Файл: Понятие права социального обеспечения. Функции и формы социального обеспечения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 461
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие права социального обеспечения. Функции и формы социального обеспечения.
2. Предмет, метод права социального обеспечения.
3. Система права социального обеспечения.
4. Принципы права социального обеспечения.
5. Источники права социального обеспечения.
7. Субъекты и объекты в праве социального обеспечения.
8. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению.
10. Правоотношения по поводу выплаты пособий.
11. Правоотношения по поводу предоставления медицинской помощи.
14.Исчисление трудового стажа и его доказательства.
18.Пенсии по инвалидности (страховая и государственная).
19. Пенсии по случаю потери кормильца (страховая и государственная).
22. Понятие пособий по система социального обеспечения. Классификация пособий.
23. Пособие по временной нетрудоспособности.
24. Виды пособий в связи материнством, отцовством и детством
27.Социальное пособие на погребение.
28.Компенсационные выплаты в праве социального обеспечения.
29.Субсидии по системе социального обеспечения.
30.Виды медицинской помощи и их содержание.
32. Санаторно-курортное лечение.
33. Формы социального обслуживания и виды социальных услуг.
34. Социальное обслуживание инвалидов.
35.Пенсионная система России на современном этапе.
37.Виды страхового обеспечения пострадавших от несчастных случаев на производстве.
38. Пособие по безработице (право, размеры, продолжительность выплаты).
На равных основаниях с гражданами РФ право на социальное обеспечение имеют постоянно проживающие в России иностранные граждане и лица без гражданства, если международным договором или федеральным законом не предусмотрено иное. Постоянно проживающими считаются лица, получившие в установленном законом порядке вид на жительство.
Иностранные граждане, временно находящиеся на территории России, имеют право на социальное обеспечение при наличии соответствующих международных договоров. Беженцам предоставляются лишь отдельные виды обеспечения.
Принцип всеобщности служит базой для реализации права на медицинскую помощь и лечение, на государственную помощь в содержании и воспитании детей. Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. впервые предусмотрел наряду с трудовыми пенсиями (по старости, инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца) право на социальную пенсию любому гражданину, независимо от его трудовой деятельности, ставшему нетрудоспособным в силу старости, наступления инвалидности
Дифференциация условий, определяющих право на социальное обеспечение
Система общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения, является сложной и многообразной. Социальное обеспечение не может игнорировать такие факторы, как пол, возраст, условия прошлого труда, состояние здоровья и прочие обстоятельства, влияющие на трудоспособность и во многих случаях приводящие к утрате источника средств существования. Они непосредственно отражаются в содержании конкретных институтов и норм, обусловливают их дифференциацию. Критерии дифференциации могут не иметь никакой связи с субъектом отношений, то есть носить объективный характер: природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия прошлого труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей и состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды)
Гарантированность социальной помощи
Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Содержание данного принципа выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальную помощь, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни. Это —
достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично; утрата кормильца семьей; длительная профессиональная деятельность в определенных сферах; беременность и роды; наличие детей в семье; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, в постороннем уходе, средствах передвижения; протезирование; вынужденное переселение; смерть близких и т. д. Данные обстоятельства выполняют роль юридических фактов, влекущих определенные правовые последствия, связанные с возникновением права на тот или иной вид обеспечения. Государственная помощь оказывается, когда лицо объективно уже или еще не способно трудиться, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах, удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью и т. д
Ориентация социального обеспечения на достойный уровень жизни
Конституция РФ провозглашает Россиюсоциальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Достойная жизнь предполагает наличие средств, необходимых для удовлетворения не только минимальных физиологических потребностей, но и социальных и духовных интересов личности.
Однако сегодня не достигают величины прожиточного минимума не только минимальные размеры пенсий, но и средние. Это означает, что отечественная пенсионная система находится в кризисе. Пытаясь его преодолеть, правительство лечит следствие, а не причину, поскольку изменяет лишь механизм исчисления пенсий. Однако любая методика расчета пенсий имеет как достоинства, так и недостатки.
Многообразие видов социального обеспечения
Данный принцип находит свое выражение в том, что в случае наступления того или иного социального риска государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.). В денежной форме выплачиваются пенсии
, пособия, компенсации, виды которых постоянно расширяются. Так, наряду с традиционными пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет российским законодательством предусмотрены социальные пенсии, досрочные пенсии безработным. Заново сформировалась система социальных пособий на детей. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. 4 предусмотрел следующие виды государственных социальных выплат:[9]
-
пособие по беременности и родам; -
единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; -
единовременное пособие при рождении ребенка; -
ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; -
ежемесячное пособие на ребенка.
Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав
Общеправовой принцип о праве каждого на объединение для защиты своих интересов и гарантированности свободы деятельности общественных объединений находит свое преломление в названном выше отраслевом принципе. Укреплению правового статуса лиц, охватываемых сферой социального обеспечения, способствует их активная позиция в отстаивании своих интересов. Объединения ветеранов, инвалидов, солдатских матерей стали инициаторами ряда законов: «О ветеранах»[11], «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[12].
5. Источники права социального обеспечения.
Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права (т.е. общественные отношения в сфере социального обеспечения).
Классификации источников права социального обеспечения
Источники права социального обеспечения могут быть классифицированы по различным основаниям. В науке наибольшее распространение получили следующие классификации:
1) по степени важности и субординации ( или по юридической силе): делятся на законы и подзаконные акты (например, указы Президента и постановления Правительства) законодательства в сфере социального обеспечения ;
2) по сфере действия: делятся на общефедеральные, республиканские в составе РФ и других субъектов РФ ( областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные;
3) по органам, принявшим нормативный акт;
4) По форме акта источники права социального обеспечения делятся на законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления, приказы, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.
5) по правовым институтам (например, пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии).
Система источников – совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения[1].
Среди источников права социального обеспечения можно выделить несколько групп:
-
Международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ)
2. Законы РФ
3. Подзаконные нормативные акты
4. Нормативные акты субъектов РФ.
5. Локальные нормативные акты.
6. Отграничение права социального обеспечения от других отраслей права ( конституционное право, финансовое право, административное право, трудовое право).
Абсолютно любая отрасль права находится в тесной взаимосвязи с иными отраслями. Право социального обеспечения также является ключевой составляющей централизованной системы национального российского права. Однако данная правовая отрасль имеет и свои особенности, которые характеризуют ее и отличают от других. Однако, несмотря на различия, право социального обеспечения тесно переплетается и с иными отраслями. Право социального обеспечения отличается от иных правовых отраслей, например жилищного или трудового права, предметом регулирования. Например, трудовое право — это такая отрасль национального права, которая направлена на регулирование трудовых отношений, которые складываются между работником и работодателем, а также регулирует иные общественные отношения, связанные с правами и обязанностями субъектов трудовых отношений. В рамках трудовых отношений человек обращается к помощи государственных органов по вопросам помощи поиска работы. До тех пор, пока он не найдет работу, ему полагается пособие по безработице, что выражается уже через право социального обеспечения. Следовательно, можно сказать, что трудовое право в некотором смысле перерастает в право социального обеспечения до момента заключения трудового договора между работником и работодателем. Вступая в отношения трудового характера с работодателями, человек нуждается в обязательном социальном страховании. Работодатель должен застраховать сотрудника и ежемесячно перечислять в соответствующие фонды необходимую сумму. Например, это может быть Пенсионный фонд Российской Федерации или Фонд социального страхования. В случае наступления страховых случаев человек имеет право на получение денежной помощи на необходимые нужды, что также предоставляется в рамках права социального обеспечения. Таким образом, право социального обеспечения достаточно тесно взаимодействует с трудовым правом, так как одно не может существовать без другого.
Административное право регулирует вопросы, связанные с различными органами власти. А именно разработку и соблюдение законов в любой сфере, в том числе и по вопросам социального обеспечения.
Финансовое право, в свою очередь, регулирует отношения, связанные с расходами денежных средств различных государственных фондов, в том числе и Пенсионного фонда Российской Федерации. Подобные отношения не регулируются правом социального обеспечения, а относятся к областям административного и финансового права.