Файл: Практическая работа по теме Целостный педагогический процесс единство обучения и воспитания Условия поставленной задачи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа
по теме «Целостный педагогический процесс: единство обучения и воспитания»
Условия поставленной задачи
Я являюсь классным руководителем 5-го класса. В классе 25 человек. По словам учительницы начальной школы, дети болеют за свои оценки, хотя в классе есть слабоуспевающие. Большинство детей эгоистичны, привыкли думать, прежде всего, о себе. Многие школьники занимаются дополнительным образованием в кружках художественно-эстетической и спортивной направленности и поэтому после уроков, как правило, сразу уходят из школы. Опыта общественной деятельности в начальной школе дети фактически не приобрели.
Ключевая задача
Дать описание организуемого мною в течение определенного периода педагогического процесса, направленного на побуждение школьников к проявлению созидательной инициативы в социально значимой деятельности, используя возможности преподаваемого мною предмета – информатики.
Решение поставленной задачи
-
Сначала определим, опираясь на какое теоретическое знание, я смогу решить поставленную задачу. Для этого изучаем различные статьи о психологическом развитии детей в данном возрасте, в том числе «Особенности социально-психологической адаптации пятиклассников» А.М. Первитской и Н.Ю. Деминой, а также знакомимся с трудами, касающимися педагогики и психологии, например Кан-Калика В.А., Леонтьева А.А., Налчаджяна А.А., Райса Ф., Рогова В.И., Безруких М.М., Ефимовой С.П., Ивановой Н.В., Кузнецовой М.П. и других авторов.
Возраст пятиклассника является переходным от младшего к подростковому. В этот период во взаимодействии со сверстниками характерно:
-
установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками становится ведущим видом деятельности; -
переходят на внутригрупповые нормы поведения, те, которые установил сам и сверстники; -
огромный интерес к сверстникам, в отношениях с которыми отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социального взаимодействия; -
потребность в признании и самоутверждении, личном авторитете реализуется в среде сверстников; -
расширяется круг общения; -
становится значимым отношение других к ним и их к другим; -
возрастают требования к окружающим; -
развивается способность к эмпатии (пониманию и сопереживанию чувствам других людей).
Также в этом возрасте для ребёнка учитель уже не является непререкаемым авторитетом, мнение учителей всё ещё является важным, хотя постепенно более значимыми становятся сверстники.
В отношениях со взрослыми и родителями:
-
ярко выражены как стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок; -
начинают проиграть различные роли дома и в школе и пробуют, как на ту роль будут реагировать взрослые (роль лидера, роль знатока, души компании, задиры); -
возрастающая потребность в независимости может найти проявление в негативизме – стремлении противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых. -
стиль взаимоотношений подростка с родителями, существующий в семье, оказывает большое влияние на развитие личности и на формирование стиля отношений подростка к другим людям, в частности сверстникам; -
склоны к спорам и возражениям, исчезает слепое следование авторитету взрослого; -
резкое критическое отношение к взрослым, негативизм, чрезвычайная обидчивость.
Также достаточно сильно выражено желание хорошо учиться, так, чтобы взрослые были довольны («не огорчались и не переживали», радовались»). На мотивацию учения влияют успех или неуспех деятельности: если достижения невелики, то остро переживают неумелость, неспособность, невыгодное положение среди сверстников. Большое значение имеет внешняя оценка результатов деятельности, высокую оценку расценивают как подтверждение своих способностей.
-
Для того, чтобы определить, что влияет на то, что многие дети уходят из школы сразу после уроков, необходимо составить социальный паспорт класса.
Исходя из информации в паспорте, многие дети после окончания уроков посещают различные секции и кружки, а также есть ученики из неполных и многодетных семей, где школьнику приходится сразу после учебного времени возвращаться домой, т.к. на него возложена ответственность за помощь родителям по хозяйству и присмотр за младшими членами семьи.
Для того, чтобы успешно организовать внеурочную общественную деятельность и привлечь всех учеников класса, мне необходимо обсудить с родителями школьников время, в которое они свободны, либо их можно было бы освободить от дел после уроков без вреда для внешкольной жизни учеников.
-
Далее изучаем информацию о том, как решают эту задачу педагоги в современной практике работы со школьниками этой возрастной группы.
Консультируюсь с учителями, являющимися классными руководителями в параллельных классах, о том, каким образом они организовывают подобную внеурочную деятельность на практике. Большинство учителей рекомендуют привлекать ребят к социально значимой деятельности, такой как помощь пожилым людям и людям с ограниченными возможностями здоровья, помощь и уход за животными, содержащимися в приютах, бережное отношение к окружающей среде.
-
Продумаем и опишем компоненты педагогического процесса, которые будут мотивировать созидательную инициативу школьников в социально значимой деятельности.
Со своей идеей по осуществлению совместной внеурочной деятельности знакомлю ребят во время классного часа, при этом стараюсь всех вовлечь в совместное обсуждение данного проекта, высказыванию дополнительных идей и предложений. Мотивацией для школьников может стать личный вклад в осуществление социально значимых целей.
5. Опишем конструирование и реализацию педагогического процесса − обоснование выбора видов деятельности учащихся, управляющие действия педагога и действия воспитанников.
Целью нашей внеурочной деятельности является знакомство с информацией о нанесении вреда окружающей среде при неправильной утилизации батареек. Привлечение ребят к осознанному отношению к окружающей среде путем правильной утилизации батареек.
Задачи для реализации проекта:
-
Рассказать и показать фильм о вреде батареек для окружающей среды; -
Предложить ребятам принести батарейки из дома; -
Выбрать ближайший к школе пункт приема батареек; -
Определиться со временем и всем классом посетить пункт приема батареек и сдать их; -
Распечатать материал о доступных пунктах приема батареек в городе, раздать ребятам. -
Закрепить социально-значимую тему интерактивной игрой.
На общешкольном собрании необходимо рассказать родителям о результатах проекта, акцентируя внимание социально-значимой деятельности ребят, а также попросить родителей поддерживать ребят в стремлении к бережному отношению к окружающей среде.