Файл: Учебное пособие для преподавателей обучающих лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 1063
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
32
Рекомендации по проведению занятия
В начале занятия следует определить индивидуальные особенности обучаю- щихся (национальные, возрастные, гендерные, профессиональные и т.д.); вы- явить потенциальных «трудных персонажей», определить способы их контроля и эффективные приемы работы с ними; привлечь внимание обучающихся к во- просам первой помощи. Также необходимо объявить организационные вопросы обучения (продолжительность курса, тематическое наполнение, планируемые перерывы, расположение санузлов и т.д.).
Введение
Между первой помощью и скорой медицинской помощью есть несколько ключевых отличий. Главное из них – возможность оказания первой помощи пострадавшему любым человеком, в том числе без медицинского образования.
Комплекс мероприятий первой помощи прост и доступен, но самое важное –
он эффективен. Рассмотреть ситуацию можно на примере дорожно-транспорт- ных происшествий: около 25% погибших в автомобильных катастрофах могли бы остаться в живых, если бы им своевременно оказали первую помощь. При этом, обычный человек, не будучи по образованию медицинским работником,
применив навыки первой помощи, может спасти человеческую жизнь. Однако существует распространенное мнение о том, что за неграмотно оказанную пер- вую помощь человек будет наказан. В действительности это не так: российское законодательство защищает и поощряет граждан, своевременно оказавших первую помощь пострадавшим. Человек, оказавший первую помощь постра- давшему, не будет привлечен к юридической ответственности в случае небла- гоприятного исхода и даже при причинении пострадавшему неумышленного вреда. Это связано с тем, что сама человеческая жизнь признается высшей цен- ностью, а попытка спасти эту жизнь не может рассматриваться как проступок.
Кроме того, в случае решения в суде вопроса о привлечении человека, ока- завшего первую помощь, к ответственности за причинение вреда жизни или здоровью, он должен помнить о том, что само оказание первой помощи постра- давшему учитывается как обстоятельство, смягчающее наказание.
Таким образом, оказание первой помощи приносит пользу не только постра- давшему, но и работает в пользу самого участника оказания первой помощи,
защищая его от неблагоприятных юридических последствий.
Основная часть
Организация оказания первой помощи в Российской Федерации
На сегодняшний день система оказания первой помощи в Российской Феде- рации состоит из трех основных компонентов:
1. Нормативно-правовое обеспечение (федеральные законы и прочие норма- тивные акты и документы, определяющие обязанности и права участников ока- зания первой помощи, их оснащение, объем первой помощи и т.д.).
2. Обучение участников оказания первой помощи правилам и навыкам ее ока- зания.
3. Оснащение участников оказания первой помощи средствами для ее оказа- ния (аптечками и укладками).
33
Участники оказания первой помощи (рисунок 5) могут иметь различную под- готовку к ее оказанию и оснащение. Также они могут быть обязанными оказы- вать первую помощь, либо иметь право ее оказывать.
В случае какого-либо происшествия, как правило, оказать первую помощь могут очевидцы происшествия – обычные люди, имеющие право ее оказывать.
В большинстве случаев, они имеют минимальную подготовку и не обладают необходимым оснащением. Тем не менее, очевидцы происшествия могут вы- полнить простые действия, тем самым устранив непосредственную опасность для жизни пострадавших.
Далее к ним могут присоединиться водители транспортных средств или ра- ботники организаций и предприятий, изучавшие приемы оказания первой по- мощи во время соответствующей подготовки. У них имеется аптечка первой помощи (автомобильная) или аптечка для оказания первой помощи работникам,
которые можно использовать для более эффективных действий.
Сотрудники органов внутренних дел и пожарно-спасательных подразделений обязаны оказывать первую помощь и имеют соответствующее оснащение. При прибытии на место происшествия они должны приступить к оказанию первой помощи сменив других участников оказания первой помощи.
В большинстве случаев первая помощь должна заканчиваться передачей по- страдавших прибывшей бригаде скорой медицинской помощи, которая, про- должая оказание помощи в пути, доставляет пострадавшего в лечебное учреждение.
