Файл: Учебное пособие для преподавателей обучающих лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1060

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20
Персонаж-всезнайка. Ставит себя выше других, самовлюбленный.
Нельзя допустить того, чтобы другие обучающиеся были исключены из учеб- ного процесса, получали меньше внимания преподавателя.
Застенчивый персонаж. Не участвует в обсуждениях, не отвечает на во-
просы. Часто сидит изолированно от других, не идет на контакт глазами.
Преподавателю необходимо периодически хвалить его способности, привле- кать внимание группы хорошим отзывом об этом персонаже. Не задавать за- стенчивому персонажу вопросов «в лоб».
Персонаж-болтун. Высокого мнения о себе, «льет много воды». Беспри-
чинно комментирует и отвлекает других обучающихся.
Преподаватель может использовать помощь других обучающихся для конт- роля за таким персонажем, повторно интересуясь их мнением. При задании во- проса аудитории адресовать вопрос конкретному человеку или группе,
игнорируя «болтуна». Вежливо напоминать такому персонажу об ограничен- ности времени. Призывать его к спокойствию.
Замкнутый персонаж. Не взаимодействует с другими обучающимися. Изъ-
ясняется абстрактным образом.
Преподавателю необходимо пробудить интерес к объекту изучения. Интере- соваться мнением данного персонажа.
Персонаж-выскочка. Тратит время впустую, мешает другим, постоянно
«выпячивается». Прерывает преподавателя и других обучающихся.
Преподаватель не должен пытаться отвечать на вопросы не по теме занятия,
которые задает «выскочка» и позволять ему отвлекаться от темы занятия. Не- обходимо дать возможность другим обучающимся задавать вопросы.
Несмотря на наличие «трудных персонажей», в учебном классе должна быть сформирована атмосфера доброжелательности, сотрудничества, уважения к мнению других. При решении проблемных задач рассматриваются мнения всех обучающихся, отмечаются наиболее активные из них; учитываются особенно- сти эмоционально-волевой сферы обучающихся.

21
Оценка результатов подготовки
При проведении занятий осуществляются следующие виды контроля:
• входной контроль (теоретический письменный тест – образец тестовых во- просов приведен в приложении 3);
• текущий теоретический контроль (вопросы обучающимся);
• текущий практический контроль (практическая отработка навыков).
Оценка знаний и навыков является очень важным элементом как на самом занятии, так и по завершению курса. Для того, чтобы оценка была выставлена объективно, процесс ее выставления должен соответствовать следующим ха- рактеристикам:
• тестировать можно только те знания и навыки, которые были объявлены объектом тестирования;
• форма тестирования должна быть определена и проверена до того, как будет применяться на практике;
• сама проверка знаний и навыков должна быть формализована, для мини- мизации субъективного подхода к оцениванию обучающихся;
• обучающиеся должны быть знакомы с тем оборудованием, на котором будут сдавать практический экзамен по первой помощи, поскольку де- монстрация практических навыков на незнакомом оборудовании может привести к низким результатам;
• оценка во многом зависит от «реалистичности» обстоятельств, в которых находится обучающийся при сдаче экзамена, эффективным рычагом успеха является имитация реальной ситуации, когда обучающийся ведет себя так,
как вел бы себя при оказании первой помощи в реальных обстоятельствах.
Для подведения итогов обучающиеся должны продемонстрировать свои на- выки на практике. Их можно оценивать, как на протяжении самого курса, так и в конце курса в виде экзамена. Вид экзамена будет зависеть от целей группы или от целей самого обучения. Можно выделить два основных способа выстав- ления оценки – оценка постоянная и оценка в конце курса.
Оценка постоянная подразумевает оценивание навыков обучающегося на протяжении всего курса. Плюсом этого способа является то, что обучающиеся демонстрируют практические навыки оказания первой помощи в комфортных для них условиях (в учебном классе). Преподаватель в свою очередь обязан контролировать технику и указывать на недочеты. В случае, если после несколь- ких попыток обучающийся не показывает требуемых навыков, он не может за- кончить курс успешно и получить документ об образовании.
Оценка в конце курса подразумевает проведение итогового контроля в форме экзамена в конце обучения.
В этом случае по окончании курса обучающиеся сдают:
• итоговый письменный тест на знание правил оказания первой помощи;
• итоговый практический экзамен на владение навыками оказания первой помощи (решение ситуационных задач).
Преподаватель не указывает на недочеты в ходе самого экзамена – обучаемый получает результаты уже после окончания итогового контроля.


