Файл: Учебное пособие для преподавателей обучающих лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1061
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
107
владеть:
− выбором и анализом педагогических технологий в зависимости от конкретных целей занятия;
− выбором и анализом законодательных актов и учебно-методической литературы,
необходимых для разработки (обновления) рабочей программы учебного предмета,
курса, дисциплины по оказанию первой помощи;
− разработкой (обновлением) рабочей программы учебного предмета, курса, дисцип- лины по оказанию первой помощи;
− разработкой занятия по учебному предмету, курсу, дисциплине по оказанию первой помощи.
III. ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Наименование разделов программы
Всего всего в т. ч.,
практи- ческих и семинар- ских за- нятий
Форма контроля
Модуль 1.
Организационные и правовые основы оказания первой помощи пострадавшим и подготовки граждан к ее оказанию
Модуль 2.
Особенности использования современных педагогических технологий при изучении учебного курса, предмета, дисциплины по оказанию первой помощи
Модуль 3.
Разработка рабочей программы и занятия по учебному курсу, предмету,
дисциплине по оказанию первой помощи
Итоговая аттестация
Итого:
6 12 4
2 24 6
12 4
2 24 2
10 2
-
14
Практика - подготовка выпускной квалифика- ционной работы
-
-
2
-
2
Текущий контроль
(оценка)
Текущий контроль
(оценка)
Текущий контроль
(оценка)
Защита выпускной квалификационной работы в том числе
Обязательные аудиторные учебные занятия
Количество часов
Наименование разделов программы
1 день 2 день 3 день
3 день
3 день
Итоговая аттестация
Модуль 1.
Организационные и правовые основы оказания первой помощи пострадавшим и подготовки граждан к ее оказанию
Модуль 2.
Особенности использование современных педагогических технологий при изучении учебного курса, предмета, дисциплины по оказанию первой помощи
Модуль 3.
Разработка рабочей программы и занятия по учебному курсу, предмету, дисциплине по оказанию первой помощи
4 4
-
-
8
-
-
-
4 2
2
Аудиторные занятия Практика
IV. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
108
V. ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Модуль 1. Организационные и правовые основы оказания первой помощи по-
страдавшим и подготовки граждан к ее оказанию.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Тема 1.1. Лекция. Законодательство, определяющее правовые основы оказания пер-
вой помощи. Уровень освоения – 1.
Первая помощь: роль своевременного оказания первой помощи; функционирование системы первой помощи в России; проблемы и пути совершенствования первой помощи.
Нормативно-правовое регулирование оказания первой помощи в Российской Феде- рации: законодательство Российской Федерации в сфере оказания первой помощи; права,
обязанности и ответственность при оказании первой помощи; оснащение средствами и устройствами для оказания первой помощи, состав и назначение компонентов аптечки первой помощи (автомобильной), аптечки для оказания первой помощи работникам.
Тема 1.2. Лекция. Основы подготовки по программе учебного курса, предмета, дис-
циплины по оказанию первой помощи. Уровень освоения – 1.
Организация процесса подготовки по программе учебного курса, предмета, дисцип- лины по оказанию первой помощи в Российской Федерации.
Пути эффективного обучения: учебное взаимодействие со взрослой аудиторией, пси- хофизиологические особенности взрослых обучающихся, способы учебной деятельно- сти, направленные на повышение эффективности обучения.
Модуль 2. Особенности использования современных педагогических технологий
при изучении учебного курса, предмета, дисциплины по оказанию первой помощи.
Тема 2.1. Методы и формы учебной деятельности при изучении учебного курса, пред-
мета, дисциплины по оказанию первой помощи.
Лекция. Методы и формы учебной деятельности при изучении учебного курса, пред-
мета, дисциплины по оказанию первой помощи.
Организация учебного занятия: условия успешного обучения первой помощи; моти- вация и пути ее повышения; дистанционные образовательные технологии; особенности проведения учебного занятия в форме лекции. Уровень освоения – 1.
Практическое занятие. Выбор методов изучения нового учебного материала, ин-
дивидуальный подход к обучающимся при разработке содержания задания.
