Файл: Учебное пособие для преподавателей обучающих лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1065

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

44 1. Перемещение пострадавшего в одиночку с поддержкой (рисунок 9). Исполь- зуется для перемещения легкопострадавших лиц, находящихся в сознании.
2. Перемещение пострадавшего в одиночку волоком (рисунок 10). Применяется для перемещения на близкое расстояние пострадавших, имеющих значительный вес. Нежелательно использовать у пострадавших с травмами нижних конечностей.
3. Переноска пострадавшего в одиночку на спине (рисунок 11). Может исполь- зоваться для переноски пострадавших, имеющих небольшой вес. Не применяется для переноски пострадавших, находящихся без сознания.
4. Переноска пострадавшего на руках (рисунок 12). Используется лицами, имею- щими достаточную для применения этого способа физическую силу. Этим спосо- бом возможна переноска пострадавших, находящихся без сознания. Нежелательно переносить так пострадавших с подозрением на травму позвоночника.
5. Переноска пострадавшего в одиночку на плече (рисунок 13). При переноске таким способом следует придерживать пострадавшего за руку. Этот способ не применяется при переноске пострадавших с травмами груди, живота и позвоноч- ника.
6. Переноска пострадавшего вдвоем на замке из четырех рук (рисунок 14). Руки берутся таким образом, чтобы обхватить запястье другой руки и руки помощника.
Рисунок 9.
Рисунок 10.
Рисунок 11.
Рисунок 12.
Рисунок 13.
Рисунок 14.

45
Рисунок 15.
Рисунок 16.
Рисунок 17.
Фиксация кистей должна быть достаточно прочной, чтобы удержать пострадавшего.
После формирования «замка» пострадавший усаживается на него, после чего его поднимают и переносят. Пострадавший может придерживаться за плечи перенося- щих его людей (рисунок 15).
7. Переноска пострадавшего вдвоем на замке из трех рук с поддержкой под спину.
При использовании этого способа один из участников оказания первой помощи не берет руку в замок, а располагает ее на плече у другого (рисунок 16). На эту руку пострадавший может опираться при переноске (рисунок 17). Таким образом осу- ществляется переноска пострадавших, у которых есть риск потери сознания или пострадавших, которые не могут удержаться на замке из четырех рук.
8. Переноска пострадавшего вдвоем за руки и ноги (рисунок 18). При переноске этим способом, один из участников оказания первой помощи держит пострадавшего за предплечье одной руки, просунув руки подмышки, а другой – под колени.
9. Переноска пострадавшего с подозрением на травму позвоночника. Для пере- носки пострадавшего с подозрением на травму позвоночника необходимо не- сколько человек, которые под руководством одного из участников оказания первой помощи поднимают и переносят пострадавшего (рисунок 19). При переноске один из участников оказания первой помощи должен фиксировать голову и шею постра- давшего своими предплечьями (рисунок 20). Более удобно и безопасно для постра- давшего с подозрением на травму позвоночника переносить его на твердой ровной поверхности (например, на щите).
Рисунок 18.
Рисунок 19.
Рисунок 20.


46
Простейшие меры профилактики инфекционных заболеваний,
передающихся при непосредственном контакте с человеком,
его кровью и другими биологическими жидкостями
Для снижения риска заражения при оказании первой помощи следует использо- вать медицинские перчатки (для защиты рук) и защитные устройства для проведе- ния искусственного дыхания «рот-устройство-рот», находящиеся в аптечках первой помощи. В настоящее время в России производятся устройства для искусственного дыхания различных конструкций. С правилами их использования можно ознакомиться в инструкциях, прилагаемых производителем каждого конкретного устройства.
В состав аптечки для оказания первой помощи работникам входят медицинские
3-слойные маски из нетканого материала, которые применяются для снижения риска инфицирования человека, оказывающего первую помощь.
В случае попадания крови и других биологических жидкостей на кожу следует немедленно смыть их проточной водой, тщательно вымыть руки. При наличии спиртовых антисептические салфеток из бумажного текстилеподобного материала
(находятся в аптечке для оказания первой помощи работникам) необходимо обра- ботать кожу с их помощью.
После проведения искусственного дыхания рекомендуется прополоскать рот.
Основные правила вызова скорой медицинской помощи,
других специальных служб, сотрудники которых обязаны
оказывать первую помощь
С 2013 года единым телефонным номером для вызова экстренных служб стал номер 112. По нему можно вызвать спасателей, полицейских и скорую медицин- скую помощь (вызов также может осуществляться по телефонным номерам 01,
101; 02, 102; 03, 103 и другим региональным номерам).
При вызове скорой медицинской помощи необходимо обязательно сообщить диспетчеру следующую информацию:
• место происшествия, что произошло;
• число пострадавших и тяжесть их состояния;
• какая помощь оказывается.
Телефонную трубку положить последним, после сообщения диспетчера о том,
что вызов принят.
Заключение
Оказание первой помощи положительно влияет на снижение смертности. При этом, первая помощь юридически безопасна для тех, кто ее оказывает, проста и эф- фективна.
При оказании первой помощи следует придерживаться определенной последо- вательности действий, выполнение которых установлено современным законода- тельством. Одним из важнейших приоритетов среди них является обеспечение личной безопасности человека, оказывающего первую помощь.
Первая помощь будет более эффективной, если использовать для ее оказания простейшие комплекты необходимых средств и устройств (аптечки, укладки). При приобретении аптечки важно обращать внимание на соответствие ее состава утвер- жденному списку и качество ее компонентов.


