Файл: Учебное пособие для преподавателей обучающих лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 1068

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

50
При отсутствии дыхания у пострадавшего участнику оказания первой помощи следует орга- низовать вызов скорой медицинской помощи (ри- сунок 23). Для этого надо громко позвать на помощь, обращаясь к конкретному человеку, нахо- дящемуся рядом с местом происшествия и дать ему соответствующие указание. Указания следует давать кратко, понятно, информативно: «Человек
не дышит. Вызывайте «скорую». Сообщите
мне, что вызвали».
При отсутствии возможности привлечения по- мощника, скорую медицинскую помощь следует вызвать самостоятельно (например, используя функцию громкой связи в телефоне) (рисунок 24).
При вызове необходимо обязательно сообщить диспетчеру следующую информацию:
• место происшествия, что произошло;
• число пострадавших и что с ними;
• какая помощь оказывается.
Телефонную трубку положить последним, после ответа диспетчера.
Вызов скорой медицинской помощи и других специальных служб
(спасателей, полиции) производится по телефону 112 (также может
осуществляться по телефонам 01, 101; 02, 102; 03, 103 или региональным
номерам).
Одновременно с вызовом скорой медицинской помощи необходимо присту- пить к давлению руками на грудину пострадавшего, который должен распола- гаться лежа на спине на твердой ровной поверхности. При этом основание ладони одной руки участника оказания первой помощи помещается на середину грудной клетки пострадавшего, вторая рука помещается сверху первой, кисти рук берутся в замок (рисунок 25), руки выпрямляются в локтевых суставах,
плечи участника оказания первой помощи располагаются над пострадавшим так, чтобы давление осуществлялось перпендикулярно плоскости грудины (ри- сунок 26). Давление руками на грудину пострадавшего выполняется весом ту- ловища участника оказания первой помощи на глубину 5-6 см с частотой
100-120 в минуту.
После 30 надавливаний руками на грудину пострадавшего необходимо осуще- ствить искусственное дыхание методом «Рот-ко-рту» (рисунок 27). Для этого следует открыть дыхательные пути пострадавшего (запрокинуть голову, под- нять подбородок), зажать его нос двумя пальцами, сделать два вдоха искус- ственного дыхания. Вдохи искусственного дыхания выполняются следующим образом: необходимо сделать свой нормальный вдох, герметично обхватить своими губами рот пострадавшего и выполнить равномерный выдох в его ды- хательные пути в течение 1 секунды, наблюдая за движением его грудной клетки. Ориентиром достаточного объема вдуваемого воздуха и эффективного вдоха искусственного дыхания является начало подъема грудной клетки, опре-
Рисунок 23.
Рисунок 24.


51
деляемое участником оказания первой помощи визуально. После этого, продолжая поддерживать проходимость дыхательных путей,
необходимо дать пострадавшему совершить пассивный выдох,
после чего повторить вдох выше- описанным образом. На 2 вдоха искусственного дыхания должно быть потрачено не более 10 се- кунд. Не следует делать более двух попыток вдохов искусствен- ного дыхания в перерывах между давлениями руками на грудину по- страдавшего.
При этом рекомендуется ис- пользовать устройство для прове- дения искусственного дыхания из аптечки или укладки.
В случае невозможности выполнения искусственного дыхания методом
«Рот-ко-рту» (например, повреждение губ пострадавшего), производится ис- кусственное дыхание методом «Рот-к-носу». При этом техника выполнения отличается тем, что участник оказания первой помощи закрывает рот постра- давшему при запрокидывании головы и обхватывает своими губами нос пострадавшего.
Далее следует продолжить реанимационные мероприятия, чередуя 30 надав- ливаний на грудину с 2-мя вдохами искусственного дыхания.
Рисунок 25.
Рисунок 26.
Рисунок 27.