Таким образом, оказание первой помощи в большинстве случаев занимает не- большой промежуток времени (иногда всего несколько минут) до прибытия на место происшествия более квалифицированного сотрудника. Но без оказания пер- вой помощи в этот короткий промежуток времени пострадавший может потерять шанс выжить в экстренной ситуации, либо у него разовьются тяжелые нарушения в организме, которые негативно повлияют на процесс дальнейшего лечения.
Нормативно-правовая база, определяющая права, обязанности
и ответственность при оказании первой помощи
1. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здо- ровья граждан в Российской Федерации» определяет первую помощь как осо- бый вид помощи (отличный от медицинской), оказываемой лицами, не имеющими медицинского образования, при травмах и неотложных состояниях до прибытия медицинского персонала.
2. Согласно ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый гражда- нин имеет право оказывать первую помощь при наличии соответствующей под- готовки и (или) навыков.
Рисунок 5.
34 3. Законодательство разного уровня устанавливает обязанность по оказанию первой помощи для лиц, которые в силу профессиональных обязанностей пер- выми оказываются на месте происшествия с пострадавшими: сотрудники ор- ганов внутренних дел Российской Федерации
1
; сотрудники, военнослужащие и работники всех видов пожарной охраны
2
; спасатели аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований
3
; военнослужащие (сотруд- ники) войск национальной гвардии
4
; работники ведомственной охраны
5
, част- ные охранники
6
, должностные лица таможенных органов
7
; военнослужащие органов федеральной службы безопасности
8
, судебные приставы
9
, сотрудники уголовно-исполнительной системы
10
, внештатные сотрудники полиции и на- родные дружинники
11
и другие лица.
Также обязанность «…принять меры для оказания первой помощи…» воз- никает у водителей, причастных к ДТП (п. 2.6 Правил дорожного движения
Российской Федерации). В том случае, если водитель не причастен к ДТП, но стал его свидетелем, согласно ч. 4 ст. 31 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», водитель вправе добровольно оказать первую помощь.
В связи с высокой степенью потенциального риска получения травмы на про- изводстве, ст. 228 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает обя- занность работодателя при несчастном случае на производстве «немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию». Для организации оказания первой помощи при не- счастном случае на производстве силами работников на работодателя возложена обязанность организовывать обучение первой помощи для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу (ст.ст. 212,
225 Трудового кодекса Российской Федерации). Для работника Трудовой кодекс
Российской Федерации предусматривает обязанность «проходить обучение без- опасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи по- страдавшим на производстве» (ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации).
Применительно к педагогическим работникам вышеуказанные нормы Тру- дового кодекса Российской Федерации дополняются положением ст. 41 Феде- рального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации». Согласно данной статье, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
1
Ст. 27 ФЗ N 3-ФЗ от 07.02.2011 «О полиции».
2
Ст. 22 ФЗ N 69-ФЗ от 21.12. 1994 «О пожарной безопасности»; ст. 15 ФЗ N 100-ФЗ от 06.05.2011
«О добровольной пожарной охране».
3
Ст. 27 ФЗ N 151-ФЗ от 22.08.1995 г. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
4
Ст. ст. 10, 18 ФЗ N 226-ФЗ от 03.07.2016 «О войсках национальной гвардии Российской Федера- ции».
5
Ст. 13 ФЗ N 77- ФЗ от 14.04.1999 «О ведомственной охране».
6
Ст. 16 закона N 2487-1 от 11.03.1992 «О частной детективной и охранной деятельности в Россий- ской Федерации».
7
Ст. 26 ФЗ N 311-ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
8
Ст. 14.2 ФЗ N 40-ФЗ от 03.04.1995 «О Федеральной службе безопасности».
9
Ст. 15 ФЗ N 118-ФЗ от 21.07.1997 «О судебных приставах» N 118-ФЗ от 21.07.1997.
10
Ст. 28 N 5473-1 от 21.07.1993 закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные нака- зания в виде лишения свободы».
11
Ст.ст. 10, 18 ФЗ N 44-ФЗ от 02.04.2014 «Об участии граждан в охране общественного порядка».
35
Соответствующие обязанности по оказанию первой помощи прописываются в должностных инструкциях работников (в том числе, педагогических работников).
