Файл: Учебное пособие для преподавателей обучающих лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1058

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 1. Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи.
Теоретическое занятие по теме 1.
Организация оказания первой помощи в Российской Федерации. Норма- тивно-правовая база, определяющая права, обязанности и ответственность при оказании первой помощи.
Понятие «первая помощь». Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, перечень мероприятий по ее оказанию.
Современные наборы средств и устройств, использующиеся для оказания первой помощи (аптечка первой помощи (автомобильная), аптечка для оказания первой помощи работникам и др.) Основные компоненты, их назначение.
Общая последовательность действий на месте происшествия с наличием по- страдавших. Соблюдение правил личной безопасности и обеспечение безопасных условий для оказания первой помощи (возможные факторы риска, их устране- ние). Способы извлечения и перемещения пострадавшего. Простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний, передающихся при непосредствен- ном контакте с человеком, его кровью и другими биологическими жидкостями.
Основные правила вызова скорой медицинской помощи и других специ- альных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь.
Тема 2. Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке
дыхания и кровообращения.
Теоретическое занятие по теме 2.
Основные признаки жизни у пострадавшего. Причины нарушения дыхания и кровообращения. Способы проверки сознания, дыхания, кровообращения у пострадавшего.
Современный алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации (СЛР).
Техника проведения давления руками на грудину пострадавшего и искусствен- ного дыхания при проведении СЛР.
Ошибки и осложнения, возникающие при выполнении реанимационных ме- роприятий. Показания к прекращению СЛР. Мероприятия, выполняемые после прекращения СЛР. Устойчивое боковое положение.
Особенности СЛР у детей.
Порядок оказания первой помощи при частичном и полном нарушении про- ходимости верхних дыхательных путей, вызванном инородным телом у постра- давших в сознании, без сознания. Особенности оказания первой помощи тучному пострадавшему, беременной женщине, ребенку.
Практическое занятие по теме 2.

Оценка обстановки на месте происшествия.
Отработка навыков определения сознания у пострадавшего.
Отработка приемов восстановления проходимости верхних дыхательных путей. Оценка признаков жизни у пострадавшего.
Отработка вызова скорой медицинской помощи, других специальных служб,
сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь.
Отработка приемов давления руками на грудину пострадавшего.

27
Отработка приемов искусственного дыхания «рот ко рту», «рот к носу», с применением устройств для искусственного дыхания.
Выполнение алгоритма сердечно-легочной реанимации.
Отработка приема перевода пострадавшего в устойчивое боковое положение.
Отработка приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей пострадавшего.
Тема 3. Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах.
Теоретическое занятие по теме 3.
Цель и порядок выполнения обзорного осмотра пострадавшего.
Понятия «кровотечение», «острая кровопотеря». Признаки различных видов наружного кровотечения (артериального, венозного, капиллярного, смешан- ного). Способы временной остановки наружного кровотечения: пальцевое при- жатие артерии, наложение жгута, максимальное сгибание конечности в суставе,
прямое давление на рану, наложение давящей повязки.
Оказание первой помощи при носовом кровотечении.
Понятие о травматическом шоке, причины и признаки. Мероприятия, пред- упреждающие развитие травматического шока.
Цель и последовательность подробного осмотра пострадавшего. Основные состояния, с которыми может столкнуться участник оказания первой помощи.
Травмы головы. Оказание первой помощи. Особенности ранений волосистой части головы. Особенности оказания первой помощи при травмах глаза и носа.
Травмы шеи, оказание первой помощи. Временная остановка наружного кро- вотечения при травмах шеи. Фиксация шейного отдела позвоночника (вручную,
подручными средствами, с использованием медицинских изделий).
Травмы груди, оказание первой помощи. Основные проявления травмы груди,
особенности наложения повязок при травме груди, наложение окклюзионной
(герметизирующей) повязки. Особенности наложения повязки на рану груди с инородным телом.
Травмы живота и таза, основные проявления. Оказание первой помощи.
Закрытая травма живота с признаками внутреннего кровотечения. Оказание первой помощи. Особенности наложения повязок на рану при выпадении органов брюшной полости, при наличии инородного тела в ране.
Травмы конечностей, оказание первой помощи. Понятие «иммобилизация».
Способы иммобилизации при травме конечностей.
Травмы позвоночника. Оказание первой помощи.
Практическое занятие по теме 3.
Отработка проведения обзорного осмотра пострадавшего.
Проведение подробного осмотра пострадавшего.
Отработка приемов временной остановки наружного кровотечения при ранении головы, шеи, груди, живота, таза и конечностей с помощью пальцевого прижатия артерий (сонной, подключичной, подмышечной, плечевой, бедрен- ной); наложение табельного и импровизированного кровоостанавливающего жгута (жгута-закрутки, ремня), максимальное сгибание конечности в суставе,
прямое давление на рану, наложение давящей повязки.
Отработка наложения окклюзионной (герметизирующей) повязки при ране- нии грудной клетки.


