Файл: Экзаменационный билет 1 Предмет и метод земельного права. Предмет земельного права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

  1. Предмет и метод земельного права.

Предмет земельного права – это совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в сфере использования, управления, охраны земель, урегулированные нормами земельного праваМетод – совокупность юридических способов воздействия на участников юридических отношений.

2. Понятие и порядок ведения государственного кадастра недвижимости

Порядок ведения государственного кадастра недвижимости устанавливает структуру, состав кадастровых сведений и правила внесения кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, а также структуру, состав и правила ведения кадастровых дел. В Реестр вносятся общие сведения о земельном участке, о местоположении границы земельного участка, о частях земельного участка, среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель для муниципального района (городского округа). 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2

  1. Изъятие земель для государственных и муниципальных нужд.

4 ст. 281 ГК РФ принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения. В этом случае сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка, определяются судом.

  1. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения включает в себя нормы, регулирующие отношения по использованию земель в зависимости от целей сельскохозяйственного использования, региона использования и качества земель; по определению порядка использования земель различными субъектами сельскохозяйственной




ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3

  1. Земельное право как наука и учебная дисциплина.

Земельное право как наука – это система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовой анализ его и родственных отраслей зарубежных стран.

2. Уголовная ответственность за земельные правонарушения.

Существует 3 группы составов земельных преступлений:

а) носящие экологический характер (имеет место посягательство на землю как элемент экосистемы): специальные составы: ст. 254 — порча земли и ст. 255 — нарушение правил

б) носящие экономический характер (имеет место посягательство на землю как хозяйственный, имущественный объект): специальный состав ст. 170 — регистрация незаконных сделок с землей; общие составы: ст. 167 -умышленное уничтожение или повреждение имущества, ст.

г) связанные с землей (имеющие непосредственное отношение к тому, что произрастает на земле). Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 231),

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4

  1. Земельные участки, изъятые из оборота и ограниченные в обороте.

Все земельные участки, в отношении которых существуют ограничения оборота, подразделяются на два вида. К первому виду относятся земли, изъятые из оборота. Они не могут предоставляться в частную собственность и быть объектами гражданско-правовых сделок. Ко второму виду отнесены земли, ограниченные в обороте.

2 Источники земельного права.

Источниками земельного права являются нормативно-правовые акты, принятые компетентными органами государственной власти и органами местного самоуправления, регулирующие отношения, возникающие при использовании земли.




ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5

1. Государственное управление земельным фондом.

Государственное управление земельным фондом - часть государственного управления, объектом которого является земля, организация ее рационального использования и охраны. Все земли в пределах РФ = единый земельный фонд России.

По характеру управления и объему его функций различают:

  • общее государственное управление - осуществляется государственными органами общей и специальной компетенции и имеет территориальный характер. Оно распространяется на все земли в пределах определенной территории (Российская Федерация в целом, субъекта) независимо от категории земель и субъектов права на земельный участок, чаще всего в пределах границ административно-территориальных образований.

  • ведомственное (отраслевое) управление - строится по принципу подведомственности предприятий, учреждений, организаций, которым предоставлены земли, и не зависит от территориального размещения земель. Ведомственное управление осуществляется под контролем органов общего государственного управления и является более узким по объему. Оно ставит целью выполнение задач, стоящих перед соответствующей отраслью народного хозяйства.

  • внутрихозяйственное управление - осуществляют сами собственники земли, землепользователи, арендаторы. Внутрихозяйственное управление представляет собой хозяйственную деятельность, которая направлена на обеспечение порядка хозяйственной эксплуатации земли в соответствии с ее целевым назначением. Оно является продолжением государственного управления и преследует общую с ним цель — обеспечение рационального использования и охраны земель. В процессе внутрихозяйственного управления землевладельцы осуществляют внутрихозяйственную организацию земельного участка, внутрихозяйственный учет, контроль за использованием и охраной земель и т. д.

Органы исполнительной власти, осуществляющие управление ЗФ, подразделяются на органы общей и специальной компетенции.

Органы общей компетенции:

  1. Правительство РФ

  2. Соотв. органы гос. власти субъектов РФ

  3. Органы местного самоуправления— городские, районные, поселковые и сельские администрации.

Органы специальной компетенции подотчетны исполнительно-распорядительным органам общей компетенции и делятся на функциональные (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Министерство имущественных отношений РФ, Министерство природных ресурсов и экологии) и отраслевые (ведомственные) органы - министерства и ведомства, в ведении которых находятся земли определенного целевого назначения (Министерство сельского хозяйства.

2 Особенности и основные принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения.

В ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» обозначены способы перераспределения зу и зем. долей между собственниками, властными органами и иными лицами. Основные способы — это купля-продажа, аренда (в том числе аренда земель, находящихся в гос. и муницип. собственности), наследование.