52
Ошибки и осложнения, возникающие при выполнении
реанимационных мероприятий
К основным ошибкам при выполнении реанимационных мероприятий относятся:
• нарушение последовательности мероприятий сердечно-легочной реанимации;
• неправильная техника выполнения давления руками на грудину пострадав- шего (неправильное расположение рук, недостаточная или избыточная глубина надавливаний, неправильная частота, отсутствие полного поднятия грудной клетки после каждого надавливания);
• неправильная техника выполнения искусственного дыхания (недостаточное или неправильное открытие дыхательных путей, избыточный или недостаточ- ный объем вдуваемого воздуха);
• неправильное соотношение надавливаний руками на грудину и вдохов ис- кусственного дыхания;
• время между надавливаниями руками на грудину пострадавшего превышает 10 сек.
Самым распространенным осложнением сердечно-легочной реанимации яв- ляется перелом костей грудной клетки (преимущественно ребер). Наиболее часто это происходит при избыточной силе давления руками на грудину постра- давшего, неверно определенной точке расположения рук, повышенной хрупко- сти костей (например, у пострадавших пожилого и старческого возраста).
Избежать или уменьшить частоту этих ошибок и осложнений можно при ре- гулярной и качественной подготовке.
Показания к прекращению СЛР
Реанимационные мероприятия продолжаются до прибытия скорой медицинской помощи или других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь, и распоряжения их сотрудников о прекращении реанимации,
либо до появления явных признаков жизни у пострадавшего (появления самостоя- тельного дыхания, возникновения кашля, произвольных движений).
В случае длительного проведения реанимационных мероприятий и возник- новения физической усталости у участника оказания первой помощи необхо- димо привлечь помощника к осуществлению этих мероприятий. Большинство современных отечественных и зарубежных рекомендаций по проведению сер- дечно-легочной реанимации предусматривают смену ее участников примерно каждые 2 минуты, или спустя 5-6 циклов надавливаний и вдохов.
Реанимационные мероприятия могут не осуществляться пострадавшим с яв- ными признаками нежизнеспособности (разложение или травма, несовместимая с жизнью), либо в случаях, когда отсутствие признаков жизни вызвано исходом дли- тельно существующего неизлечимого заболевания (например, онкологического).
Мероприятия, выполняемые после прекращения СЛР.
Устойчивое боковое положение
В случае появления самостоятельного дыхания у пострадавшего с отсутствую- щим сознанием (либо если у пострадавшего, внезапно потерявшего сознание, изна- чально имелось дыхание) ему необходимо придать устойчивое боковое положение.
Для этого необходимо выполнить следующую последовательность действий:


53
Рисунок 32.
Рисунок 28.
Рисунок 29.
Рисунок 30.
Рисунок 31.
Шаг 1.
Расположить ближнюю руку пострадавшего под прямым углом к его телу
(рисунок 28).
Шаг 2.
Дальнюю руку пострадавшего приложить тыльной стороной ладони к про- тивоположной щеке пострадавшего, придерживая ее своей рукой (рисунок 29).
Шаг 3.
После этого согнуть дальнюю от себя ногу пострадавшего в колене, поста- вить ее с опорой на стопу, надавить на колено этой ноги на себя (в указанном на рисунке 30 направлении) и повернуть пострадавшего.
Шаг 4.
После поворота пострадавшего набок слегка запрокинуть его голову для от- крытия дыхательных путей и подтянуть ногу, лежащую сверху, ближе к животу
(рисунок 31).
В результате описанных выше действий пострадавший будет находиться в положении, изображенном на рисунке 32. Необходимо наблюдать за его состоя- нием до прибытия бригады скорой медицинской помощи, регулярно оценивая наличие у него дыхания.
Особенности СЛР у детей
У детей сердечно-легочная реанимация может проводиться в той же последова- тельности, что и у взрослых, с той же частотой и тем же соотношением давления руками на грудину пострадавшего и вдохов искусственного дыхания, что и у взрос- лых. Надавливания на грудину выполняются на глубину, равную одной трети пе- реднезаднего размера грудной клетки (примерно 4 см у детей до 1 года и 5 см у детей более старшего возраста). Давление на грудину производится двумя пальцами
(для детей до 1 года), одной или двумя руками для детей более старшего возраста.
При проведении вдохов искусственного дыхания следует визуально контро- лировать объем вдуваемого воздуха (до начала подъема грудной клетки). Детям до 1 года при проведении искусственного дыхания необходимо охватывать своими губами рот и нос одновременно.

54
Порядок оказания первой помощи при частичном и полном
нарушении проходимости верхних дыхательных путей, вызванном
инородным телом у пострадавших в сознании, без сознания.
Особенности оказания первой помощи тучному пострадавшему,
беременной женщине, ребенку
Типичным признаком нарушения проходимости дыхательных путей является поза, при которой человек держится рукой за горло и одновременно пытается кашлять, чтобы удалить инородное тело.
В соответствии с рекомендациями Российского Национального Совета по реанимации и Европейского Совета по реанимации выделяют частичное или полное нарушение проходимости верхних дыхательных путей, вызванное ино- родным телом. Для того, чтобы определить степень нарушения, можно спросить пострадавшего, подавился ли он.
При частичном нарушении проходимости верхних дыхательных путей пострадавший отвечает на вопрос, может кашлять.
При полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей постра- давший не может говорить, не может дышать или дыхание явно затруднено
(шумное, хриплое), может хватать себя за горло, может кивать.
При частичном нарушении проходимости следует предложить пострадав- шему покашлять (рисунок 33).
При полном нарушении проходимости верхних дыхательных путей необхо- димо предпринять меры по удалению инородного тела (рисунок 34):
1. Встать сбоку и немного сзади пострадавшего.
2. Придерживая пострадавшего одной рукой, другой наклонить его вперед,
чтобы в случае смещения инородного тела оно попало в рот пострадавшего, а не опустилось ниже в дыхательные пути.
3. Нанести 5 резких ударов основанием своей ладони между лопатками по- страдавшего.
4. Проверять после каждого удара, не удалось ли устранить нарушение про- ходимости.
5. Если после 5 ударов инородное тело не удалено, то следует:
• встать позади пострадавшего и обхватить его обеими руками на уровне верхней части живота;
• сжать кулак одной из рук и поместить его над пупком большим пальцем к себе (рисунок 35);
• обхватить кулак другой рукой и, слегка наклонив пострадавшего вперед,
резко надавить на его живот в направлении внутрь и кверху (рисунок 36);
• при необходимости надавливания повторить до 5 раз.
Рисунок 33.
Рисунок 35.
Рисунок 34.


