Файл: Педагогических работников в образовательных организациях.doc
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 393
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для педагогов образовательных организаций ДО в качестве социальных партнеров и потенциальных наставников могут выступать:
-
деятели искусств академических, народных и прочих театров, консерваторий, филармоний, творческих союзов, творческих коллективов, иных учреждений культуры (домов культуры и творчества) и т.д. – для хормейстеров, балетмейстеров, режиссеров народного театра, художников-оформителей, концертмейстеров, руководителей оркестров (духовых, народных инструментов), руководителей фольклорных коллективов, режиссеров театрализованных массовых представлений, акций, фестивалей, мастеров декоративно-прикладного творчества, распорядителей танцевальных программ и т.д.); -
сотрудники музеев, библиотек, центров военно-патриотического воспитания, члены общественных организаций (волонтерских, РДШ, молодежное объединение «Юнармия» – для методистов, педагогов-библиотекарей, руководителей детских общественных объединений, старших вожатых, педагогов-организаторов); -
тренерский состав ведущих спортивных клубов – для инструкторов по физической культуре, тренеров-преподавателей, руководителей кружков и секций спортивной направленности; -
специалисты кванториумов, IT-кубов, кружков робототехники, образовательных центров для одаренных детей, малых академий наук – для методистов, педагогов дополнительного образования – руководителей кружков, секций, туристических станций и т.д.; -
специалисты психолого-педагогических и медико-социальных центров – для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
Интересный аспект работы педагогических работников образовательных организаций с социальными партнерами – подготовка школьников к всероссийским и международным олимпиадам, которая осуществляется в тесном взаимодействии
с членами оргкомитета по подготовке к международным олимпиадам и профильными вузами, структурными подразделениями Российской Академией наук и ведущих научно-исследовательских институтов.
3.1.6. Результаты применения разнообразных форм наставничества
Реализация любых форм наставничества педагогов или будущих педагогов (студентов педагогических вузов и колледжей) – «педагог – педагог», «руководитель образовательной организации – педагог», «работодатель – студент», «педагог вуза/колледжа)» и др. – способна привести к следующим результатам (эффектам):
-
повышение уровня включенности молодыхи начинающих педагогов в педагогическую деятельность и социально-культурную жизнь образовательной организации; -
укрепление уверенности в собственных силах и развитие личностного и педагогического потенциала работников всех категорий; -
улучшение психологического климата в образовательной организации; -
повышение уровня удовлетворенности собственной работой
и улучшение психологического состояния специалистов; -
рост числа специалистов, желающих продолжить свою работу
в данном коллективе образовательной организации; -
качественный рост успеваемости и улучшение поведения
в классах и группах наставляемых; -
сокращение числа конфликтных ситуаций с педагогическим
и родительским сообществами; -
повышение научно-методической и социальной активности педагогических работников (написание статей, проведение исследований и т. д., широкое участие учителей в проектной и исследовательской деятельности, в конкурсах профессионального мастерства); -
упрочение связей педагогических и прочих вузов/колледжей
со школой и иными образовательными организациями; -
рост числа педагогов, сумевших преодолеть профессиональное выгорание, устранивших профессиональные и личностные затруднения,
а также нашедших новые возможности профессионального развития
и роста.
3.2. Виды наставничества педагогических работников в образовательной организации
Виртуальное (дистанционное) наставничество – дистанционная форма организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, социальные сети и онлайн-сообщества, тематические интернет-порталы
и др. Обеспечивает постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары «наставник – наставляемый», привлечь профессионалов
и сформировать банк данных наставников, делает наставничество доступным для широкого круга лиц.
Наставничество в группе – форма наставничества, когда один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек) или один наставляемый взаимодействует сразу с несколькими наставниками
по различным сферам педагогической деятельности.
Краткосрочное или целеполагающее наставничество – наставник
и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты. Наставляемый должен приложить определенные усилия, чтобы проявить себя
в период между встречами и достичь поставленных целей.
Реверсивное наставничество – профессионал младшего возраста становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий,
а опытный педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации учебно-воспитательного процесса.
Ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного.
Скоростное консультационное наставничество
– однократная встреча наставника (наставников) с наставником более высокого уровня (профессионалом/компетентным лицом) с целью построения взаимоотношений
с другими работниками, объединенными общими проблемами и интересами или обменом опытом. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста наставников на основе информации, полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом.
Традиционная форма наставничества («один на один») – взаимодействие между более опытным наставником и начинающим работником в течение продолжительного времени. Обычно проводится отбор наставника и наставляемого по определенным критериям: опыт, навыки, личностные характеристики и др.
4. Завершение персонализированной программы наставничества педагогических работников. Оценка результативности и эффективности ее реализации
4.1. Условия завершения персонализированной программы наставничества
Завершение персонализированной программы наставничества педагогических работников происходит в случае:
-
завершения плана мероприятий и срока действия персонализированной программы наставничества; -
по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению (по уважительным обстоятельствам); -
по инициативе куратора (в случае недолжного исполнения персонализированной программы наставничества в силу различных обстоятельств со стороны наставника и/или наставляемого – форс-мажора).
Наставник и наставляемый в силу определенных объективных обстоятельств могут быть инициаторами завершения персонализированной программы наставничества, но направляют усилия на сохранение доброжелательных отношений. Эти обстоятельства выдвигают на первые роли фигуру школьного психолога (на внутреннем контуре) и различные психологические службы на внешнем контуре образовательной организации.
Вместе с тем наставник и наставляемые могут обращаться к куратору
с предложением о смене наставника/наставляемых, а также о необходимости продолжения персонализированной программы наставничества, но по иным направлениям.
По обоюдному согласию наставника и наставляемого/наставляемых педагогов возможна корректировка персонализированной программы наставничества.
-
Оценка результативности и эффективности реализации персонализированной программы наставничества
Для оценки результативности и эффективности реализации персонализированной программы наставничества рекомендуется использовать частично или полностью модель Дональда Кирпатрика, которая позволяет комплексно оценить эффекты, которые получает образовательная организация
от технологий наставничества.
В основе этой модели лежит оценка показателей системы наставничества
по четырем характеристикам:
-
реакция наставляемого, или его эмоциональная удовлетворенность
от пребывания в роли наставляемого; -
изменения в знаниях и их оценки; -
изменение поведения и способа действий в проблемных ситуациях; -
общая оценка результатов для образовательной организации:
1) Оценка эмоциональной удовлетворенности от обучения в рамках наставничества, или реакция.
В роли наставляемого педагог проходит обучение, активно взаимодействует с наставником, осваивает новые функции и способы поведения. В связи с этим удовлетворенность педагога, испытывающего потребность в преодолении профессионального затруднения, является исходным и важным фактором как для оценки результатов обучения наставляемого, так и для оценки деятельности наставника.
Наиболее распространенным инструментом оценки удовлетворенности является анкетирование. Анкетирование позволяет выявить основные характеристики процесса и результата наставничества:
-
сроки и условия обучения; -
способы организации наставничества, информированность
о содержании работы; -
квалификация наставника, готовность применять полученные знания
на практике и ориентироваться в предлагаемых условиях.
В результате оценки реакции наставляемого на процесс наставничества образовательная организация получает ответы на такие важные вопросы, как:
-
качество наставничества; -
причины удовлетворенности/неудовлетворенности наставляемого участием в персонализированной программе наставничества; -
пути совершенствования системы (целевой модели) наставничества
и деятельности каждого наставника.