Файл: Практическая работа по теме Целостный педагогический процесс единство обучения и воспитания Условия поставленной задачи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа

по теме «Целостный педагогический процесс: единство обучения и воспитания»
Условия поставленной задачи
Я являюсь классным руководителем 5-го класса. В классе 25 человек. По словам учительницы начальной школы, дети болеют за свои оценки, хотя в классе есть слабоуспевающие. Большинство детей эгоистичны, привыкли думать, прежде всего, о себе. Многие школьники занимаются дополнительным образованием в кружках художественно-эстетической и спортивной направленности и поэтому после уроков, как правило, сразу уходят из школы. Опыта общественной деятельности в начальной школе дети фактически не приобрели.
Ключевая задача
Дать описание организуемого мною в течение определенного периода педагогического процесса, направленного на побуждение школьников к проявлению созидательной инициативы в социально значимой деятельности, используя возможности преподаваемого мною предмета – информатики.
Решение поставленной задачи


  1. Сначала определим, опираясь на какое теоретическое знание, я смогу решить поставленную задачу. Для этого изучаем различные статьи о психологическом развитии детей в данном возрасте, в том числе «Особенности социально-психологической адаптации пятиклассников» А.М. Первитской и Н.Ю. Деминой, а также знакомимся с трудами, касающимися педагогики и психологии, например Кан-Калика В.А., Леонтьева А.А., Налчаджяна А.А., Райса Ф., Рогова В.И., Безруких М.М., Ефимовой С.П., Ивановой Н.В., Кузнецовой М.П. и других авторов.

Возраст пятиклассника является переходным от младшего к подростковому. В этот период во взаимодействии со сверстниками характерно:

  • установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками становится ведущим видом деятельности;

  • переходят на внутригрупповые нормы поведения, те, которые установил сам и сверстники;

  • огромный интерес к сверстникам, в отношениях с которыми отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социального взаимодействия;

  • потребность в признании и самоутверждении, личном авторитете реализуется в среде сверстников;

  • расширяется круг общения;

  • становится значимым отношение других к ним и их к другим;

  • возрастают требования к окружающим;

  • развивается способность к эмпатии (пониманию и сопереживанию чувствам других людей).


Также в этом возрасте для ребёнка учитель уже не является непререкаемым авторитетом, мнение учителей всё ещё является важным, хотя постепенно более значимыми становятся сверстники.

В отношениях со взрослыми и родителями:

  • ярко выражены как стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок;

  • начинают проиграть различные роли дома и в школе и пробуют, как на ту роль будут реагировать взрослые (роль лидера, роль знатока, души компании, задиры);

  • возрастающая потребность в независимости может найти проявление в негативизме – стремлении противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых.

  • стиль взаимоотношений подростка с родителями, существующий в семье, оказывает большое влияние на развитие личности и на формирование стиля отношений подростка к другим людям, в частности сверстникам;

  • склоны к спорам и возражениям, исчезает слепое следование авторитету взрослого;

  • резкое критическое отношение к взрослым, негативизм, чрезвычайная обидчивость.

Также достаточно сильно выражено желание хорошо учиться, так, чтобы взрослые были довольны («не огорчались и не переживали», радовались»). На мотивацию учения влияют успех или неуспех деятельности: если достижения невелики, то остро переживают неумелость, неспособность, невыгодное положение среди сверстников. Большое значение имеет внешняя оценка результатов деятельности, высокую оценку расценивают как подтверждение своих способностей.

  1. Для того, чтобы определить, что влияет на то, что многие дети уходят из школы сразу после уроков, необходимо составить социальный паспорт класса.

Исходя из информации в паспорте, многие дети после окончания уроков посещают различные секции и кружки, а также есть ученики из неполных и многодетных семей, где школьнику приходится сразу после учебного времени возвращаться домой, т.к. на него возложена ответственность за помощь родителям по хозяйству и присмотр за младшими членами семьи.



Для того, чтобы успешно организовать внеурочную общественную деятельность и привлечь всех учеников класса, мне необходимо обсудить с родителями школьников время, в которое они свободны, либо их можно было бы освободить от дел после уроков без вреда для внешкольной жизни учеников.

  1. Далее изучаем информацию о том, как решают эту задачу педагоги в современной практике работы со школьниками этой возрастной группы.

Консультируюсь с учителями, являющимися классными руководителями в параллельных классах, о том, каким образом они организовывают подобную внеурочную деятельность на практике. Большинство учителей рекомендуют привлекать ребят к социально значимой деятельности, такой как помощь пожилым людям и людям с ограниченными возможностями здоровья, помощь и уход за животными, содержащимися в приютах, бережное отношение к окружающей среде.

  1. Продумаем и опишем компоненты педагогического процесса, которые будут мотивировать созидательную инициативу школьников в социально значимой деятельности.

Со своей идеей по осуществлению совместной внеурочной деятельности знакомлю ребят во время классного часа, при этом стараюсь всех вовлечь в совместное обсуждение данного проекта, высказыванию дополнительных идей и предложений. Мотивацией для школьников может стать личный вклад в осуществление социально значимых целей.

5. Опишем конструирование и реализацию педагогического процесса − обоснование выбора видов деятельности учащихся, управляющие действия педагога и действия воспитанников.

Целью нашей внеурочной деятельности является знакомство с информацией о нанесении вреда окружающей среде при неправильной утилизации батареек. Привлечение ребят к осознанному отношению к окружающей среде путем правильной утилизации батареек.

Задачи для реализации проекта:

  • Рассказать и показать фильм о вреде батареек для окружающей среды;

  • Предложить ребятам принести батарейки из дома;

  • Выбрать ближайший к школе пункт приема батареек;

  • Определиться со временем и всем классом посетить пункт приема батареек и сдать их;

  • Распечатать материал о доступных пунктах приема батареек в городе, раздать ребятам.

  • Закрепить социально-значимую тему интерактивной игрой.


На общешкольном собрании необходимо рассказать родителям о результатах проекта, акцентируя внимание социально-значимой деятельности ребят, а также попросить родителей поддерживать ребят в стремлении к бережному отношению к окружающей среде.