Технология проблемного обучения: постановка учебной проблемы, построение про- блемной задачи при изучении первой помощи
; проведение практического занятия и че- тырех ступенчатый метод обучения. Уровень освоения – 2.
Технология активного обучения: анализ конкретных неотложных ситуаций с нали- чием пострадавших и принятие решений; имитационный тренинг, проведение дидакти- ческих игр (решение ситуационных задач). Уровень освоения – 2.
Тема 2.2. Использование современного учебного оборудования на занятиях по учеб-
ному курсу, предмету, дисциплине по оказанию первой помощи.
Практическое занятие. Выбор учебного оборудования в зависимости от используе-
мой образовательной технологии.
Использование наглядных пособий и современного учебного оборудования на заня- тиях по первой помощи. Уровень освоения – 2.
Семинарское занятие. Выбор учебного оборудования в зависимости от конкретных
целей занятия.
Выбор методов активизации деятельности обучающихся, осуществление индивидуаль- ного подхода к обучающимся при разработке содержания задания. Уровень освоения – 3.
109
Модуль 3. Разработка рабочей программы и занятия по учебному курсу, пред-
мету, дисциплине по оказанию первой помощи.
Тема 3.1. Лекция. Методика разработки (обновления) рабочей программы учебного
курса, предмета, дисциплины по оказанию первой помощи. Уровень освоения – 1.
Основные правила разработки рабочей программы.
Структура и содержание рабочей программы учебного курса, предмета, дисциплины по оказанию первой помощи.
Тема 3.2. Семинарское занятие. Методика разработки учебного занятия. Уровень
освоения – 3.
Основные правила разработки учебного занятия.
Структура учебного занятия по учебному курсу, предмету, дисциплине по оказанию первой помощи.
Практика по освоению Модуля 3 – подготовка выпускной квалификационной ра-
боты. Разработка занятия по учебному курсу, предмету, дисциплине по оказанию пер-
вой помощи.
VI. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
6.1. При разработке на основе Примерной программы рабочей программы образова- тельная организация самостоятельно формирует перечень формируемых у обучающихся компетенций, в зависимости от их возрастных, гендерных, профессиональных и других особенностей и образовательных потребностей.
Организационно-педагогические условия реализации Примерной программы должны обеспечивать реализацию Примерной программы в полном объеме, соответствие каче- ства подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особен- ностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
Реализация Примерной программы также подразумевает практикоориентированную подготовку с итоговой аттестацией на основе оценивания выпускных квалификацион- ных работ обучающихся. При организации и проведении учебных занятий рекоменду- ется учитывать следующие аспекты:
1. основное внимание должно быть уделено практическим занятиям. Приоритетным следует считать обсуждение выбранной тактики проведения лекции, практического и семинарского занятия, итогового контроля (решения ситуационных задач) при органи- зации обучения первой помощи в конкретной ситуации;
2. предпочтение следует отдавать активным методам обучения (контекстное обучение,
разбор ситуационных задач, обсуждение, ролевые игры, обмен опытом);
3. этические и психологические вопросы должны быть интегрированы во все разделы
Программы.
С целью проведения оценки знаний следует использовать различные методики, на- пример, тестовые задания, содержащие вопросы с несколькими вариантами ответов,
прямые вопросы и примеры, а также опросники для оценки отношения и профессио- нальных навыков.
Перед началом занятий обучающиеся должны собрать пакет документов (предпочти- тельно в электронном формате), необходимых для обучения, включая:
− Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Феде- рации»;
− Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
− Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
Раздел X. Охрана труда;
110
− Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствую- щих категорий и подкатегорий»;
− Приказ Минобрнауки России от 18.04.2013 № 292 «Об утверждении Порядка орга- низации и осуществления образовательной деятельности по основным программам про- фессионального обучения»;
− Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении пе- речня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи».
Обучение проводится в оборудованных учебных кабинетах с использованием учебно- материальной базы, соответствующей установленным требованиям.
Обязательные аудиторные занятия проводятся с группой (оптимальное количество обучающихся 20-25 чел.). Практические занятия проводятся с делением обучающихся на мини-группы (5-10 чел.). Индивидуальные консультации организуются дистанционно с использованием электронной почты, а также технологий голосового общения (телефон,
Скайп и т.д.).
Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий должна составлять 1 академический час (45 минут).
Форма обучения – очная. Режим занятий: 3 дня – обязательные аудиторные занятия –
24 час. (с отрывом от работы). Итоговая аттестация: выпускная квалификационная ра- бота – проведение открытого занятия – 2 час.
Форма документа, выдаваемого по результатам освоения программы – удосто- верение о повышении квалификации.
6.2. Требования к обучающимся:
− среднее профессиональное или высшее образование;
− дополнительное профессиональное образование (дополнительное образование) по программе учебного курса, предмета и дисциплины по оказанию первой помощи в объеме не менее 16 часов.
6.3. Педагогические работники, реализующие Примерную программу, должны удов- летворять Квалификационным требованиям, указанным в Квалификационных справоч- никах по соответствующим должностям и (или) профессиональных стандартах, в том числе иметь опыт преподавания программ подготовки по первой помощи.
6.4. Информационно-методические условия реализации Примерной программы:
− учебный план;
− календарный график;
− рабочая программа;
− методические материалы и разработки;
− расписание занятий.
6.5. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация Примерной программы требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
− посадочные места по количеству обучающихся;
− рабочее место преподавателя;
− необходимые учебные материалы.
111
6.6. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной ли- тературы:
1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении пе- речня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи».
4. Приказ Минобрнауки России от 18.04.2013 № 292 «Об утверждении Порядка ор- ганизации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения».
5. Электронно-информационный ресурс «Все о первой помощи». Форма доступа:
http://allfirstaid.ru/
6. Кузнецова Н.Е. Педагогические технологии в предметном обучении: лекции. –
СПб.: Образование, 1995. – 50 с.
7. Дежурный Л.И. [и др.] Примерные поурочные планы проведения занятий по пред- мету «Первая помощь». – М.: ООО «Издательский дом водитель», 2013. – 96 с.
8. Курс инструкторов по базовой реанимации и автоматической наружной дефибрил- ляции: руководство (издание на русском языке). – Ниел, Бельгия.: Европейский Совет по реанимации, 2015. – 58 с.
9. Первая помощь: руководство для инструкторов. – М.: РКК, 2007. – 89 с.
Перечень материалов
Наименования учебных материалов
Тренажер-манекен взрослого пострадавшего с выносным контролером для отработки приемов сердечно-легочной реанимации
Тренажер-манекен взрослого пострадавшего без контролера для отра- ботки приемов сердечно-легочной реанимации
Тренажер-манекен взрослого пострадавшего для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей
Расходный материал для тренажеров
Набор имитаторов травм и повреждений
Единица измерения Количество
Оборудование
Комплект
Комплект
Комплект
Комплект
Комплект
1 1
1 1
1
Аптечка первой помощи (автомобильная), аптечка для оказания первой помощи работникам
Табельные средства для оказания первой помощи: устройства для про- ведения искусственного дыхания различных моделей, кровоостанавли- вающие жгуты, перевязочные средства
Подручные материалы, имитирующие носилочные средства, средства для остановки кровотечения, перевязочные средства, иммобилизирую- щие средства
Расходные материалы
Комплект
Комплект
Комплект
10 1
1
Учебные пособия по первой помощи пострадавшим
Учебный фильм по первой помощи
Наглядные пособия (слайды, плакаты): способы остановки кровотече- ния, сердечно-легочная реанимация, оптимальные положения и т.п.
Учебно-наглядные пособия*
Комплект
Комплект
Комплект
1 1
1
Персональный компьютер (ноутбук)
Мультимедийный проектор
Экран (электронная доска)
Магнитно-маркерная доска
Технические средства обучения
комплект комплект комплект комплект
1 1
1 1
* учебно-наглядные пособия допустимо представлять в виде плаката, стенда, макета, планшета,
модели, схемы, кинофильма, видеофильма, мультимедийных слайдов.