22
Часть II. Примерная программа и планы
проведения теоретических и практических
занятий по первой помощи
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ, ОБЯЗАННЫХ И (ИЛИ) ИМЕЮЩИХ ПРАВО
ОКАЗЫВАТь ПЕРВУЮ ПОМОЩь
I. ПОЯСНИТЕЛьНАЯ ЗАПИСКА
Примерная программа обучения лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь (далее – Примерная программа) разработана в со- ответствии с требованиями Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-
ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724;
2012, N 26, ст. 3442; 2013, N 27, ст. 3477; N 39, ст. 4883; N 48, ст. 6165; N 52,
ст. 6951; 2014, N 30, ст. 4206, 4257; N 43, ст. 5798; N 49, ст. 6927, 6928; 2015,
№ 1, ст. 85; № 10, ст. 1425; № 27, ст. 3951; № 29, ст. 4397; 2016, № 1, ст. 9, 28;
№ 15, ст. 2055; № 18, ст. 2488; № 27, ст. 4219; 2017, № 18, ст. 2663), Федераль- ного закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53,
ст. 7598; 2014, N 23, ст. 2930; 2015, N 1, ст. 53; N 29, ст. 4364; 2016, N 1, ст. 78;
N 27, ст. 416; N 31, ст. 4765), Приказа Министерства здравоохранения и соци- ального развития Российской Федерации от 04 мая 2012 № 477н «Об утвер- ждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (зарегистрирован Мини- стерством юстиции Российской Федерации 16 мая 2012 г., регистрационный
№ 24183), с изменением, внесенным приказом Министерства здравоохране- ния и социального развития Российской Федерации 07 ноября 2012 № 586н
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 декабря
2012 г., регистрационный № 26405).
Целью данной Примерной программы является формирование у обучаю- щихся следующих ключевых компетенций:
• способность выявлять состояния, при которых оказывается первая помощь;
• способность выполнять мероприятия по оказанию первой помощи.
Содержание Примерной программы представлено пояснительной запиской,
планируемыми результатами освоения Примерной программы, примерным учебным планом, примерной рабочей программой, условиями реализации При- мерной программы, системой оценки результатов освоения Примерной про- граммы, учебно-методическими материалами, обеспечивающими реализацию
Примерной программы.
Примерная рабочая программа раскрывает рекомендуемую последователь- ность изучения тем, а также распределение учебных часов по темам.
Последовательность изучения тем определяется организацией, осуществляю- щей образовательную деятельность.


23
Условия реализации Примерной программы содержат организационно-педа- гогические, кадровые, информационно-методические и материально-техниче- ские требования. Учебно-методические материалы обеспечивают реализацию
Примерной программы.
Примерная программа предусматривает достаточный для формирования, за- крепления и развития практических навыков и компетенций объем практики.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛьТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
Результатом освоения Примерной программы является формирование у об- учающихся ключевых компетенций по оказанию первой помощи:
способность выявлять состояния, при которых оказывается первая помощь (К1);
способность выполнять мероприятия по оказанию первой помощи (К2).
Для формирования компетенции К1 обучающиеся должны знать:
• общие положения, касающиеся первой помощи и основные понятия, ее определяющие, в том числе права и обязанности по оказанию первой помощи;
• организационно-правовые аспекты оказания первой помощи;
• состояния, при которых оказывается первая помощь, ее основные меро- приятия;
• общую последовательность действий на месте происшествия с наличием пострадавших;
• внешние факторы, создающие опасности при оказании первой помощи;
• признаки отсутствия сознания и дыхания;
• признаки острой непроходимости дыхательных путей;
• правила проведения обзорного осмотра и признаки наружных кровотечений;
• правила проведения подробного осмотра пострадавшего на наличие травм и повреждений;
• признаки ожогов и других эффектов воздействия высоких температур;
• признаки отморожений и других эффектов воздействия низких температур;
• признаки отравлений.
Для формирования компетенции К1 обучающиеся должны уметь:
• определять угрожающие факторы для собственной жизни и здоровья;
• определять угрожающие факторы для жизни и здоровья пострадавшего и окружающих;
• оценивать количество пострадавших;
• определять наличие сознания у пострадавшего;
• определять наличие дыхания с помощью слуха, зрения и осязания;
• определять наличие кровообращения, проверять наличие пульса на магист- ральных артериях;
• проводить обзорный осмотр пострадавшего на наличие кровотечений;
• определять признаки кровопотери;
• проводить опрос пострадавшего и подробный осмотр: головы, шеи, груди,
спины, живота и таза, конечностей.


