендовать придать удобное по- ложение. После команды преподавателя следует оценить обстановку, состояние пострадавшего, дать команду помощнику вызвать скорую медицинскую помощь,
сообщив, что один из пострадавших утратил признаки жизни. Далее следует при- ступить к сердечно-легочной реанимации.
97
Возможные ошибки
Ошибка
Задержка в проведении СЛР более 1 минуты с момента команды преподавателя.
Отсутствие обеспечения безопасности места происшествия (включая личную безопасность и безопасность пострадавшего).
Отсутствие проверки или неверная проверка признаков жизни (сознания, дыхания).
Отсутствие вызова или неправильный вызов скорой медицинской помощи.
Нарушена последовательность действий алгоритма сердечно-легочной реанимации.
Неправильная техника выполнения давления руками на грудину пострадавшего
(неправильное положение рук, недостаточная или избыточная глубина давления,
неправильная частота, отсутствие полного поднятия грудной клетки после каждого надавливания).
Неправильная техника выполнения вдохов искусственного дыхания (недоста- точное или неправильное открытие дыхательных путей, избыточный или не- достаточный объем вдуваемого воздуха).
Неправильное соотношение давления руками на грудину пострадавшего и вдохов искусственного дыхания.
№
п/п
Таблица 8
Количество штрафных баллов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
0,5 1
0,5 0,5 1
0,5 0,5 0,5
При количестве штрафных баллов более 2 предполагается, что обучающийся
продемонстрировал неудовлетворительное владение практическими приемами
оказания сердечно-легочной реанимации.
98
Задача № 4
Происшествие: пожар в дачном домике.
Особые обстоятельства: пострадавшие самостоятельно покинули горящее строение.
Количество пострадавших: 2.
Пострадавший № 1. Сидит, на вопросы отвечает односложно. На пострадав- шем местами прогоревшая одежда, на коже спины, голеней, рук видны множе- ственные пузыри, заполненные прозрачным содержимым.
Имитация повреждений: ожоги 2 степени на поврежденные участки голеней,
рук и спины.
Оказываемая помощь. Оценить обстановку, провести обзорный осмотр постра- давшего, позвать помощника, надеть перчатки, поручить помощнику вызвать ско- рую медицинскую помощь, охладить обожженную поверхность доступными способами (холодной водой, приложением холода), наложить нетугую повязку,
дать питье, провести подробный осмотр пострадавшего.
При количестве штрафных баллов более 3 предполагается, что обучающийся
продемонстрировал неудовлетворительное владение практическими приемами
оказания первой помощи.
Возможные ошибки
Ошибка
Отсутствие обеспечения безопасности места происшествия
(включая личную безопасность и безопасность пострадавшего).
Неправильно выполненный обзорный осмотр и подробный осмотр
(не обнаружены повреждения, нарушен порядок осмотра).
Отсутствие вызова или неправильный вызов скорой медицинской помощи.
Неиспользование перчаток из аптечки.
Отсутствие охлаждения обожженных поверхностей.
Отсутствие повязки или неправильно наложенная повязка (тугая).
Не дано питье пострадавшему.
Отсутствие психологической поддержки и контроля состояния пострадавшего в процессе оказания помощи.
№
п/п
Таблица 9
Количество штрафных баллов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1
Пострадавший № 2. Стоит, лицо покрыто копотью, кашляет, жалуется на за- трудненное дыхание.
Имитация повреждений не нужна.
Спустя 2 минуты обучающемуся дается команда: «Пострадавший перестал реагировать на окружающее!». С этого момента начинается отсчет времени про- ведения сердечно-легочной реанимации.
Оказываемая помощь. После команды преподавателя следует оценить обста- новку, состояние пострадавшего, дать команду помощнику вызвать скорую ме- дицинскую помощь, сообщив, что один из пострадавших утратил признаки жизни. Далее следует приступить к сердечно-легочной реанимации.
99
Возможные ошибки
Ошибка
Задержка в проведении СЛР более 1 минуты с момента команды преподавателя.
Отсутствие обеспечения безопасности места происшествия (включая личную безопасность и безопасность пострадавшего).
Отсутствие проверки или неверная проверка признаков жизни (сознания, дыхания).
Отсутствие вызова или неправильный вызов скорой медицинской помощи.
Нарушена последовательность действий алгоритма сердечно-легочной реанимации.
Неправильная техника выполнения давления руками на грудину пострадавшего
(неправильное положение рук, недостаточная или избыточная глубина давления,
неправильная частота, отсутствие полного поднятия грудной клетки после каждого надавливания).