28
Отработка приемов наложения повязок при наличии инородного предмета в ране живота, груди, конечностей.
Отработка приемов первой помощи при переломах. Иммобилизация (подруч- ными средствами, аутоиммобилизация, с использованием медицинских изделий).
Отработка приемов фиксации шейного отдела позвоночника.
Тема 4. Оказание первой помощи при прочих состояниях.
Теоретическое занятие по теме 4.
Виды ожогов, их признаки. Понятие о поверхностных и глубоких ожогах. Ожог верхних дыхательных путей, основные проявления. Оказание первой помощи.
Перегревание, факторы, способствующие его развитию. Основные проявле- ния, оказание первой помощи.
Холодовая травма, ее виды. Основные проявления переохлаждения (гипотер- мии), отморожения, оказание первой помощи.
Отравления, пути попадания ядов в организм. Признаки острого отравления.
Оказание первой помощи при попадании отравляющих веществ в организм через дыхательные пути, пищеварительный тракт, кожу.
Цель и принципы придания пострадавшим оптимальных положений тела.
Оптимальные положения тела пострадавшего с травмами груди, живота, таза,
конечностей, с потерей сознания, с признаками кровопотери.
Способы контроля состояния пострадавшего, находящегося в сознании, без сознания.
Психологическая поддержка. Цели оказания психологической поддержки.
Общие принципы общения с пострадавшими, простые приемы их психологи- ческой поддержки. Способы самопомощи в экстремальных ситуациях.
Принципы передачи пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи,
другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь.
Практическое занятие по теме 4.
Отработка приемов наложения повязок при ожогах различных областей тела.
Применение местного охлаждения.
Отработка приемов наложения термоизолирующей повязки при отморожениях.
Отработка приемов придания оптимального положения тела пострадавшему при отсутствии сознания, травмах различных областей тела, значительной кровопотере.
Отработка приемов экстренного извлечения пострадавшего из труднодоступ- ного места.
Отработка приемов перемещения пострадавших на руках одним, двумя и более участниками оказания первой помощи. Отработка приемов переноски пострадавших с травмами головы, шеи, груди, живота, таза, конечностей и по- звоночника.
Отработка приемов оказания психологической поддержки пострадавшим при различных острых стрессовых реакциях.
Тема 5. Итоговый контроль.
Практическое занятие по теме 5.
Экзамен в форме решения ситуационных задач с использованием наглядных пособий и условных пострадавших.


Перечень материалов
29
V. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
5.1. При разработке на основе Примерной программы рабочей программы образовательная организация самостоятельно формирует перечень формируе- мых у обучающихся компетенций, в зависимости от их возрастных, гендерных,
профессиональных и др. особенностей и образовательных потребностей.
Организационно-педагогические условия реализации Примерной программы должны обеспечивать реализацию Примерной программы в полном объеме, со- ответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, со- ответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, ин- тересам и потребностям обучающихся.
Обучение проводится в оборудованных учебных кабинетах с использованием учебно-материальной базы, соответствующей установленным требованиям.
Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий должна составлять 1 академический час (45 минут).
5.2. Педагогические работники, реализующие Примерную программу,
должны удовлетворять квалификационным требованиям, указанным в квали- фикационных справочниках по соответствующим должностям и (или) профес- сиональных стандартах.
5.3. Информационно-методические условия реализации Примерной программы.
5.3.1. учебный план;
5.3.2. календарный график;
5.3.3. рабочая программа;
5.3.4. методические материалы и разработки;
5.3.5. расписание занятий.
5.4. Материально-технические условия реализации Примерной программы.
Наименования учебных материалов
Тренажер-манекен взрослого пострадавшего с контроллером для отработки приемов сердечно-легочной реанимации
Тренажер-манекен взрослого пострадавшего без контроллера для отработки приемов сердечно-легочной реанимации
Тренажер-манекен взрослого для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей
Расходный материал для тренажеров
Набор имитаторов травм и повреждений
Единица измерения
Таблица 2
Количество
Оборудование
Комплект
Комплект
Комплект
Комплект
Комплект
1 1
1 1
1
Аптечки первой помощи (автомобильная, для оказания первой помощи работникам)
Табельные средства для оказания первой помощи: устройства для про- ведения искусственного дыхания различных моделей, кровоостанавли- вающие жгуты, перевязочные средства
Расходные материалы
Комплект
Комплект
10 1
Учебные пособия по первой помощи пострадавшим
Учебный фильм по первой помощи
Наглядные пособия (слайды, плакаты): способы остановки кровотече- ния, сердечно-легочная реанимация, оптимальные положения и т.п.
Учебно-наглядные пособия
Комплект шт.
Комплект
1 1
1
Мультимедийный проектор
Экран для демонстрации учебных фильмов
Персональный компьютер (ноутбук)
Технические средства обучения
шт.
шт.
шт.
1 1
1