24
Для формирования компетенции К2 обучающиеся должны знать:
• способы перемещения пострадавших;
• порядок вызова скорой медицинской помощи;
• правила оказания первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения, правила проведения сердечно-легочной реанимации;
• правила оказания первой помощи при инородных телах верхних дыхатель- ных путей;
• правила оказания первой помощи при травмах различных областей тела;
• правила транспортной иммобилизации;
• правила оказания первой помощи при ожогах и других эффектах воздей- ствия высоких температур;
• правила оказания первой помощи при отморожениях и других эффектах воз- действия низких температур;
• правила оказания первой помощи при отравлениях.
Для формирования компетенции К2 обучающиеся должны уметь:
• устранять угрожающие факторы для жизни и здоровья;
• прекращать действие повреждающих факторов на пострадавшего;
• извлекать пострадавшего из транспортного средства или других труднодо- ступных мест;
• применять различные способы перемещения пострадавших одним, двумя или более участниками оказания первой помощи;
• вызывать скорую медицинскую помощь, другие специальные службы, со- трудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с фе- деральным законом или со специальным правилом;
• использовать штатные (аптечки первой помощи) и подручные средства ока- зания первой помощи;
• открывать дыхательные пути запрокидыванием головы с подъемом подбо- родка, выдвижением нижней челюсти;
• осуществлять давление руками на грудину пострадавшего;
• проводить искусственное дыхание "Рот ко рту", "Рот к носу", с использова- нием устройства для искусственного дыхания;
• обеспечивать проходимость верхних дыхательных путей приданием устой- чивого бокового положения;
• проводить удаление инородного тела из верхних дыхательных путей постра- давшего;
• выполнять приемы временной остановки наружного кровотечения: пальце- вое прижатие артерии, наложение жгута или жгута-закрутки, максимальное сгибание конечности в суставе, прямое давление на рану, наложение давя- щей повязки;
• оказывать первую помощь при ранениях различной локализации;
• накладывать повязки на различные участки тела;
• накладывать окклюзионную (герметизирующую) повязку на грудную клетку;

25
• проводить иммобилизацию (аутоиммобилизация, с помощью подручных средств, с использованием медицинских изделий);
• фиксировать шейный отдел позвоночника (вручную, подручными сред- ствами, с использованием табельных медицинских изделий);
• прекращать воздействие опасных химических веществ на пострадавшего
(промывание желудка путем приема воды и вызывания рвоты, удаление с поврежденной поверхности и промывание поврежденной поверхности про- точной водой);
• применять местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения;
• применять термоизоляцию при отморожениях и других эффектах воздей- ствия низких температур;
• придавать пострадавшему оптимальное положение тела;
• контролировать состояние пострадавшего (сознание, дыхание, кровообра- щение);
• оказывать психологическую поддержку пострадавшему;
• передавать пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим спе- циальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.
III. ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Наименования тем
Всего Теорети- ческие занятия
Практи- ческие занятия
Форма контроля
1.
2.
3.
4.
5.
Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи.
Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения.
Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах.
Оказание первой помощи при прочих состояниях.
Итоговый контроль.
Итого:
2 4
4 4
2 16 2
2 2
2
-
8
-
2 2
2 2
8
-
Текущий контроль в форме формализованного наблюдения за выполнением практических работ
Текущий контроль в форме формализованного наблюдения за выполнением практических работ
Текущий контроль в форме формализованного наблюдения за выполнением практических работ
Экзамен*
в том числе
Количество часов
Таблица 1
* Решение ситуационных задач в режиме реального времени по оказанию первой помощи постра-
давшим с различными состояниями (травмами, потерей сознания, отсутствием признаков
жизни, другими состояниями, требующими оказания первой помощи). В процессе решения задач
преподаватель (инструктор) оценивает качество теоретических знаний и практических
навыков у обучающихся.


26
IV. ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10