Неправильная техника выполнения вдохов искусственного дыхания (недоста- точное или неправильное открытие дыхательных путей, избыточный или не- достаточный объем вдуваемого воздуха).
Неправильное соотношение давления руками на грудину пострадавшего и вдохов искусственного дыхания.
№
п/п
Таблица 10
Количество штрафных баллов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
0,5 1
0,5 0,5 1
0,5 0,5 0,5
При количестве штрафных баллов более 2 предполагается, что обучающийся
продемонстрировал неудовлетворительное владение практическими приемами
оказания сердечно-легочной реанимации.
100
Задача № 5
Происшествие: взрыв бытового газа в частном доме.
Особые обстоятельства: частичное обрушение строения.
Количество пострадавших: 2.
Пострадавший № 1. Самостоятельно выбрался из-под завала, лежит на левом боку, правая рука деформирована в области плеча, а правая нога неестественно изогнута в области голени.
Имитация повреждений: сине-багровая припухлость на среднюю треть голени.
Оказываемая помощь. Оценить обстановку, провести обзорный осмотр постра- давшего, надеть перчатки. Позвать двух помощников, одному поручить вызвать скорую медицинскую помощь, второму сказать, чтобы помогал фиксировать трав- мированные конечности. Выполнить аккуратную фиксацию травмированной руки, прибинтовав ее к туловищу, травмированную ногу к здоровой.
Возможные ошибки
Ошибка
Отсутствие обеспечения безопасности места происшествия
(включая личную безопасность и безопасность пострадавшего).
Неправильно выполненный обзорный осмотр и подробный осмотр
(не обнаружены повреждения, нарушен порядок осмотра).
Отсутствие обездвиживания травмированных конечностей.
Отсутствие вызова или неправильный вызов скорой медицинской помощи.
При выполнении обездвиживания конечностей освобождение пострадавшего от одежды и обуви.
Неиспользование перчаток из аптечки.
Небрежное отношение к пострадавшему.
Отсутствие психологической поддержки и контроля состояния пострадавшего в процессе оказания помощи.
№
п/п
Таблица 11
Количество штрафных баллов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1
При количестве штрафных баллов более 3 предполагается, что обучающийся
продемонстрировал неудовлетворительное владение практическими приемами
оказания первой помощи.
Пострадавший № 2. Был выброшен взрывной волной наружу.
Неподвижно лежит на животе, сознания нет.
Имитация повреждений не нужна.
После того, как пострадавшего перевернули на спину, он заменяется мане- кеном. С этого момента начинается отсчет времени проведения сердечно-ле- гочной реанимации.
Оказываемая помощь. Вначале необходимо оценить обстановку, проверить у пострадавшего сознание, после этого перевернуть пострадавшего на спину,
далее следует оценить его состояние, дать команду помощнику вызвать скорую медицинскую помощь, сообщив, что один из пострадавших утратил признаки жизни. Далее следует приступить к сердечно-легочной реанимации.
101
Возможные ошибки
Ошибка
Небрежное переворачивание пострадавшего.
Задержка в проведении СЛР более 1 минуты с момента команды преподавателя.
Отсутствие обеспечения безопасности места происшествия
(включая личную безопасность и безопасность пострадавшего).
Отсутствие проверки или неверная проверка признаков жизни
(сознания, дыхания).
Отсутствие вызова или неправильный вызов скорой медицинской помощи.
Нарушена последовательность действий алгоритма сердечно-легочной реанимации.
Неправильная техника выполнения давления руками на грудину пострадавшего
(неправильное положение рук, недостаточная или избыточная глубина давления, неправильная частота, отсутствие полного поднятия грудной клетки после каждого надавливания).
Неправильная техника выполнения вдохов искусственного дыхания
(недостаточное или неправильное открытие дыхательных путей, избыточный или недостаточный объем вдуваемого воздуха).
Неправильное соотношение давления руками на грудину пострадавшего и вдохов искусственного дыхания.
№
п/п
Таблица 12
Количество штрафных баллов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
0,5 0,5 1
0,5 0,5 1
0,5 0,5 0,5
При количестве штрафных баллов более 2 предполагается, что обучающийся
продемонстрировал неудовлетворительное владение практическими приемами
оказания первой помощи.