30
VI. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛьТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттеста- ции обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведе- ния относится к компетенции организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Подготовка завершается итоговым контролем в форме экзамена. Экзамен включает в себя проверку теоретических знаний и оценку практических навы- ков. Лица, получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетвори- тельную оценку, к сдаче экзамена не допускаются.
Проверка теоретических знаний при проведении экзамена проводится по темам:
«Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи»;
«Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения»;
«Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах»;
«Оказание первой помощи при прочих состояниях».
Оценка практических навыков заключается в решении ситуационных задач по темам:
«Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения»;
«Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах»;
«Оказание первой помощи при прочих состояниях».
Результаты экзамена оформляются протоколом. По результатам экзамена вы- дается документ о прохождении обучения.
Индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образователь- ных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах осуществляются на бумажных и (или) электронных носителях организацией,
осуществляющей образовательную деятельность.
VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ
ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебно-методические материалы должны содержать:
примерную программу обучения лиц, обязанных и (или) имеющих право ока- зывать первую помощь, утвержденную в установленном порядке;
программу обучения лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать пер- вую помощь, утвержденную руководителем организации, осуществляющей об- разовательную деятельность;
методические рекомендации по организации образовательного процесса,
утвержденные руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность;
материалы для проведения итогового контроля в форме экзамена, утвержден- ные руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность.

31
ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ
И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
В соответствие с Примерной программой обучения лиц, обязанных и (или)
имеющих право оказывать первую помощь подготовка осуществляется по сле- дующим темам:
1. Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи.
2. Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения.
3. Оказание первой помощи при наружных кровотечениях и травмах.
4. Оказание первой помощи при прочих состояниях.
5. Решение ситуационных задач.
Тема 1. Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи
Цель занятия: ознакомить обучающихся с основными понятиями и норма- тивно-правовыми актами, определяющими оказание первой помощи постра- давшим, продемонстрировать им важность оказания первой помощи. Изучить последовательность выполнения основных мероприятий первой помощи и ис- пользующееся при этом оснащение.
Вид занятия: групповое.
Метод: устное изложение материала с обсуждением возникающих вопросов по ходу занятия (интерактивная лекция).
Продолжительность: 2 часа.
Учебно-материальное обеспечение: Аптечки первой помощи (автомобильная,
для оказания первой помощи работникам), табельные средства для оказания пер- вой помощи: устройства для проведения искусственного дыхания различных моделей, кровоостанавливающие жгуты, перевязочные средства, учебные посо- бия по первой помощи пострадавшим, учебный фильм по первой помощи, на- глядные пособия (слайды, плакаты), мультимедийный проектор, экран для демонстрации учебных фильмов, персональный компьютер (ноутбук).
Изучаемые вопросы
Организация оказания первой помощи в Российской Федерации. Нормативно- правовая база, определяющая права, обязанности и ответственность при ока- зании первой помощи.
Понятие «первая помощь». Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, перечень мероприятий по ее оказанию.
Современные наборы средств и устройств, использующиеся для оказания первой помощи (аптечка первой помощи (автомобильная), аптечка для оказания первой помощи работникам и др.). Основные компоненты, их назначение.
Общая последовательность действий на месте происшествия с наличием по- страдавших. Соблюдение правил личной безопасности и обеспечение безопасных условий для оказания первой помощи (возможные факторы риска, их устране- ние). Способы извлечения и перемещения пострадавшего. Простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний, передающихся при непосредствен- ном контакте с человеком, его кровью и другими биологическими жидкостями.
Основные правила вызова скорой медицинской помощи и других специ- альных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь.