ВУЗ: Тихоокеанский государственный медицинский университет
Категория: Методичка
Дисциплина: Культурология
Добавлен: 14.02.2019
Просмотров: 942
Скачиваний: 3
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тихоокеанский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра _____________гуманитарных дисциплин____________________
-
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры
протокол №___ от «___»__________20__г
Заведующий кафедрой к. культурол-и, доцент
_ Елена Николаевна Гринько___
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
к практическим занятиям
Модуль _________________типология культуры_________________________________
(наименование модуля)
учебной дисциплины (модуля)___________________культурология___________________
(наименование учебной дисциплины, (согласно учебному плану)
для специальности_______ _060201 Стоматология ____________
(шифр-наименование специальности)
курс ______I______ семестр ____I,II_____
Составитель: _Геец Н.Ф._стар. преподаватель (Ф.И.О., ученая степень, звание, должность)
Рецензент:__Коваленко С.В. к.и.н., доцент (Ф.И.О., ученая степень, звание, должность |
Владивосток – 2013 г.
Структура рекомендаций
-
Тема занятия «Массовая и элитарная культура».
-
Мотивация изучения темы. Сформировать представление о массовой и элитарной культуре как об объективной данности и сопоставить ее с другими формами бытия общества и человека. Привить студенту потребность к самостоятельному, свободному, творческому, активному выбору, осмыслению, и применению ценностей, норм и результатов данных типов культур. Сформировать и развить творческие способности: гармоническое развитие интеллектуальных, профессиональных, эстетических и нравственных качеств личности.
-
Цели занятия.
После изучения темы студент должен:
«Знать» - основные отличия и характеристики массовой и элитарной культуры, положительное и отрицательное воздействие на основные принципы организации и функционирования культуры в обществе; содержание представлений о сценариях будущего развития цивилизации.
«Уметь» проблематизировать социальную ситуацию, репрезентировать ее на уровне проблемы; применять принципы аксиологического анализа в решении конкретных социокультурных проблем; применять категориальный аппарат культурологии для рефлексии социальной динамики как массовой, так и элитарной культуры; определять пути, способы, стратегии решения проблемных ситуаций в социальной жизни.
«Владеть» - культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; основными способами ясного, убедительного, последовательного и аргументированного изложения собственной позиции по различным вопросам социальной жизни; опытом культурной рефлексии социальной динамики.
-
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.
Курс «Культурология» - одна из гуманитарных социально-экономических дисциплин федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования. При изучении дисциплины «Культурология» студенты могут использовать знания, полученные в общеобразовательных школах, гуманитарных лицеях, колледжах, а так же из курсов «История первобытного общества», «История Древнего мира», «История Средних веков», «Мировая художественная культура», «Обществознание».
-
Массовая и элитарная культура: причины появления, характеристика, значение для общества («обществознание» школьный уровень).
-
Лучшие достижения элитарной культуры в мировой и отечественной истории. («Мировая художественная культура» школьный уровень).
-
Роль массовой и элитарной культуры на общественно-культурное развития мира в ХХ веке. («Всемирная история» школьный уровень).
5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
-
Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.
-
Почему в эпоху Средневековья зарождаются первые элементы массовой культуры.
-
Роль Великобритания в поддержании и распространении массовой культуры.
-
Буржуазное общество - катализатор распространения массовой культуры.
-
Почему проблема элитарной культуры активно обсуждается философами XIX века.
-
Механизмы трансляции массовой культуры.
-
Перспективы существования массовой и элитарной культуры в XXI веке.
-
Процессы глобализации и элитарная культура: поглощение или сохранение самостоятельности?
-
Задания для СРС во внеучебное время
-
Законспектировать работу Х. Ортега-и-Гассет «Дегуманизация искусства».
-
Выписать определения разных авторов «массовой культуры» и сделать анализ.
-
Сравнить концепции элитарной культуры древнегреческих философов (Платона, Гераклита) с концепциями философов XIX века (Ф. Ницше, А. Шопенгауэра).
-
Сделать презентационную подборку основных направлений массовой культуры сегодня.
-
Рассмотреть работу Х. Ортега-и-Гассета «Восстание масс» и объяснить позицию автора в вопросе причин появления массовой культуры.
-
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты) .