47
Контроль полученных знаний
Для закрепления пройденного материала следует выполнить общий или выбо- рочный опрос обучающихся по пройденной теме с последующим обсуждением их ответов.
Примерные вопросы:
1. Является ли оказание первой помощи действием, способным снизить смерт- ность от травм и неотложных состояний?
2. Какие действия нужно выполнить в первую очередь на месте происшествия?
3. Какие существуют способы перемещения пострадавших?
4. Возможно ли дополнение аптечек лекарствами, назначенными ее владельцу врачом? Допустима ли замена отдельных компонентов аптечки?
5. Как снизить риск заражения инфекционными заболеваниями при оказании первой помощи?
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Тема 2. Оказание первой помощи при отсутствии сознания,
остановке дыхания и кровообращения
Цель занятия: освоить навыки проведения сердечно-легочной реанимации. От- работать навыки первой помощи при нарушении проходимости верхних дыхатель- ных путей, укладывания пострадавшего в устойчивое боковое положение.
Вид занятия: групповое.
Метод: лекция, диалог, практическое занятие.
Продолжительность 4 часа (2 часа теории, 2 часа практики).
Учебно-материальное обеспечение: Тренажер-манекен взрослого пострадав- шего с контроллером для отработки приемов сердечно-легочной реанимации,
тренажер-манекен взрослого пострадавшего без контроллера для отработки приемов сердечно-легочной реанимации, тренажер-манекен взрослого для от- работки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей,
расходный материал для тренажеров, аптечки первой помощи (автомобильная,
для оказания первой помощи работникам), табельные средства для оказания первой помощи: устройства для проведения искусственного дыхания различ- ных моделей, учебные пособия по первой помощи пострадавшим, учебный фильм по первой помощи, наглядные пособия (слайды, плакаты): сердечно-ле- гочная реанимация, мультимедийный проектор, экран для демонстрации учеб- ных фильмов, персональный компьютер (ноутбук).
Изучаемые вопросы
Основные признаки жизни у пострадавшего. Причины нарушения дыхания и кровообращения. Способы проверки сознания, дыхания, кровообращения у пострадавшего.
Современный алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации (СЛР).
Техника проведения давления руками на грудину пострадавшего и искусствен- ного дыхания.
Ошибки и осложнения, возникающие при выполнении реанимационных меро- приятий. Показания к прекращению СЛР. Мероприятия, выполняемые после пре- кращения СЛР. Устойчивое боковое положение.
Особенности СЛР у детей.
Порядок оказания первой помощи при частичном и полном нарушении прохо- димости верхних дыхательных путей, вызванном инородным телом у пострадав- ших в сознании, без сознания. Особенности оказания первой помощи тучному пострадавшему, беременной женщине и ребенку.

