Файл: Педагогических работников в образовательных организациях.doc
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 398
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
У наставника, помимо соответствующих обязанностей, имеются
и соответствующие права:
-
привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных
с реализацией персонализированной программы наставничества; -
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с внедрением (применением) системы (целевой модели) наставничества в образовательной организации, в том числе с деятельностью наставляемого; -
выбирать формы и методы взаимодействия с наставляемым
и своевременности выполнения заданий, проектов, определенных персонализированной программой наставничества; -
в составе комиссий принимать участие в аттестации наставляемого
и иных оценочных или конкурсных мероприятиях; -
принимать участие в оценке качества реализованной персонализированной программы наставничества, в оценке соответствия условий
ее организации требованиям и принципам системы (целевой модели) наставничества; -
обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений
и дополнений в документацию и инструменты осуществления персонализированных программ наставничества; за организационно-методической поддержкой; -
обращаться к руководителю образовательной организации
с мотивированным заявлением о сложении обязанностей наставника по причинам личного характера или успешного выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, мероприятий, содержащихся
в персонализированной программе наставляемого.
-
Кто может быть наставляемым?
Наставляемые формируются из числа:
-
молодых/начинающих педагогов; -
педагогов, приступивших к работе после длительного перерыва; -
педагогов, находящихся в процессе адаптации на новом месте работы; -
педагогов, желающих повысить свой профессиональный уровень
в определенном направлении педагогической деятельности (предметная область, воспитательная и внеурочная деятельность, дополнительное образование, работа
с родителями и пр.); -
педагогов, желающих овладеть современными IT-программами, цифровыми навыками, ИКТ-компетенциями и т.д.; -
педагогов, находящихся в состоянии профессионального, эмоционального выгорания; -
педагогов, испытывающих другие профессиональные затруднения
и осознающих потребность в наставнике;
-
стажеров/студентов, заключивших договор с обязательством последующего принятия на работу и/или проходящих стажировку/практику в образовательной организации.
Права наставляемого:
− пользоваться имеющейся в образовательной организации нормативной, информационно-аналитической и учебно-методической документацией, материалами и иными ресурсами, обеспечивающими реализацию персонализированной программы наставничества;
− в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным с наставничеством; запрашивать интересующую информацию;
− принимать участие в оценке качества реализованных персонализированных программ наставничества, в оценке соответствия условий их организации требованиям и принципам системы (целевой модели) наставничества;
− выходить с ходатайством о замене наставника к куратору реализации программ наставничества в образовательной организации.
2.3. Основные подходы к организации взаимодействия «наставник – наставляемый»
Сегодня в образовании актуален как поиск инновационных стратегий наставничества, так и умелое, бережное встраивание в современную жизнь образовательной организации традиционных форм взаимоотношений между наставниками и наставляемыми.
Инновационными стратегиями реализации наставничества педагогических работников образовательных организаций, повышающими его эффективность, можно назвать:
-
привлечение молодых педагогов к выполнению роли наставника
по отношению к более опытным педагогам с целью преодоления
их профессиональных затруднений, посредством новых ресурсов и компетенций молодого поколения (в области инновационных форм работы в образовательной деятельности; цифровых технологий и информационно-коммуникативных компетенций); -
реализация индивидуальных траекторий (индивидуализация запросов
от наставляемых), выбор форм и видов наставничества «под запрос», личностно ориентированное наставничество; -
использование групповых форм наставничества; -
взаимодействие наставников и наставляемых в рамках тематических проектов/проектной деятельности (целевые интенсивы, онлайн-марафоны
от наставников, разработка дистанционных курсов, запись видеороликов и др.); -
сетевую инициативу (взаимодействие с сетевыми партнерами, другими образовательными организациями, педагогическими вузами и организациями СПО, ЦНППМ ПР и др.); -
виртуальное пространство многоуровневого сетевого наставничества и взаимодействия (формирование электронной базы наставничества, совместные интернет-проекты, консультации, конкурсы и пр.); -
привлечение внешних компетентных наставников и экспертов.