При продаже зу из земель с\х назначения субъект РФ или муницип. образование имеет преимущественное право покупки такого зу по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия зу для госуд. или муниципальных нужд. Продавец зу из земельс\х назначения обязан известить в письменной форме высший исполнит. орган госуд. власти субъекта РФ или орган МСУ о намерении продать зу с указанием цены, размера, местоположения зу и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет.

В аренду могут быть переданы прошедшие госуд. кадастровый учет зу из земель с\х назначения, в том числе зу, находящиеся в долевой собственности. Договор аренды находящегося в долевой собственности зу из земель с\х назначения и соглашение об установлении частного сервитута в отношении такого зу могут быть подписаны лицом, уполномоченным решением общего собрания участников долевой собственности совершать без доверенности сделки с таким зу, если условия указанных договора и соглашения соответст.условиям, определенным решением общего собрания участников долевой собственности. ЗУ из земель с\х назначения, находящиеся в гос. или муницип. собственности, также могут предоставляются гр. и юр. лицам на условиях аренды.

Кроме того, зу с/х назначения могут наследоваться.

Оборот данных зу осложнен ограничением на участие в нем ин. лиц. Так, ин. граждане, ин.юр. лица, лица без гражданства, а также юр. лица, в уставном (складочном) капитале которых доля ин. граждан, ин. Юр. лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать зу из земель с\х назначения только на праве аренды.

Также определенные сложности вызывает преимущественное право на приобретение зу с\х назначения муниципальными образованиями, субъектами РФ. Прежде всего, сложность заключается в участии в обороте недобросовестных лиц. Недобросовестность может выражаться в совершении мнимых сделок с целью последующего отчуждения ценных с\х земель, в результате чего может быть нанесен материальный и экол. вред стране и обществу.

Основные принципы регулирования оборота земель с/х назначения закреплены в ст. 1 ФЗ «Об обороте земель с/х назначения»:

  1. сохранение целевого использования земельных участков;

  2. установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица;

  3. преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;

  4. преимущественное право участников долевой собственности на земельный участок на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности;

  5. установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6

1. Административная ответственность за земельные правонарушения.

Меры административной ответственности за нарушение земельного законодательства установлены ст. 74 ЗК РФ и КоАП.

Административно-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства применяется в форме административного штрафа, налагаемого на правонарушителя (граждан, юридических лиц, должностных лиц независимо от формы собственности и подчиненности). Меры административной ответственности в различных случаях применяются должностными лицами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Росприроднадзором, Роспотребнадзором, а также путем вынесения судом постановления по делу об административном правонарушении.

Группы земельных правонарушений:

    1. деяния, нарушающие право собственности и право пользования земельным участком (самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1)

    2. нарушения порядка государственного управления (действия или бездействие граждан и организаций, нарушающие порядок государственного учета и контроля земель, а также невыполнение должностными лицами обязанностей в области регулирования земельных отношений);

    3. нарушения требований в области охраны земель (самовольное снятие, перемещение или уничтожение плодородного слоя почвы, порча земли в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами).


2. Соотношение земельного и гражданского законодательства.

Предметом гражданского права являются имущественные и личные неимущественные отношения. Предметом же земельного права являются земельные отношения, которые представляют собой комплекс имущественных и управленческих отношений.  П. 2ч. 2 ст. 3 ГК РФ предусматривает, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. В п. 1 ч. 2 ст. 2 ЗК РФ говорится, что нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу. 

Земельные отношения - это единые отношения, объектом которых является земля как недвижимое имущество особого рода, и регулирование этих отношений осуществляется как земельным, так и гражданским законодательством.

Нормы гражданского права применительно к регулированию земельных отношений носят общий характер, используются понятийный аппарат, основные принципы и нормы гражданского законодательства.

В земельном законодательстве — специфика правового регулирования земельных отношений (земля не только объект недвижимости, но и природный ресурс и средство производства).

Гражданское законодательство относится к ведению России, земельное – к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.






ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7

1. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Право пожизненного наследуемого владения - ограниченное вещное право на земельный участок, которое может принадлежать только гражданину (может принадлежать и нескольким физическим лицам, каждое из которых обладает долей в праве ПНВ).

Данное право может передаваться по наследству (п. 1 ст. 266 ГК)

Объектом ПНВ могут быть только земельные участки, находящиеся в публичной собственности (ст. 265 ГК), а основанием возникновения ПНВ может быть лишь принятое публичным собственником решение о предоставлении земельного участка во владение.

Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие ЗК РФ не допускается.

Предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в пожизненное наследуемое владение, сроком не ограничивается.

Земельный участок, предоставленный в пожизненное наследуемое владение, остается в государственной или муниципальной собственности.

Обладатель права пожизненного наследуемого владения вправе передать земельный участок только по наследству.

Гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения, вправе владеть и пользоваться земельным участком:

  • Владелец земельного участка может передавать его другим лицам в аренду или безвозмездное срочное пользование.

  • Продажа, залог земельного участка и совершение его владельцем других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение земельного участка, не допускаются.

  • Право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на участок либо в силу принудительного изъятия.

2. Государственный земельный надзор.

Государственный земельный надзор (ст. 71 ЗК РФ) - это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на:

    1. предупреждение, выявление и пресечение нарушений гос органами, юр и физ лицами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и

    2. систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства, анализ и прогнозирование состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Органами, осуществляющими государственный земельный надзор, являются:

    1. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, и ее территориальные органы

    2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы

    3. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8

1. Понятие и виды земельно-правовых сделок.

Земельно-правовые сделки - действия граждан и юридических лиц по

установлению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей по

поводу земли как природного объекта и недвижимого имущества.
В зависимости от объема передаваемых гражданских прав и обязанностей на земельные участки земельно-правовые сделки можно разделить на две группы:

  • сделки, связанные с передачей всех правомочий собственности и отчуждением земельного участка - купля-продажа права частной собственности на земельный участок, мена, дарение, различные формы приобретения права частной собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, изъятие путем выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

  • сделки, в результате которых передается часть правомочий собственности.

Часть правомочий собственности передается в результате сделок аренды, пользования (временного, постоянного, ограниченного), пожизненного наследуемого владения, ренты, залога, передачи в доверительное управление.
К земельно-правовым сделкам не относятся действия, связанные с принудительным изменением либо прекращением прав на земельные участки. В эту категорию не попадают принудительное прекращение прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками ввиду ненадлежащего использования земельного участка, изъятия земельного участка, находящегося в частной собственности, используемого с различного рода нарушениями, реквизиция, конфискация и национализация.
2. Правовой режим земель населенных пунктов.

Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских населенных пунктов, которые отделены чертой (внешняя граница нас. пункта) от земель других категорий.

В состав земель нас. пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к след. территориальным зонам:

1) Жилым – в составе жилых зон, земельные участки предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового, социального и иного назначения (промышленные и складские объекты, если их деятельность не оказывает вредного воздействия. К жилым зонам относятся территории садоводческих и дачных кооперативов, расположенных в пределах границ нас. пунктов)

2) Общественно деловым – земельные участки предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными объектами, предназначенными для общественного использования;

3) Производственным– в составе этих зон, земельные участки предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими и иными производственными объектами. К этой зоне также относится санитарно-защитная зона этих объектов;

4) Инженерных и транспортных инфраструктур – в составе этих зон, земельные участки предназначены для застройки объектами ж/д, автомобильного, речного, морского, воздушного, трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры;

5) Рекреационным – в составе этих зон, зем. участки предназначены для городских лесов, скверов, парки, городских садов и других земельных участков, используемых для отдыха граждан и туризма;

6) Сельскохозяйственного использования – это земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями и сооружениями, которые. используются в целях ведения с/х производства;

7) Специального назначения – предназначены для размещения кладбищ, крематориев, свалок бытовых отходов и др. объектов, которые не могут находится в бытовых зонах;

8) Военных объектов – здесь находятся военные объекты, различные полигоны, тюрьмы);

9) Иным территориальным зонам – это земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, водными объектами. Данные зем. участки не подлежат приватизации.

10) Особоохраняемых территорий – зона включает земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Характерные особенности правового режима земель населенных пунктов:

1.Преимущественное использование этих земель как пространственного базиса для целей застройки, удовлетворения социально-экономических, экологических, санитарно-гигиенических нужд жителей данного населенного пункта. 

2. Компактность общей (единой по своему земельному массиву) территории, которая ограничивается от земельных категорий городской, поселковой чертой или чертой сельского населенного пункта (т.е. внешней границей соответствующего поселения). 

3.Преобладание в составе земель населенных пунктов муниципальной собственности. Значительное место также занимают и земли, находящиеся в частной собственности. Особенно это характерно для сельских населенных пунктов, средних и малых городов и поселков. 

4.Управляют землями муниципальные органы, которые определяют правовой режим использования и охраны земель, порядок и нормативы предоставления их в пользование, перевод земель из одного вида в другой, осуществляют муниципальный контроль, разрешают земельные споры и т.д. Основное целевое назначение земель данной категории – удовлетворение жилищных, производственных, социальных, культурно-бытовых нужд граждан, проживающих на территории населенных пунктов.





ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9

  1. Развитие земельного законодательства в ходе реформ 90-х годов.

Земельная реформа, начатая в России в 1990 году, имела следующие цели:

-Осуществление перехода к многообразию форм собственности на землю, землевладения, землепользования;

-Обеспечение социально справедливого и экономически обоснованного перераспределения земель;

-Создание равных экономических условий для всех форм хозяйствования;

-Создание механического механизма регулирование земельных отношений и стимулирования рационального использования и охраны земель;

-Прекращение процесса деградации земли и других, связанных с нею природных ресурсов, обеспечение их восстановления.

В конце 1991 года, как и во многих государствах мира, в России были введены платежи за землю: земельный налог, арендная плата, цена земли в случае ее купли-продажи.

В период с 1992 по 1993 года было принято более 50 основных нормативных документов для реализации земельной реформы.

Важным шагом в правовом регулировании земельных отношений являлся Указ Президента РФ от 27.10.1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», который впервые отнес землю к объектам недвижимости. Указом были отменены большинство ограничений на отчуждение земли, расширен перечень сделок с земельными долями.

1997 год ознаменовался важным для развития земельных отношений в РФ событием: принятием в июле ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (вступил в силу в феврале 1998 г.). Этот закон определил основные принципы и порядок регистрации прав на недвижимость и формирования единой системы регистрации, исключив из этой системы органы Госкомзема России.

2. Субъекты и объекты земельных правоотношений.

Объектами земельных правоотношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.

Субъектами земельных правоотношений являются граждане, юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования. Под гражданами, субъектами земельных отношений, в данном случае следует понимать как граждан РФ, так и иностранных граждан и лиц без гражданства (т. е. физических лиц).





ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 11

  1. Разграничение государственной собственности на землю.

Разграничение государственной собственности - это правовой институт, регламентирующий вопросы распределения собственности государства при его федеративной организации между Федерацией и субъектами, ее образующими.
Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке:

-специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности.
-подготовленные и согласованные с органами государственной власти перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации;
-сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра.

2. Правовой режим земель водного фонда.

Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется:

-Земельным кодексом РФ;

-водным законодательством.

К землям водного фонда относятся:

-земли, занятые водными объектами.

-земли водоохранных зон водных объектов;

-земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, -гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов.

Основное целевое назначение земель водного фонда заключается в использовании их для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение питьевых, бытовых, оздоровительных и других нужд населения, а также водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных и общественных потребностей.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 12

1. Компенсация вреда, причиненного земельным правонарушением.

Для урегулирования возникшего земельного спора по общему правилу существует два варианта: –досудебный;

–судебный.

В первом случае сторона, причинившая вред, добровольно соглашается самостоятельно (за свой счет) устранить возникший ущерб в полном объеме. Если же одна из сторон отказывается от условий досудебного урегулирования спора, потерпевшая сторона имеет право обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов.

Потерпевшая сторона может истребовать как уже затраченные средства (если она за свой счет устранила причиненный вред), так и те, которые будут необходимы в будущем для восстановления имущества. Так, если действия какого-либо лица повлекли за собой загрязнение почвы, оно обязано возместить расходы на устранение неблагоприятных последствий. Или, например, если лицо самовольно заняло чужой земельный участок и уничтожило имущество, расположенное на нем, то оно обязано возместить стоимость всего уничтоженного имущества в полном объеме.

2. Порядок купли-продажи земельных участков.

сделка по купле-продаже участка проходит в два этапа: первый – заключение договора; второй – регистрация в Росреестре права собственности нового владельца на участок. Сделка по купле-продаже объекта недвижимости может быть совершена в простой письменной форме, а может быть оформлена нотариально.





ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 13

  1. Понятие и содержание мероприятий по мелиорации и рекультивации земель.

Мелиорация земель - это коренное улучшение земель путем проведения гидромелиоративных, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агромелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий.
В зависимости от характера мелиоративных мероприятий различают следующие типы мелиорации земель: - гидромелиорация; - агролесомелиорация; - культуртехническая мелиорация; - химическая мелиорация.

Рекультивация нарушенных земель – это их восстановление для с\х, лесохозяйственных, санитарно-оздоровительных и иных целей.

2. Состав земель населенных пунктов (территориальные зоны).

В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

1) жилым;

2) общественно-деловым;

3) производственным;

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

5) рекреационным;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 14

  1. Общие правила и специфические особенности наследования земельных участков.

Согласно ст. 1181 ГК принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях.

При наследовании земельного участка или права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, водные объекты, находящиеся на нем растения, если иное не установлено законом.

Земельные участки могут также наследоваться, если они принадлежали ему на основании особого права - пожизненного наследуемого владения (ст. 265 ГК).

2. Понятие и содержание землеустройства.

Под понятием «землеустройство» понимаются мероприятия по всяческому улучшению фактического состояния территорий, детальному описанию расположения и границ конкретных местностей, обеспечения рациональной эксплуатации сельскохозяйственных и прочих земель физическими и юридическими лицами.
Содержание землеустройства заключается в следующих мероприятиях: изучение состояния земель в целях получения информации об их количественном и качественном состоянии на основе почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель и проведения инвентаризации земель.