48
Рекомендации по проведению занятия
При проведении занятия следует отработать практические навыки проведения сердечно-легочной реанимации и извлечению инородных тел верхних дыхательных путей. Уделить внимание особенностям выполнения этих мероприятий в отноше- нии детей разного возраста. Следует обращать внимание на качественное выпол- нение давления руками на грудину пострадавшего, которое можно оценивать визуально или с использованием контролирующих устройств (в зависимости от конструкции манекена). Частоту надавливаний можно ориентировочно оценить по времени выполнения: 30 давлений за 18 сек. – 100/мин.; 30 давлений за 15 сек. –
120/мин.; 30 давлений за 20 сек. – 80/мин.
Если позволяет время – отработать навыки сердечно-легочной реанимации двумя обучающимися (один выполняет давление руками на грудину пострадавшего, вто- рой – искусственное дыхание, соотношение 30:2, смена каждые 2 мин., при выпол- нении вдохов не отрывать руки от грудной клетки; тот, кто выполняет давления,
является ведущим, т.е. громко считает, командует на выполнение вдохов и смену).
При отработке устойчивого бокового положения необходимо объяснить важ- ность удаления очков и острых предметов перед выполнением переворота, а также на аккуратность выполнения всех действий (разогнуть пальцы ладони, на которой лежит пострадавший; брать колено только с наружной стороны; не отрывать ногу от пола; выполнить единым действием поворот и подтягивание колена к себе); не- обходимость регулярной оценки самостоятельного дыхания, переворота на проти- воположный бок каждые 30 мин.
При самостоятельной отработке навыка устойчивого бокового положения роль пострадавшего играют обучающиеся.
Введение
Проведение сердечно-легочной реанимации является несложным и жизненно важным навыком первой помощи. От степени владения участниками оказания пер- вой помощи этим навыком может зависеть останется пострадавший в живых или нет. Отечественными и зарубежными учеными доказано, что шанс на выживание у пострадавшего с остановкой дыхания и кровообращения уменьшается на 10% с каж- дой минутой, пока не проводятся реанимационные мероприятия. При этом скорая медицинская помощь сможет прибыть на место происшествия лишь через несколько минут. Поэтому дать пострадавшему шанс на сохранение его жизни смогут только окружающие – очевидцы, родные и близкие. Без их помощи пострадавший умрет.
Оказание первой помощи при инородных телах верхних дыхательных путей также может спасти жизни пострадавших.
Основная часть
Основные признаки жизни у пострадавшего
К основным признакам жизни относятся наличие сознания, самостоятельное дыхание и кровообращение. Они проверяются в ходе выполнения алгоритма сер- дечно-легочной реанимации.
Причины нарушения дыхания и кровообращения
Внезапная смерть (остановка дыхания и кровообращения) может быть вызвана заболеваниями (инфаркт миокарда, нарушения ритма сердца и др.) или внешним воздействием (травма, поражение электрическим током, утопление и др.).
Вне зависимости от причин исчезновения признаков жизни, сердечно-легочная


49
реанимация проводится в соответствии с определенным алгоритмом, рекомен- дованным Российским Национальным Советом по реанимации и Европейским
Советом по реанимации.
Способы проверки сознания, дыхания, кровообращения у пострадавшего
При оказании первой помощи используются простейшие способы проверки на- личия или отсутствия признаков жизни:
• для проверки сознания участник оказания первой помощи пытается вступить с пострадавшим в словесный и тактильный контакт, проверяя его реакцию на это;
• для проверки дыхания используются осязание, слух и зрение (более подробно техника проверки сознания и дыхания описана в следующем разделе);
• отсутствие кровообращения у пострадавшего определяется путем проверки пульса на магистральных артериях (одновременно с определением дыхания и при наличии соответствующей подготовки). Ввиду недостаточной точности проверки наличия или отсутствия кровообращения способом определения пульса на магист- ральных артериях, для принятия решения о проведении сердечно-легочной реани- мации рекомендуется ориентироваться на отсутствие сознания и дыхания.
Современный алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации (СЛР).
Техника проведения давления руками на грудину пострадавшего
и искусственного дыхания при проведении СЛР
На месте происшествия участнику оказания первой помощи следует оценить безопасность для себя, пострадавшего (пострадавших) и окружающих. После этого следует устранить угрожающие факторы или минимизировать риск собственного повреждения, риск для пострадавшего (пострадавших) и окружающих.
Далее необходимо проверить наличие сознания у пострадавшего. Для проверки сознания необхо- димо аккуратно потормошить пострадавшего за плечи и громко спросить: «Что с Вами? Нужна ли
Вам помощь?» (рисунок 21). Человек, находя- щийся в бессознательном состоянии, не сможет отреагировать и ответить на эти вопросы.
При отсутствии признаков сознания следует опре- делить наличие дыхания у пострадавшего. Для этого необходимо восстановить проходимость дыхатель- ных путей у пострадавшего: одну руку положить на лоб пострадавшего, двумя пальцами другой взять за подбородок, запрокинуть голову, поднять подборо- док и нижнюю челюсть. При подозрении на травму шейного отдела позвоночника запрокидывание сле- дует выполнять максимально аккуратно и щадяще.
Для проверки дыхания следует наклониться щекой и ухом ко рту и носу пострадавшего (рисунок 22)
и в течение 10 сек. попытаться услышать его ды- хание, почувствовать выдыхаемый воздух на своей щеке и увидеть движения грудной клетки у пострадавшего. При отсутствии дыхания грудная клетка пострадавшего останется неподвижной, звуков его дыхания не будет слышно, выдыхаемый воздух изо рта и носа не будет ощущаться щекой.
Отсутствие дыхания определяет необходимость вызова скорой медицинской
помощи и проведения сердечно-легочной реанимации.
Рисунок 21.
Рисунок 22.