103
ПРИЛОЖЕНИЯ
105
Приложение 1.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛьНОГО ПРОФЕССИОНАЛьНОГО ОБРАЗОВАНИЯ –
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
I. ПОЯСНИТЕЛьНАЯ ЗАПИСКА
Примерная программа дополнительного профессионального образования – повыше- ния квалификации по подготовке преподавателей первой помощи (далее – Примерная программа) разработана в соответствии с требованиями:
− Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
− Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
− Постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23
«О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»;
− приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Феде- рации от 04 мая 2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказы- вается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи»;
− приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
− приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2013 г.
№ 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
Примерная программа предназначена для подготовки лиц, проводящих обучение по программам учебного курса, предмета и дисциплины по оказанию первой помощи, ока- зываемой гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состоя- ниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью.
Целью данной Примерной программы является удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, обеспечении соответствия квалификации медицин- ских, педагогических и иных категорий работников (далее – преподавателей первой по- мощи) меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, а также в приобретении (совершенствовании) компетенций, необходимых для профессио- нальной деятельности и повышения профессионального уровня по организации и про- ведению обучения по первой помощи.
Содержание Примерной программы представлено пояснительной запиской, плани- руемыми результатами освоения Примерной программы, примерным учебным планом,
календарным учебным графиком, примерной рабочей программой, условиями реализа- ции Примерной программы, системой оценки результатов освоения Примерной про- граммы, учебно-методическими материалами, обеспечивающими реализацию
Примерной программы.
Примерная рабочая программа раскрывает рекомендуемую последовательность из- учения тем, которая может изменяться организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Условия реализации Примерной программы содержат организационно-педагогиче- ские, кадровые, информационно-методические и материально-технические требования.
Учебно-методические материалы обеспечивают реализацию Примерной программы.
Примерная программа предусматривает достаточный для формирования, закрепления и развития практических навыков и компетенций объем практики.
106
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛьТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
Результатом освоения Примерной программы является формирование у обучающихся следующих профессиональных компетенций:
ПК 1. Организовывать учебную деятельность по освоению учебного курса, предмета,
дисциплины по оказанию первой помощи.
ПК 2. Использовать современные педагогические технологии при изучении учебного курса, предмета, дисциплины по оказанию первой помощи.
ПК 3. Использовать учебно-методическое обеспечение учебного курса, предмета, дис- циплины по оказанию первой помощи.
Для формирования компетенций обучающийся в результате освоения Примерной
программы должен:
знать:
− законодательство Российской Федерации в сфере первой помощи;
− требования Федеральных государственных образовательных стандартов, содержа- ние примерных или типовых образовательных программ, учебников, учебных пособий
(в зависимости от реализуемой образовательной программы, преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины по оказанию первой помощи);
− требования к реализации образовательных программ;
− возрастные особенности обучающихся, особенности обучения обучающихся, ис- пытывающих трудности в обучении, вопросы индивидуализации обучения (для обуче- ния лиц с ограниченными возможностями здоровья – особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности);
− педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, ор- ганизации и контроля учебной деятельности на занятиях различного вида;
− современные образовательные технологии профессионального обучения;
− правила разработки примерных программ профессионального обучения;
− причины, статистику и особенности разных видов несчастных случаев, травм,
отравлений и других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью граждан;
− правила по охране труда и пожарной безопасности.
уметь:
− выполнять деятельность и (или) демонстрировать элементы деятельности, осваи- ваемой обучающимися, и (или) выполнять задания, предусмотренные программой учеб- ного предмета, курса, дисциплины по оказанию первой помощи;
− создавать условия для воспитания и развития обучающихся, мотивировать их дея- тельность по освоению учебного предмета, курса, дисциплины по оказанию первой по- мощи, обучать самоорганизации и самоконтролю;
− контролировать и оценивать работу обучающихся на учебных занятиях и самостоя- тельную работу, успехи и затруднения в освоении программы учебного предмета, курса,
дисциплины по оказанию первой помощи, определять их причины, индивидуализиро- вать и корректировать процесс обучения и воспитания;
− применять новые педагогические технологии при проведении занятий по учебному предмету, курсу, дисциплине по оказанию первой помощи;
− использовать действующие нормативные правовые документы при разработке (об- новлении) программно-методического обеспечения учебного предмета, курса, дисцип- лины по оказанию первой помощи;
− взаимодействовать при разработке рабочей программы со специалистами, препо- дающими смежные учебные предметы, курсы, дисциплины и программы профессио- нального обучения;
− формулировать требования к результатам, содержанию и условиям организации практической подготовки по учебному предмету, курсу, дисциплине по оказанию первой помощи, обсуждать разработанные материалы.