Тема «Массовая и элитарная культура».
-
Высокий уровень специализации и социальных притязаний характерен для …….культуры
1.элитарной, 3.народной,
2.массовой, 4.этнической.
-
Культура, создаваемая профессионалами и предназначенная для широких слоев населения –– это ……………культура
1.народная, 3. массовая,
2.элитарная, 4.этническая.
3.Создание идеологии, обосновывающей социальный порядок – функция ……………… культуры
1.народной, 3.элитарной,
2.кровнородственной, 4.массовой
4. Культура, произведения которой
рассчитаны на узкий круг знатоков,
называется
1) народной 3) национальной
2)
массовой 4) элитарной
5. Массовая
культура
1) появилась с развитием
средств массовой информации
2)
сопровождает всю историю человечества
3)
является продуктом тоталитарных обществ
с их стремлением к контролю, в том числе
и средствами культуры
4) зародилась
в Древнем Риме как зрелище для народа
6.
Верны ли суждения?
Произведения
массовой культуры
А. Отражают все
эмоциональные проблемы современного
человека.
Б. Не должны использовать
приемы элитарной культуры.
1) верно
только А 3) верны оба суждения
2) верно
только Б 4) оба суждения неверны
7.
Проявлением какой формы культуры
являются фестиваль некоммерческого
кино, серия тематических концертов
симфонической музыки?
1) массовой 2)
народной 3) экранной 4) элитарной
8.
Произведения массового искусства, в
отличие от элитарного
1) имеют
авторство
2) предусматривают широкое
тиражирование
3) обладают жанровым
разнообразием
4) используют систему
художественных образов
9. Реклама
является неотъемлемой частью
1)
элитарной культуры 3) массовой культуры
2)
народной культуры 4) духовной культуры
10. Верны ли следующие суждения о
массовой культуре?
А. Коммерциализация
массовой культуры позволяет ее творцам
не учитывать в своей деятельности вкусы
и запросы массовой аудитории.
Б. В
массовой культуре произведения
литературы, живописи, кинематографа
рассматриваются, прежде всего, как
предметы потребления, приносящие при
продаже прибыль.
1) верно только А 3)
верны оба суждения
2) верно только
Б 4) оба суждения не верны
11.
Верны ли следующие суждения о средствах
массовой информации (СМИ)?
А. Содержание
информации, поставляемой СМИ, учитывает
запросы аудитории.
Б. Запросы массовой
аудитории во многом формируются под
воздействием на нее СМИ.
1) верно
только А 3) верны оба суждения
2) верно
только Б 4) оба суждения не верны
12.
Продуктом массовой культуры является
1)
симфония 2) фольклор 3) балетный спектакль
4) городской роман
13. Какие из приведенных примеров могут
быть отнесены к массовой культуре?
1)
фортепианный концерт 2) философское
эссе 3) детективный роман 4)
героическая былина 5) эпос 6) телевидение 7)
радиотрансляция эстрадного концерта
14.
Звезда телесериала снялась в некоммерческом
черно-белом фильме, сложном по содержанию
. Произведение получило высокую оценку
критиков и знатоков, но в прокате не
смогло собрать сколько-нибудь значительных
средств. К какой форме культуры относится
описываемое произведение? Укажите три
признака, по которым вы это определили.
15.
По славам одного известного издателя,
«газета без сенсаций годится только на
то, чтобы в нее заворачивали рыбу».К
какой аудитории обращена эта газета?
Исходя из этого, назовите категорию
средств массовой информации, к которой
она относится. Назовите любые две другие
особенности средств массовой информации
данной категории, не указанные в задании
-
Этапы проведения практического занятия.
-
Понятие, причины возникновения и этапы массовой культуры.
-
Сущность и основные направления массовой культуры.
-
Положительные и отрицательные качества массовой культуры.
-
Истоки, почва, основные задачи, свойства элитарной культуры.
-
Концепции происхождения элитарной культуры (Платон и Гераклит, Ф. Петрарка, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Х. Ортега-и-Гассет.)
-
Понятие, причины возникновения и этапы массовой культуры.
В рамках определенной исторической эпохи всегда существовали различные культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная. В современном обществе огромное значение приобрели массовая и элитарная культуры.