4. Для лиц, обязанных оказывать первую помощь, предусмотрена ответствен- ность за неоказание первой помощи вплоть до уголовной. Для очевидцев про- исшествия, оказывающих первую помощь в добровольном порядке, никакая ответственность за неоказание первой помощи применяться не может. Особые нормы установлены в отношении водителей, причастных к ДТП. Принятие мер к оказанию первой помощи относится к обязанностям водителя в связи с ДТП, за невыполнение которых водителю грозит привлечение к административной ответ- ственности и наказание в виде административного штрафа (ч. 1 ст. 12.27 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях). В том случае,
если гражданин заведомо оставил пострадавшего, находящегося в беспомощном состоянии без возможности получения помощи, он может быть привлечен к уго- ловной ответственности (ст. 125 «Оставление в опасности» Уголовного кодекса
Российской Федерации).
5. В связи с тем, что жизнь человека провозглашается высшей ценностью,
сама попытка защитить эту ценность ставится выше возможной ошибки в ходе оказания первой помощи, так как дает пострадавшему человеку шанс на вы- живание. Уголовное и административное законодательство не признают право- нарушением причинение вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности или правам данного лица, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами (ст. 39 «Крайняя необходимость» Уголов- ного кодекса Российской Федерации; ст. 2.7 «Крайняя необходимость» Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях). Аналогичная норма имеется и в Гражданском кодексе Российской Федерации («Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от
28.03.2017), ст. 1067 «Причинение вреда в состоянии крайней необходимости».
Трактовка этой статьи не исключает возможности возмещения причиненного вреда, однако «…Учитывая обстоятельства, при которых был причинен такой вред, суд может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в ин- тересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмеще- ния вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред». В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют судебные пре- цеденты привлечения к юридической ответственности за неумышленное при- чинение вреда в ходе оказания первой помощи.
6. В случае решения в суде вопроса о привлечении лица к ответственности за причинение вреда жизни или здоровью, оказание первой помощи пострадавшему учитывается как обстоятельство, смягчающее наказание (п. 2 ч. 1 ст. 4.2 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях; п. «к» ч. 1 ст. 61
Уголовного кодекса Российской Федерации). Например, за причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью в результате ДТП в соответствии со ст. 12.24 Ко- декса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмот- рено альтернативное наказание. На усмотрение суда причинителю вреда может быть назначено наказание в виде штрафа или в виде лишения права управления транспортным средством. Факт оказания первой помощи пострадавшему может способствовать назначению более мягкого наказания, то есть штрафа. Кроме того,
оказание первой помощи может снизить медицинские последствия травмы, соот- ветственно пострадавшему будет квалифицирован вред меньшей тяжести.
36
Понятие «первая помощь»
В настоящее время первая помощь определяется как комплекс мероприятий,
направленных на поддержание жизни и здоровья, оказываемых до оказания ме- дицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях, травмах, отравле- ниях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью,
участниками оказания первой помощи. Цель ее состоит в устранении явлений,
угрожающих жизни, а также – в предупреждении дальнейших повреждений и возможных осложнений.
Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь,
перечень мероприятий по ее оказанию
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального раз- вития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь и перечня мероприятий по оказанию первой помощи», первая помощь оказывается при следующих состоя- ниях:
1. Отсутствие сознания.
2. Остановка дыхания и кровообращения.
3. Наружные кровотечения.
4. Инородные тела верхних дыхательных путей.
5. Травмы различных областей тела.
6. Ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения.
7. Отморожение и другие эффекты воздействия низких температур.
8. Отравления.
При указанных состояниях выполняются следующие мероприятия:
1. Мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи:
1) определение угрожающих факторов для собственной жизни и здоровья;
2) определение угрожающих факторов для жизни и здоровья пострадавшего;
3) устранение угрожающих факторов для жизни и здоровья;
4) прекращение действия повреждающих факторов на пострадавшего;
5) оценка количества пострадавших;
6) извлечение пострадавшего из транспортного средства или других труднодо- ступных мест;
7) перемещение пострадавшего.
2. Вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным зако- ном или со специальным правилом.
3. Определение наличия сознания у пострадавшего.
4. Мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и опре- делению признаков жизни у пострадавшего:
1) запрокидывание головы с подъемом подбородка;
2) выдвижение нижней челюсти;
3) определение наличия дыхания с помощью слуха, зрения и осязания;
4) определение наличия кровообращения, проверка пульса на магистральных артериях.