Важными условиями успешного взаимодействия наставника и наставляемого являются соблюдение принципа добровольности, принятие своей роли, наличие объединяющих факторов: общность профессиональных интересов, взаимная заинтересованность и симпатия, уважение и доверие, мотивация
к профессиональному росту и развитию, а также готовность к наставническому взаимодействию.
Основные подходы к организации взаимодействия пары «наставник – наставляемый»
фактически сводятся к неким правилам-договоренностям, которые принимаются обеими сторонами. Они обговариваются в самом начале реализации наставнической программы. Эти правила можно сформулировать следующим образом:
-
наставнические отношения формируются на условиях добровольности, взаимного согласия и доверия, взаимообогащения и открытого диалога; -
формированию наставнических пар/групп предшествует индивидуальная беседа с наставляемым и кандидатом в наставники, учитываются результаты анкетирования (анкета по изучению уровня удовлетворенности преподавателей профессиональной деятельностью); -
наставник является авторитетным лицом для наставляемого, обладает достаточным профессиональным мастерством и компетенциями, педагогическим опытом и личностными характеристиками для удовлетворения профессионального запроса наставляемого; -
наставник помогает наставляемому определить векторы профессионального и личностного развития и роста, нарисовать образ желаемого будущего в профессии для наставляемого; -
наставник ориентируется на достижение наставляемым поставленной конкретной цели (профессионального запроса), но также по обоюдному согласию ориентируется на долгосрочную перспективу взаимодействия; -
наставник предлагает свою помощь в достижении целей, указывает
на риски и противоречия; -
наставник не навязывает наставляемому собственное мнение и позицию, стимулирует развитие у наставляемого инициативы и социальной, профессиональной активности; -
наставник старается оказывать личностную и психологическую поддержку, мотивирует наставляемого на достижение успеха; -
наставник соблюдает этические принципы взаимодействия и общения, обоюдные договоренности и конфиденциальность (не разглашает информацию, которую передает ему наставляемый), не выходит за допустимые рамки субординации; -
наставник и наставляемый стремятся использовать современные формы и технологии наставничества (в том числе дистанционные), совершенствуют свои компетенции в области информационно-коммуникативных технологий.
3. Формы и виды наставничества педагогических работников в образовательных организациях общего, среднего профессионального, дополнительного образования
3.1. Формы наставничества педагогических работников
Форма наставничества – способ реализации наставничества через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой программой наставничества, основной деятельностью и позицией участников.
В образовательных организациях общего, среднего профессионального, дополнительного образования в отношении педагогических работников могут быть реализованы различные формы наставничества: «педагог – педагог», «руководитель образовательной организации – педагог», «работодатель – студент педагогического вуза/колледжа» «педагог вуза/колледжа – молодой педагог образовательной организации», «социальный партнер – педагогический работник образовательных организаций СПО и дополнительного образования (далее – ДО).
3.1.1. Форма наставничества «педагог–педагог»
Форма наставничества «педагог – педагог» применяется во всех образовательных организациях общего образования, СПО и ДО. В рамках этой формы одной из основных задач наставничества является успешное закрепление молодого (начинающего) педагога на месте работы или в должности педагога, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации.
В такой форме наставничества, как «педагог – педагог», возможны следующие модели взаимодействия.
-
Взаимодействие «опытный педагог – молодой специалист», которое является классическим вариантом поддержки со стороны опытного педагога (педагога-профессионала) для приобретения молодым педагогом необходимых профессиональных навыков (организационных, предметных, коммуникационных
и др.). Здесь подходит и модель ментора, и модель наставника, который является «другом, товарищем и братом», и модель учителя, когда на первый план выводит
не столько перечень необходимых для освоения компетенций и предметных знаний, сколько воодушевляющий и вдохновляющий пример успешного наставника. Наставник учит преодолевать препятствия, внушает наставляемому веру
в собственные силы и в позитивные профессиональные перспективы. Формами
и методами организации работы с молодыми и начинающими педагогами являются беседы, собеседования, тренинги, встречи с опытными учителями, открытые уроки, внеклассные мероприятия, тематические педсоветы, семинары, методические консультации, посещение и взаимопосещение уроков, анкетирование, тестирование, участие в различных очных и дистанционных мероприятиях.