Массовая культура (лат. massa - ком, кусок) - понятие, которое в современной культурологии связывается с такими социальными группами, которым свойствен "усредненный" уровень духовных потребностей.
«Массовая культура» сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления. Радио, телевидение, современные средства связи, а затем видео- и компьютерная техника способствовали её распространению. Существует несколько мнений по поводу ее возникновения и существования как таковой.
1. американский культуролог Мак Дональд считает, что массовая культура – это и вовсе не культура, а пародия на нее, в ней не может быть нравственных и художественных ценностей. Есть и такая точка зрения,
2. что массовая культура – это современный индустриальный фольклор, но здесь есть несостыковка, так как фольклор выходит из народной среды, а массовая культура навязывается сверху.
3. Другая позиция- массовая культура – это порождение культуры американской, интернациональной по своей основе. Возникла она потому что в США не сформировалась единая национальная культура (там не было носителей традиционной культуры) Именно массовая культура — индикатор многих сторон жизни общества и одновременно коллективный пропагандист и организатор его, общества, настроений. Внутри массовой культуры существует своя иерархия ценностей и иерархия персон. Взвешенная система оценок и, наоборот, скандальные потасовки, драка за место у престола.
Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, который каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди независимо от места рождения и страны проживания. Характеризуя ее, американский филолог М. Белл подчеркивает: «Эта культура демократична. Она адресована всем людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства». Эта культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая СМИ и коммуникации.
Массовую культуру называют по-разному: развлекательным искусством, искусством «антиусталости», кичем, полукультурой, поп-культурой.
Массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX—XX вв. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая со временем стала расхожей: «Если Рим дал миру право, Англия — парламентскую деятельность, Франция — культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».
В социальном плане массовая культура формирует новый общественный строй, получивший название «средний класс». Процессы его формирования и функционирования в области культуры наиболее конкретизированно изложены в книге французского философа и социолога Э. Морена «Дух времени» (1962 г.). Понятие «средний класс» стало основополагающим в западной культуре и философии.
Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у зрителя, слушателя, читателя, что в, свою очередь, формирует особый тип пассивного некритического восприятия этой культуры у человека. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха.
Этапы становления массовой культуры:
1. Предпосылки массовой культуры формируются с момента рождения человечества, на заре христианской цивилизации. В качестве примера обычно приводятся упрощенные варианты Священных книг (например, «Библия для нищих»), рассчитанные на массовую аудиторию.
2. Истоки массовой культуры связаны с появлением в европейской литературе XVII—XVIII веков приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в качестве примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дефо(1660—1731) — автора широко известного романа «Робинзон Крузо» и еще 481 жизнеописания людей так называемых рискованных профессий: следователей, военных, воров, проституток и т. д. и нашего соотечественника Матвея Комарова (1730— 1812) — создателя нашумевшего бестселлера XVIII—XIX веков «Повести о приключениях английского милорда Георга» и других не менее популярных книг. Книги обоих авторов написаны блестящим, простым и ясным языком.
3. Большое влияние на развитие массовой культуры оказал и принятый в1870 году в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности.
Феномен появления массовой культуры представляется:
Для рубежа XIX—XX веков стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сферы: экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанализирована в ряде философских сочинений XX века.
Экономические предпосылки и социальные функции «массовой» культуры
Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений, на которую указывал еще К. Маркс в «Капитале». В этом сочинении К. Маркс рассмотрел через призму понятия «товар» все многообразие социальных отношений в буржуазном обществе.
Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации и привело к созданию нового феномена -массовой культуры. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство - все это во многом означает перенесение в сферу художественной культуры того же финансово-индустриального подхода, который царит и в других отраслях индустриального производства. К тому же многие творческие организации тесно связаны с банковским и промышленным капиталом, что изначально предопределяет их (будь-то кино, дизайн, ТВ) на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь потребление этой продукции - это массовое потребление, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру - это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов.
В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой, получивший название «средний класс». Процессы его формирования и функционирования в области культуры наиболее конкретизировано изложены в книге французского философа и социолога Э. Морена «Дух времени» (1962 г.). Понятие «средний класс» стало основополагающим в западной культуре и философии. Этот «средний класс» стал и стержнем жизни индустриального общества. Он же и сделал столь популярной массовую культуру.