55
Если удалить инородное тело не удалось, необходимо продолжать попытки его удаления, перемежая пять ударов по спине с пятью надавливаниями на живот.
Если пострадавший потерял сознание – необходимо начать сердечно-легочную реанимацию в объеме давления руками на грудину и искусственного дыхания.
При этом следует следить за возможным появлением инородного тела во рту для того, чтобы своевременно удалить его.
В случае, если инородное тело нарушило проходимость дыхательных путей у тучного человека или беременной женщины, оказание первой помощи начи- нается также, как описано выше, с 5 ударов между лопатками (рисунок 37).
У тучных людей или беременных женщин не осуществляется давление на живот.
Вместо него проводятся надавливания на нижнюю часть груди (рисунок 38).
Если инородное тело перекрыло дыхательные пути ребенку, то помощь ока- зывается похожим образом. Однако следует помнить о необходимости дозиро- вания усилий (удары и надавливания наносятся с меньшей силой). Кроме того,
детям до 1 года нельзя выполнять надавливания на живот. Вместо них произво- дятся толчки в нижнюю часть грудной клетки двумя пальцами. При выполне- нии ударов и толчков грудным детям следует располагать их на предплечье человека, оказывающего помощь, головой вниз; при этом необходимо придер- живать голову ребенка.
Детям старше 1 года можно выполнять надавливания на живот над пупком,
дозируя усилие соответственно возрасту.
При отсутствии эффекта от этих действий необходимо приступить к сердечно-легочной реанимации.
Практическое занятие по теме 2
Задание № 1. Оценка обстановки на месте происшествия.
Задание № 2. Отработка навыков определения сознания у пострадавшего.
Задание № 3. Отработка приемов восстановления проходимости верхних ды- хательных путей. Оценка признаков жизни у пострадавшего.
Задание № 4. Отработка вызова скорой медицинской помощи, других специ- альных служб.
Задание № 5. Отработка приёмов давления руками на грудину пострадавшего.
Задание № 6. Отработка приёмов искусственного дыхания «рот ко рту», «рот к носу» с применением устройств для искусственного дыхания.
Задание № 7. Выполнение алгоритма сердечно-легочной реанимации.
Рисунок 37.
Рисунок 38.
Рисунок 36.


56
Задание № 8. Отработка приема перевода пострадавшего в устойчивое боко- вое положение.
Задание № 9. Отработка приемов удаления инородного тела из верхних ды- хательных путей пострадавшего.
В ходе отработки практических навыков преподаватель постоянно контро- лирует их выполнение обучающимися, своевременно делая замечания и исправ- ляя неточности.
Заключение
Остановка дыхания является наиболее опасными состоянием, могущим при- вести к смерти пострадавшего в течение нескольких минут. Крайне важно свое- временное и правильное проведение реанимационных мероприятий, что может способствовать спасению жизни пострадавших.
Попадание инородных тел в верхние дыхательные пути – достаточно часто встречающееся происшествие, при котором смерть подавившегося без оказания первой помощи практически неминуема. Простые действия позволят избежать этого печального финала.
Контроль полученных знаний
Для закрепления пройденного материала следует выполнить общий или вы- борочный опрос обучающихся по пройденной теме с последующим обсужде- нием их ответов.
Примерные вопросы:
1. Для чего проводится сердечно-легочная реанимация?
2. В какой последовательности выполняются мероприятия сердечно- легочной реанимации?
3. В каких случаях следует прекратить проведение сердечно-легочной реанимации?
4. Что следует сделать после проведения сердечно-легочной реанимации,
если у пострадавшего появилось самостоятельное дыхание?
5. Как можно помочь человеку с полным нарушением проходимости дыхательных путей?

57
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10